В статье рассматриваются различные способы проверки домашней работы на уроках русского языка в начальной школе. Представлены основные и неосновные виды проверки, сопоставлены плюсы и минусы различных видов проверки.
Ключевые слова: проверка домашнего задания, способы проверки, домашнее задание, учитель, учащиеся.
Одной из важнейших задач современной школы на сегодняшний день является повышение качества образования. Один из способов повышения качества знаний обучающихся — организация учебного процесса. Проблема повышения качества образования может быть успешно решена только при условии, если высокое качество учебных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой обучающихся. Разнообразные методы и формы обучения, постоянный контроль знаний на уроке, глубина и системность, информационно — коммуникативные технологии влияют на образовательный результат деятельности обучающихся.
Одной из форм организации обучения в школе является домашняя работа. Только самостоятельная работа позволяет школьникам закрепить учебный материал, сформировать умение добывать знания и развивать познавательный интерес [1]. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе аккуратность, трудолюбие. На уроках русского языка имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в долговременную память, ученикам необходимо осуществлять их последующее повторение, чему и способствует домашнее задание. [4].
Мы полагаем, что проверка домашних заданий в классе способствует закреплению умений, позволяет выявить проблемы и затруднения учащихся, служит средством контроля, что стимулирует выполнение учениками домашней работы. Но проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функции проверки позволяет повысить ее воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий. Проверка домашней работы служит либо закреплению ранее изученного материала, либо подготовкой к изучению нового материала.
Проанализировав литературу по теме, выделим следующие основные способы проверки домашнего задания: фронтальный контроль, индивидуальный контроль, взаимопроверка, самопроверка, выборочная проверка.
Используя фронтальный контроль, учитель может проверить не только наличие и правильность работ, но и выполнение дополнительных заданий к упражнению. Плюсом данной проверки является то, что проверяется наличие домашней работы у всех учащихся. На уроке можно провести фронтальный устный опрос, который позволит включить в работу всех учащихся класса, поможет определить общий уровень усвоения материала. По мнению М. Т. Баранова индивидуальный опрос — «это наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся. При индивидуальном опросе вопрос (или задание) адресуется одному учащемуся. Оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем». [2]. Ученики отвечают по вызову учителя, вразброс, с места, или по цепочке, отметки не ставятся. Такой вид проверки позволяет включить всех учеников, весь включен в опрос. Но учащиеся с медленной реакцией не могут качественно проверить упражнение. При проверке по цепочке в ожидании своей очереди ученик может не слушать остальные ответы, в его тетради останутся неисправленные ошибки. Кроме того, обычно заданий на всех не хватает.
Индивидуальный контроль осуществляется на уроке с помощью индивидуальных вопросов. Данная форма позволяет учителю выявить уровень выполнения работы и усвоения материала отдельными учащимися. Индивидуальная проверка может быть разноуровневой, учитывая различный уровень подготовки учащихся.
Взаимопроверка осуществляется путем обмена тетрадями с соседом по парте. Результатом проверки является выставленная в тетради карандашом отметка (критерии оценивания обговариваются заранее). Заняты все учащиеся, формируется умение сопоставлять свои знания и форму ответа с тем, как делают это другие. Важно провести итоговую беседу с учащимися, в которой выяснить причины и характер ошибок, наметить пути их исправления. Минусом проверки является необъективность оценивания знаний учащихся друг другом.
Самопроверка помогает учащимся проверить свою работу путем сравнения с образцом выполнения. Этот способ проверки играет важную роль в развитии орфографической и пунктуационной зоркости детей, приучает находить и самостоятельно исправлять их в домашнем задании. Самопроверка с самооценкой проводится после того, как ученики в определенной мере овладели взаимопроверкой. Учитель выводит на экран правильно выполненный текст упражнения. Как и при взаимопроверке, ученик ставит себе отметку за домашнее задание. Самопроверка формирует постепенное умение видеть свои ошибки. Частым результатом такой проверки является необъективность оценивания знаний, трудности остаются неразрешенными.
Выборочная проверка требует от учащихся умения находить слова с орфограммами в соответствии с целевой установкой учителя. Подобным способом возможно выяснить, как учащиеся овладели различными видами разбора. При выборочной проверке задействован весь класс. Но если ученик плох готов, то такая проверка может затянуться. Можно использовать прием, когда ученик отвечает упражнение по учебнику, а учитель следит по его тетради. В случае расхождений учащемуся предлагается объяснить, например, написание. Так проверяют прочность сформированных умений ученика. Минусом этого способа является то, что невозможно проверить знания у всех учащихся класса.
Рассмотрим неосновные виды проверки домашнего задания.
Визуальная проверка . Пока ученики записывают число, тему урока, учитель проходит по рядам, смотрит в тетрадях учеников наличие домашнего задания, выполнение ими дополнительных заданий к упражнению. Домашнее задание проверяется наличие у всех учащихся, но учитель не может глубоко и качественно оценить знания.
Проверка с сигнальными карточками . Ведущий проверку учитель или ученик по своей тетради/по учебнику называют примеры из домашнего упражнения, а все учащиеся поднимают сигнальные карточки, либо «светофор», в соответствии с заранее оговоренными условиями. Часто неуверенные в себе учащиеся проверяют себя не по тетради, а смотрят, какую карточку поднял сильный ученик. При таком способе проверки весь класс включен в работу, собран.
Уплотненная проверка предполагает ответы нескольких учеников у доски, а учитель в это время организует фронтальную работу с классом. Этот способ эффективен, когда к упражнению дано много разнообразных заданий.
Проверка домашнего задания с помощью диктанта. Учитель диктует из домашнего упражнения слова с орфограммами или предложения, содержащие сложные случаи постановки знаков препинания. По результату этой работы можно определить, насколько усвоена учащимися изученная тема. Целесообразно в конце работы вывести текст диктанта на экран, чтобы дети сравнили свой текст с образцом. Коллективно можно обсудить написание наиболее сложных для написания слов.
Проверка с помощью аналогичного классного упражнения или задания, которое включает трудные случаи из домашнего упражнения. Класс разберется вместе с учителями с трудностями, которые у них возникли. По качеству выполненной работы учитель может судить о самостоятельности выполнения домашнего упражнения и о глубине понимания изученного материала.
Проверка домашнего задания с помощью консультации . Учащимся предоставляется возможность внимательно перечитать тексты домашних работ и отметить все случаи написаний, в правильности которых они сомневаются. Дети задают учителю вопросы о любом из случаев сомнительных написаний. Учитель задает эти же вопросы всему классу, вовлекая учащихся в активную мыслительную деятельность. Подобный вид проверки имеет плюсы. Он развивает орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся и повышает ответственность, совершенствует волевые качества школьников, приучая их преодолевать трудности в работе.
Неосновными способами проверки могут стать и такие формы, как игра — соревнование, проверка с игровым моментом, самостоятельная работа, составление таблиц, тестирование и проверка с помощью тестовых компьютерных программ. В методической копилке каждого учителя есть разные интересные способы.
Желательно предлагать учащимся дифференцированные задания, чтобы обеспечивать индивидуальный подход к разным по уровню развития и степени подготовленности ученикам. Егорова Л. Н. предлагает проводить дифференцированный контроль знаний. «При организации дифференцированного контроля целесообразно оптимально сочетать различные его формы. Например, если учебный материал нетяжелый, то целесообразно организовывать парную или групповую работу, которая дает возможность школьникам самостоятельно проверять уровень своих знаний, способствовать выявлению активности, учиться выражать свои мысли в паре или группе, более осознанно воспринимать новый материал и осуществлять само и взаимоконтроль». [3].
Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование представлений и понятий всего класса. В результате проверки накапливаются объективные оценки знаний детей, что имеет большое воспитательное значение.
Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что учителям на уроках следует проводить проверку домашнего задания различными способами, сочетать разные виды работы на уроке. Это позволяет учителю повысить интерес учащихся к уроку, проверять знания программного материала у большой группы учащихся, накопить отметки, индивидуально подойти к каждому ученику в классе. Однако домашняя работа становится целесообразной только тогда, когда организован учет выполнения заданий. Чем чаще и тщательнее контролируется домашняя работа, тем регулярнее она выполняется. Учителю необходимо организовать работу так, чтобы у обучающихся никогда не возникло сомнение: обязательно ли должно выполняться домашнее задание.
Контроль и оценка домашнего задания являются мотивирующими факторами, они мобилизуют силы и способности школьников. Здесь закладываются основы для воспитания привычки к труду и чувства долга, которые потребуются школьникам в самостоятельной жизни.
Литература:
- Аствацатуров, Г. О. Технология целеполагания урока / Г. О. Аствацатуров. — М.; Учитель, 2009. — 294 с
- Баранов, М. Т. Проверка домашнего задания по русскому языку в 4–8 классах/ М. Т. Баранов// РЯШ. — 1975. — № 4.
- Егорова, Л. Н. Формы контроля знаний учащихся [Текст] / Л. Н. Егорова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2011. — N 3. — С. 26–30. — Библиогр.: с. 30 (7 назв.)
- Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 519 с.