Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чулюк, В. В. Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности / В. В. Чулюк. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8407/ (дата обращения: 23.11.2024).

«Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества» [1, с. 37]. Мы полностью согласны с мнением автора, так как именно воспитание вырабатывает определенные качества личности человека и создает положительное или отрицательное отношение к обучению. Обучение и воспитание формируют у человека знания, умения и навыки. Человек узнает много нового и интересного об окружающем мире. Этим занимается педагогика — наука о воспитании и обучении человека. Если вспомнить историю, то можно заметить, что в глубокой древности не существовало разделения труда. Все люди, независимо от возраста, участвовали в процессе добывания пищи. Они охотились, занимались собирательством. Дети наблюдали за взрослыми, приобщались к труду, благодаря чему у них вырабатывались различные умения и навыки. Позже, у людей возникла потребность в передаче накопленного старшим поколением опыта, в формировании духовных ценностей, нравственности, правил поведения, мировоззрения подрастающего поколения. Благодаря этому появились воспитатели — старейшины рода, обладающие огромным жизненным опытом, отвечающие за воспитание своих подопечных. Так воспитание стало неотъемлемой сферой деятельности людей. Позднее люди поняли, что необходимо не только передавать подрастающему поколению накопленный социальный опыт, но и вырабатывать в них научное мировоззрение. Так возникло обучение — деятельность, главной функцией которого является создание научной картины мира. Само единство воспитания и обучения необходимо для того, чтобы сформировать у детей мировоззрение, нравственные нормы, моральные качества и необходимый социальный опыт.

Впервые, с появлением воспитания люди задумываются о нравственности, духовных ценностях. Взрослые начинают вырабатывать у ребенка такие качества как вежливость, дисциплинированность, трудолюбие. Старшее поколение, в процессе воспитания, развивает в младшем поколении основные качества характера, необходимые для достижения жизненных целей ребенка и обеспечивает его дальнейшее развитие.

Рассматриваемая проблема очень актуальна в наше время, ведь основной этап обучения ребенка начинается со школы, и он кардинально меняет привычный образ жизни ребенка. Школьное обучение — это очень сложная деятельность, требующая своевременное усвоение изученного материала, трудолюбия, терпения и организованности во времени. Когда ребенок начинает обучаться в школе, на его пути возникает множество трудностей: меняется социальное окружение, происходит освоение нового вида деятельности, изменяется темп жизни. В этот период дети младшего школьного возраста сталкиваются с проблемами адаптации. Формирование качеств личности происходит на протяжении всего обучения в школе, так как школа выполняет не только познавательную, но и воспитательную функцию. Именно в этот период времени важно помочь ученику выработать такие качества как трудолюбие, организованность, терпение и целеустремленность. Здесь на помощь приходит педагог.

Для создания у ребят необходимых нам качеств необходимо правильное функционирование системы школа — семья — ребенок. Именно от этих трех составляющих зависит формирование необходимых нам качеств личности и дальнейшая судьба ребенка. Школьное обучение кардинально меняет привычный образ жизни ребенка, он сталкивается с множеством возникших проблем: изменяется социальное окружение ребенка, темп жизни, осваивается новый вид деятельности [2, с. 135]. Именно в этот период очень важно помочь ученику адаптироваться. В данной ситуации ребенку поможет педагог. От того какой у ребенка будет педагог и какие у него с ним сложатся взаимоотношения зависит формирование качеств личности, ведь каждый педагог использует свой стиль педагогического общения. Это особые приемы воспитания, с помощью которых учитель влияет на ученика. Здесь педагогическое общение выступает как определенный фактор развития качеств личности.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [3, с.217]. Учителю не стоит зацикливаться лишь на учебе, необходимо также формировать такие же качества личности как доброжелательность, воля, самоконтроль, выдержка, так как они будут очень сильно помогать ребенку в учебном процессе и достигать своих целей. Деятельность педагога должна быть направлена на создание у детей уверенности в себе и в своих собственных силах, целях и планах. Это принесет свои плоды в будущем. У детей будут развиваться творческие, учебные и личностные способности. Очень важно сформировать уверенность в себе у ребенка на начальном этапе обучения, иначе у ребенка может возникнуть комплекс неполноценности. Последствием этого может стать нежелание учиться, отсутствие инициативы и бездействие.

Демократический стиль общения является наиболее эффективным и самым благоприятным в учебном процессе. В данном случае демократический педагог сможет расположить ребенка к себе, он интересуется точкой зрения ребенка, что позволит воспитать в нем уверенность в своих силах, самодостаточность и коммуникабельность. Главной целью такого общения не запугать, а расположить детей к себе, установить с ними контакт и взаимосвязь. Ребенок с демократическим педагогом помимо уверенности в своих силах приобретает творческий подход к делу, тягу к знаниям и познанию окружающего мира.

Авторитарный стиль основывается на полном послушании ученика учителю. Авторитарный педагог всегда запугивает, угрожает, требует. Такой педагог вырабатывает подобное качества личности как неумение постоять за себя. Ученики не будут обладать уверенностью в своих силах, имея такого педагога. Авторитарного педагога не интересует эмоциональное состояние детей и их интерес к изучаемому материалу. Самый большой минус такого общения заключается в том, что постоянное ощущение стресса и усталости у ребенка может привести к нарушению его здоровья и формирование комплекса неполноценности. Но, несмотря на все вышеперечисленное, авторитарный педагог развивает в детях выносливость, мотивацию к обучению, что позволяет в некоторой степени ускорять учебный процесс.

Либеральный стиль характеризует минимальным вовлечением педагога в учебный процесс. Либеральный педагог представляет собой безынициативного, безответственного и нерешительного человека. Такой педагог не следит за выполнением своих поручений, возлагает слишком много обязанностей на ребенка. Оценка зависит от того, какое настроение у педагога в данный момент времени. Такой педагог подает плохой пример подрастающему поколению, но воспитывает в детях самостоятельность и активность [4, с. 189].

Правильные отношения между детьми и взрослыми влияют на развитие ребенка. Когда у ребенка портится общение с взрослыми, это выливается в различные поступки ребенка. Для обеспечения наиболее эффективных отношений с ребенком необходимо больше обращать внимания на позитивные поступки:

-        взрослый, который стремится поддержать ребенка, прежде всего сам верит в его силы и возможности (нужно помочь ребенку преодолевать трудности);

-        завышенные требования родителей сделают успех недостижимым, ребенок замкнется в себе, у него начнет формироваться низкая самооценка;

-        слушая ребенка, дайте понять ему, что его мнение очень важно;

-        не стоит кричать, когда ребенок не понимает что-либо и не может выполнить домашнее задание, так как это плохо отражается на его нервной системе;

-        не стоит ставить ребенку условия, так как это отражается на психике ребенка, он начинает переживать и нервничать;

-        никогда не вымещай на ребенке свои обиды (он не виноват, что у взрослых плохо сложился день);

-        никогда не унижай ребенка (обида сохраняется на долгие годы и это может испортить отношения в будущем);

-        любить ребенка нужно любым, он, как и взрослые имеет право на индивидуальность.

Но стоит учитывать и то, что многое зависит и от характера самого ребенка и его самовоспитания, ведь оно является важным компонентом самосовершенствования личности. Необходимо наличие внутренней установки и правильной оценки своего поведения. Если он сам будет стремиться к получению хорошего образования, будет слушаться родных и учителей, то из него вырастет хороший, умный, воспитанный и образованный человек.

На основании всего изложенного можно сделать вывод, что формирование качеств личности ребенка зависит от системы школа — семья — ребенок. От того как к ребенку относятся в школе и дома зависит формирование личности. Задача педагога и семьи состоит в том, чтобы обеспечить благоприятные условия для взаимодействия ученика с учителем и другими обучающимися и главную роль в этом играют внутрисемейные отношения, педагогическое общение и самовоспитания ребенка. Осознавая, какое сильное влияние оказывает образование, необходимо формировать положительное отношение к нему.

 

Литература:

 

1.                  Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — Москва: Просвещение, 2008. — 398 с.

2.                  Сластенин В. А., И.Ф Исаев, Е. Н. Шиянов. Педагогика. — Москва: Эксмо, 2008. — 478 с.

3.                  Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. // Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Эксмо, 2004. — 459 с.

4.                  Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.           

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, педагогическое общение, учебный процесс, авторитарный педагог, педагог, подрастающее поколение, демократический педагог, качество личности, привычный образ жизни ребенка, школьное обучение.