В статье рассматриваются вопросы оценки достижений учащихся.
Ключевые слова: контроль, оценка достижений результатов обучения, виды контроля, формы контроля, педагогический процесс, нетрадиционные формы контроля.
Современный этап школьной образовательной деятельности предусматривает особое отношение к диагностике результатов обучения. Согласно стандартам основного общего образования, оценка достижений результатов обучения должна не только «определять основные направления и цели оценочной деятельности», но и «обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения образовательной, обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга» [1, с.28].
Оценка достижений результатов обучения — один из элементов, которые учитываются в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Что же подразумевается под контролем в педагогическом процессе? Обратимся к педагогической литературе. Так, Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров определяют это как, с одной стороны, наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин; с другой стороны, функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел [2, с.63]. А Е. А. Коняева и Л. Н. Павлова определяют контроль в дидактике как «с одной стороны, организацию процесса обучения, с другой — соотношение достигнутых результатов с поставленными целями обучения» [3, с.66].
Иными словами, контроль представляет собой надзор, проверку.
В современной педагогике выделяют следующие виды контроля:
Предварительный контроль. Он проводится в начале учебного года и выявляет готовность участников педагогического процесса к предстоящим занятиям. Оценивается уровень знаний и умений школьников на данный момент, а также пробелы в знаниях за прошлый учебный год.
Текущий контроль. Предполагает постоянное отслеживание результативности на отдельных этапах обучения, выявление недочетов.
Тематический контроль. Проводится после изучения объемной темы.
Итоговый контроль. Представляет собой оценивание результата обучения в течение четверти или всего учебного года.
Заключительный контроль. Аттестация ученика в виде экзамена, по итогам которой выдается документ об окончании школы.
Обратим внимание на такие виды контроля, как контроль текущий и тематический.
Текущий контроль — это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно реагировать на недостатки в процессе обучения, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; а также возвратиться к слабо усвоенным правилам, операциям и действиям.
Текущий контроль особенно важен для учителя в качестве средства своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменении в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме, а оценка фиксирует результат.
Специфика тематического контроля:
− ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, достать материал, исправить полученную ранее отметку;
− при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
− возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Текущий контроль проводится в основном в письменной форме.
Формы контроля находятся в зависимости от специфики организационной структуры учебной работы. Традиционно выделяют 5 ключевых форм контроля:
− фронтальная форма (ученики с места дают короткие ответы на вопросы, составленные учителем по небольшому объему изученного материала);
− групповая форма (контроль осуществляется только для определенной части класса, то есть вопросы ставятся перед конкретной группой учеников, но в этом могут принимать участие и оставшиеся учащиеся);
− индивидуальный контроль (используется для полного ознакомления учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые вызываются для ответа к доске или работают с индивидуальными карточками);
− комбинированная форма (сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым);
− самоконтроль (обеспечивает функционирование внутренней обратной взаимосвязи в ходе обучения).
Помимо традиционных форм оценки активно используются и так называемые нетрадиционные формы. Нетрадиционные формы контроля представляют собой подсистему общего педагогического контроля и являются неотъемлемыми компонентами учебного процесса.
Нетрадиционные формы контроля — это новые, отвечающие современным требованиям способы контроля, в полной мере выполняющие обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностирующую и стимулирующую функции контроля в обучении, а также активизирующие творческий, рациональный и эмоциональный компоненты учеников в процессе учения [4, с.196].
Эти формы могут быть различны по времени выполнения, по степени сложности, по творческому началу и т. п.
Что же используют педагоги нашего образовательного учреждения в качестве оценки достижений учащихся? Остановимся на некоторых формах контроля.
Большой отклик среди педагогов нашел такой метод, как ментальные карты. Они составляются прежде всего при обобщении изученного материала по той или иной теме. Но возможно также их использование при изучении нового материала, так как тот или иной предмет изучения предстаёт при использовании данной формы более наглядно.
Ещё одной формой контроля является «Словарь слов», он применяется в основном учителями начального уровня образования. Сферой применения служит предмет русский язык, а темы связаны с изучением слова в широком смысле (прежде всего в разделе «Лексика»). Данная форма проверки помогает установить, насколько точно ученик разобрался в значении, происхождении, употреблении того или иного словарного слова. Схожа с ней и такая форма контроля, как «портфолио слова».
«Облако слов». Суть методики заключается в том, что исследуемый объект или явление описывается в виде набора ключевых слов (облака слов), которые особым образом вписываются в графическую фигуру. В голове «визуала» картинка начинает ассоциироваться с набором слов, что облегчает усвоение нового материала. В то же время, облако слов может являться хорошей иллюстрацией к статье, материалу. Данную форму можно использовать и при работе с однокоренными словами при изучении русского или любого иностранного языка, и при изучении других школьных предметов, где в качестве «родственных» может выступать любой предмет изучения и сфера его применения.
Лингвистический эксперимент применяется при изучении прежде всего предмета «Русский язык» и тоже предлагает проверку усвоения не только написания, но и употребления в целом того или иного слова. Хорош этот приём при работе с заимствованными словами, и словами, не являющимися общеупотребительными (изучаемые в разделе «Лексика»).
Активно используется и игровая форма. Наибольшую популярность имеет такая форма, как «Своя игра». Данная форма в большинстве случаев используется при завершении изучения той или иной темы. Несомненным плюсом использования данной игры является выбор уровня заданий, которые имеют такие номиналы, как 10, 20, 30, 40 и 50 очков. При проведении игры класс делится на группы. Состав групп может быть различным, но более оптимальным, на наш взгляд, будет деление на группы по 3–4 человека.
Эффективной формой проверки усвоенного материала является написание эссе. Эссе можно использовать при изучении различных предметов. Логичнее данную форму применять на этапе рефлексии, так как это относительно свободная форма, требующая, помимо всего, выражения собственного отношения к предмету речи.
Форма читательского дневника не теряет своей актуальности по-прежнему. Она позволяет не только систематизировать прочитанное, но и соотнести это в определённые группы, такие, как жанры, темы, период написания произведений, авторы и т. п.
Таким образом, использование в учебной деятельности различных форм контроля — как традиционных, так и нетрадиционных — повышает эффективность образовательного процесса на разных этапах обучения.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2014. — 48 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. —М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
- Коняева Е. А., ПавловаЛ. Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание/Е. А. Коняева, Л. Н. Павлова.–Челябинск:Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. –131с.
- Фирсова Н. Г., Бокова А. З., Русанова Е. С. Нетрадиционные способы контроля и оценки знаний школьников в современной школе: Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2013 № 3 (70). C. 195–198.