Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации.
Воспитатель является личностью, которая оказывает фундаментальное влияние на развитие дошкольника. Складывающиеся отношения воспитателя с детьми дошкольного возраста одновременно являются результатом образовательного процесса и фактором эмоционального благополучия ребенка. В процессе педагогического общения воспитатель реализует следующие функции: создание благоприятного психологического климата в группе, установление доброжелательных взаимоотношений детей, осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в отдельности.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, формирование положительных отношений, педагогические условия.
The article is devoted to the study of factors influencing the condition for the formation of a positive attitude of older preschool children to the teacher in the preschool educational organization.
The educator is a person who has a fundamental impact on the development of the preschooler. The evolving relations of the educator with preschool children are both the result of the educational process and a factor in the emotional well-being of the child. In the process of pedagogical communication, the educator implements the following functions: creating a favorable psychological climate in the group, establishing benevolent relationships between children, implementing an individual approach to each child individually.
Key words: preschool education, the formation of positive relations, pedagogical conditions.
Эффективная педагогическая деятельность подразумевает направленность на всестороннее развитие личности с учетом природы и культуры как ребенка, так и педагога.
Исследователи дают различные определения термину «педагогические условия». Одно из них звучит следующим образом: «Педагогические условия — комплекс мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания» (В. И. Андреев).
А. Д. Кошелева, В. Р. Лисина подчеркивают, что проблема эмоционального благополучия ребенка в детском саду является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Действительно, ребенок с радостью идет в тот детский сад, где воспитатели демонстрируют собственное расположение и искренний интерес к нему, где его ждут, где ему помогают преодолевать неудачи, радуются его успехам, стараются увидеть в нем потенциально равноправного партнера.
Отметим, что исследованием данного вопроса очень серьезно занимается Е. А. Панько, которая выделила ряд показателей отношения дошкольников к личности воспитателя: частота и содержание обращений к нему, форма обращений, характер ответных реакций на его воздействие, доминирующий тип поведения ребенка в присутствии воспитателя.
Итак, с целью нарисовать образ успешного в своей деятельности педагога, как его видят сегодня дети, был составлен опросник для определения положительного или отрицательного отношения к воспитателю. В исследовании участвовали 23 детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет), которым задавались 10 вопросов, составленных на основе вышеперечисленных показателей отношения к педагогу дошкольников по Панько Е. А. Детям задавались следующие вопросы:
Вопрос № 1: Нравится ли тебе ходить в садик?
Вопрос № 2: По какой причине тебе хочется/не хочется туда идти?
Вопрос № 3: Нравится ли тебе в садике? Что тебе нравится больше всего?
Вопрос № 4: Нравится ли тебе твой воспитатель?
Вопрос № 5: Что тебе нравится в твоем воспитателе больше всего?
Вопрос № 6: Нравится ли тебе, как она выглядит?
Вопрос № 7: Ты всегда понимаешь то, что воспитатель объясняет? Тебе нравится, как она объясняет на занятии материал?
Вопрос № 8: Чему учит вас воспитательница на занятии?
Вопрос № 9: В чем воспитательница помогает тебе?
Вопрос № 10: Какие качества тебе нравятся в твоей воспитательнице? Какая она по характеру?
Проанализировав ответы детей на вопрос № 1, участвующих в эксперименте, можно сделать вывод, что 70 % (17 человек) детей ходят в сад с удовольствием, и 30 % (7 человека) сказали, что нет. И если взять за основу ответы на вопрос № 2, можно сделать вывод о причине того, почему в сад ходить не нравится: «приходится рано вставать», кто-то скучает по маме, -- что никак не связано с личность и отношением самого педагога. Судя по ответам на второй вопрос, можно отметить, что детей привлекает в детском саду, прежде всего, игра, как все еще ведущий вид деятельности, также музыкальные занятия, прогулки, а также уроки рисования. На вопрос о том, что больше всего нравится детям в садике, также были отмечены игры, интерес к учебе, а также разнообразные занятии.
На вопрос № 4 и № 5 10 детей ответило, что им нравится их воспитатель, однако каждый из них отметил разные качества, которые привлекают его в воспитателе больше всего. Так, 4 человека отметили такое качество как доброта, при этом 5 человек отметили внешний вид и красоту воспитателя. Из чего можно сделать вывод, что дети особо чувствительны к внешнему виду педагога, а затем они уже отмечают его личные качества. Трое из опрошенных отметили ум, как самое привлекательное качество в воспитателе. Особое значение в исследовании имели ответы на вопрос № 10, в котором воспитанникам необходимо было отметить то качество характера, которое нравится и в своем педагоге. Были получены следующие ответы: заботливая, добрая, много знает, веселая, любит детей, умная.
Опираясь на ответы детей, можно сделать вывод, как ранее отмечала и Панько Е. А., что старшие дошкольники оценивают педагога неразборчиво, особо отмечая какие-то детали во внешнем виде педагога, его качествах личности. Кроме того, опираясь на то, что дети этого возраста демонстрируют интеллектуальную готовность и тягу к школе, в своих ответах дети часто давали оценку знаниям воспитателя и его способности объяснять материал.
Полученные результаты в ходе опроса детей, дают возможность сделать следующие выводы:
- первоначально дети оценивают внешний вид воспитателя, переходя к оценке его деятельности, а затем к оценке его нравственных качеств;
- отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к детям самого воспитателя;
- чем старше дети становятся, тем больше они могут давать обоснованную оценку своего отношения к педагогу.
Важнейшим фактором повышения эффективности педагогического взаимодействия является организация совместной деятельности педагога с детьми. Организацией деятельности является стиль общения, присущий педагогу.
- Первое впечатление о воспитателе может быть основано на сформированных прежде представлениях о людях или представлениях о воспитателе авторитетных для ребенка лиц, которые дошкольники могут принимать на веру. Однако отношение к воспитателю у ребенка неустойчиво и может меняться как в худшую, так и в лучшую сторону. И потому именно от самого педагога по большей части зависит отношение к нему воспитанников.
- Как правило, дети хорошо относятся к воспитателям. Оцениваются нравственно-эстетические и операционно-деловые качества. Нравятся добрые и привлекательные воспитатели, которые уделяют достаточно внимания ребенку.
- Отрицательное отношение к воспитателям встречается нечасто, его вызывают обычно педагоги с авторитарным стилем воспитания и негативным отношением к детям. Плохое отношение к педагогу является следствием того, что воспитатель закрыт, не расположен к детям, проявляет сухость при общении, резкость в тоне голоса, сдержанность чувств, не выражает доброту и внимание, навязывает свою точку зрения воспитанникам, неинициативен, необщителен, не обладает чувством юмора и креативностью.
- Положительное отношение старших дошкольников к воспитателю проявляется в приязни, доверии, интересе, спокойствии, стремлении подражать ему и выполнять его требования. Хорошее отношение детей к педагогам способствует созданию благоприятного психологического климата, что, в свою очередь, помогает ребенку гармонично развиваться, раскрывать свой потенциал.
Таким образом, взаимоотношения воспитателя и дошкольника, будут эффективными только в том случае, если каждый из участников общения способен понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.
Литература:
- Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982; Буре Р. С., Островская Л. Ф. Особенности отношений воспитателя с детьми // Детский сад со всех сторон. — 2002. — № 12. — С. 1–5;
- Дрёмина И. Е., Савельева Л. Р. Воспитатель детского сада: каким его видят дети // Детский сад от А до Я. — 2010. — № 1 (43). — С. 54–59.
- Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003;
- Карандашов Ю. Н. Как дети понимают взрослых? — Минск: Изд-во БГУ, 1981;
- Карташева Т. Р. Своеобразие мотивов отношения детей дошкольного возраста к личности воспитателя // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1967;
- Кошелева А. Особенности взаимоотношений взрослого и ребенка // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 8. — С. 91–96; Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. — Минск: Высшая школа, 1986.
- Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.;
- Лисина В. Р. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 3. — С. 45–50.
- Петрова О. В. Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ // Евразийский союз ученых. — 2016. — № 2–5 (23). — С. 35–37.
- Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под редакцией В. К. Котырло. — М.: Просвещение, 1987. — 144 с.