Проблемы реализации принципа народовластия в процессе построения системы государственного управления на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.09.2019

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Лакеева, А. В. Проблемы реализации принципа народовластия в процессе построения системы государственного управления на современном этапе / А. В. Лакеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62455/ (дата обращения: 09.08.2020).



В статье раскрываются практические аспекты реализации принципа народовластия, освещаются особенности участия народа Российской Федерации в процессе формирования органов государственной власти, обосновывается необходимость дальнейшей модернизации законодательства с целью повышения уровня правовой культуры населения.

Ключевые слова: государственное управление, принципы государственного управления, народовластие, Государственная дума, Совет Федерации, Федеральное собрание, парламент, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.

The article reveals the practical aspects of the implementation of the principle of democracy, highlights the features of the participation of the people of the Russian Federation in the process of formation of state authorities, substantiates the need for further modernization of legislation in order to increase the level of legal culture of the population.

Keywords: public administration, principles of public administration, democracy, State Duma, Council of Federation, Federal Assembly, parliament, majoritarian electoral system, proportional electoral system.

Сложившаяся в настоящий момент система государственного управления в Российской Федерации не может в полной мере обеспечивать реализацию демократических идей и принципов. Во многих случаях власть навязывает населению ценности, а не исходит из потребностей общества. Правила и условия должного политического поведения, то есть политические (гражданские) роли определяются государством. Роль государства существенно преувеличивается, а гражданское общество находится на этапе формирования, потому на практике не в полной мере реализуются принципы правового государства.

Для дальнейшего развития современного российского общества является необходимым совершенствование системы государственного управления. Проводимые преобразования должны носить системный, целостный, последовательный характер, и ориентироваться на основополагающие принципы государственного управления.

Основополагающие принципы, которые установлены в Конституции РФ должны не только пронизывать всю нормативную правовую базу, регламентирующие общественные правоотношения, но и формировать в сознании людей идеологию высокого правосознания, позитивного отношения к праву как со стороны общества, так и со стороны государственных институтов.

На современном этапе необходим детальный анализ практических аспектов реализации принципов построения системы государственного управления, выявление законодательных пробелов, устранение которых позволит сформировать наиболее эффективную модель организации и функционирования органов государственной власти.

Принцип народовластия, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ [1], способствует реализации положений о приоритете прав и свобод человека, позволяя посредством реализации принадлежащих народу властных полномочий, обеспечивать его интересы и осуществлять контроль за властными институтами. Суверенитет народа обусловливает необходимость обеспечения его интересов при выборе целей, форм и способов функционирования властных структур всех уровней, направленных на достижении общенародных благ и предопределяет ответственность органов власти перед многонациональным народом.

При этом, стоит согласиться с Н. П. Петровым [8], что в аспекте современной правовой действительности принцип народовластия в большей мере носит декларативный характер, нежели является реализуемой организационно-правовой доктриной. Одновременно с этим, именно реализация принципа народовластия обеспечивает легитимность государственной власти, отражая отношение народа к органам власти и должностным лицам.

Народ осуществляет власть через представительный орган власти (парламент). В Российской Федерации функции парламента выполняет Федеральное собрание Российской Федерации, статус которого определён в главе 5 Конституции РФ. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами: Государственной думой и Советом Федерации.

В соответствии с ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [2]депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом половина из 450 депутатских мандатов распределяется между списками политических партий, которые получили по результатам голосования избирателей более 5 % голосов. Половина депутатов — это победители выборов по одномандатным округам. На выборах Государственной Думы V (2007 г.) и VI (2011 г.) созывов проходной барьер составлял 7 %, а одномандатные округа отсутствовали, что привело к утрате сложившихся форм и механизмов взаимодействия с народом, утрате легитимности властью.

С 2016 года по 2021 год действует Государственная дума VII созыва. По результатам подсчёта голосов, по федеральным спискам в Думу прошли те же четыре парламентские партии, которые работали в Думе VI созыва:

1)«Единая Россия» (54,20 % голосов),

2)КПРФ (13,34 %),

3)ЛДПР (13,14 %),

4)«Справедливая Россия» (6,22 %).

Явка населения на выборы составила 47,88 %. По одномандатным округам представители «Единой России» победили в 203 округах из 225. Таким образом, учитывая ещё 140 мандатов, полученных по федеральному списку, «Единая Россия» увеличила свою долю в думе более чем на сто мест по сравнению с предыдущим созывом и получила конституционное большинство — более 2/3 голосов депутатов. Низкий уровень явки населения на выборы свидетельствует об отсутствии эффективного механизма реализации власти и наличии протестных настроений в обществе, нерешенности ряда социальных проблем, о неудовлетворенности населения деятельностью государственной власти. Законодатель при этом пошёл по пути исключения требований к количеству лиц, которые приняли участие в выборах. Помимо утраты интереса и доверия со стороны граждан к процессу формирования органов власти,результатом снятия барьеров явки избирателей на выборы стало и снижение активности других субъектов избирательного процесса: кандидатов, избирательных комиссий.

Как и любая другая, используемая в настоящий момент смешанная избирательная система имеет свои достоинства и недостатки. К бесспорным плюсам данной избирательной системы относится избрание части депутатов по одномандатным округам. Отмечается, что возвращение смешанной избирательной системы предоставило возможность непосредственного выдвижения кандидатов-одномандатников в порядке самовыдвижения, а также политическими партиями. Фактически тем самым устраняется главное препятствие для реализации беспартийными своего конституционного пассивного избирательного права на выборах депутатов Государственной Думы, которое имело место при использования только пропорциональной избирательной системы [6].

Плюсом смешанной системы является и то, что избрание депутатов по одномандатным округам позволяет даже непопулярным партиям, которые в масштабах всего государства не смогут преодолеть избирательный барьер, добиться представительства в Государственной Думе, так как для победы кандидата в одномандатном округе необходимо получить большее количество голосов по сравнению с другими кандидатами. При этом, избрание депутатов по одномандатным округам увеличивает значение личностных характеристик кандидата.

Но несмотря на все плюсы смешанной избирательной системы, существующая системы формирования Государственной Думы не позволяет в полной мере использовать инструменты непосредственной демократии, так как выбор кандидатов в депутаты осуществляется самостоятельно политическими партиями, а избиратели осуществляют свое активное избирательное право относительно политических партий и сформированных ими списков кандидатов.

Усиление принципа народовластия позволит уменьшить уровень народного недовольства при возникновении спорных ситуаций. Так, в июле-сентябре 2018 года деятельность депутатов Думы VII резко критиковалась населением России в связи с обсуждением и принятием законопроекта о подъёме пенсионного возраста, вплоть до призывов к роспуску палаты. При этом, стоит отметить, что за принятие данного законопроекта голосовали исключительно представители партии власти «Единая Россия», все оппозиционные фракции голосовали против.

Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [3] предусмотрен порядок формирования верхней палаты Федерального Собрания — Совета Федерации. В Совет Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации, входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти), а также «представители Российской Федерации, назначаемые президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации.

Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации.

Общее число членов Совета Федерации РФ — 170 (187), по два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85, 17 сенаторов назначаются президентом Российской Федерации.

Совет Федерации является органом, представляющим интересы регионов на федеральном уровне, в чём также получил отражение федеративный принцип государственного устройства. Совет Федерации служит для обеспечения баланса общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны. В отличии от Государственной Думы Совет Федерации является постоянно действующим органом.

Таким образом, существующая модель федерального законодательного органа Российской Федерации не может быть признана соответствующей правовой природе парламента как представительного органа государственной власти. Проводимые административно-правовые реформы приводят к поэтапному уничтожению механизмов непосредственной демократии, нарастанию тенденции «опосредования» воли народа при стремительно снижающейся степени его прямого участия в осуществлении государственной власти. Видится необходимым пересмотр характера проводимых реформ в сторону более активной ориентации на соблюдение основного принципа демократического государства — принципа народовластия. Стоит отметить, что его развитие невозможно без повышения уровня правосознания у населения. Избиратели должны прийти к осознанному участию в выборах, выработав новые рациональные стратегии своего поведения посредством анализа основных тенденций социально-экономического и политического развития российского общества и его политической системы.

Одновременно с чем, в Конституции РФ необходимо закрепить дополнительные положения об обязательствах и обязанностях власти перед многонациональным народом России как носителем власти и субъектом конституционных отношений, а также общенародные и общенациональные цели, на достижение которых должна быть направлена деятельность государства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014.№ 31.Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. № 45. 26.02.2014.
  3. Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. № 283. 07.12.2012.
  4. Гребенюк В. В. Отзыв депутата Государственной думы как элемент системы народного представительства: проблемы и перспективы конституционно-правового регулирования в России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. — 2018. — № 8. — С. 45–54.
  5. Грудинин Н. С. Пути повышения эффективности реализации представительной функции Государственной думы Российской Федерации // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. — 2013. — № 5. — С. 118–125.
  6. Жук Е. О. Проблемы перехода от пропорциональной к смешанной избирательной системе на выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации // Развитие общественных наук российскими студентами. — 2017. — № 9. — С. 88–94.
  7. Комарова В. В. Идеи народовластия // LexRussica. — 2016. — № 3 (112). С. 69–75.
  8. Петров Н. П. Действительность и проблемы реализации конституционных принципов народовластия и разделения властей // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2014. — № 1 (25). — С. 299–306.
  9. Чепурнова Н. М. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2019. — № 2. — С. 86–94.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Государственная Дума, Совет Федерации, государственная власть, Федеральное Собрание, государственное управление, Конституция РФ, VII, полная мера, смешанная избирательная система.


Похожие статьи

К вопросу об истории и организации деятельности Федерального...

Становление Федерального парламента в Российской Федерации прошло достаточно

Российская Федерация — государство присущей только ему многоконфессиональной

На основании существующей избирательной системы, можно сделать смелый вывод о том, что...

Особенности функционирования Государственной Думы...

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. В обиходе закрепилось их неофициальное обозначение как нижней и...

Создание Государственной Думы Российской империи как...

Что касается членов Государственной думы, избираемых выборщиками на собраниях, то их число было определено отдельным списком по

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации...

История российского парламентаризма | Статья в журнале...

Федеральное собрание (Парламент РФ) — высший представительный и законодательный орган России (согласно ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и...

Некоторые вопросы конституционно-правового статуса членов...

Автором рассмотрена конституционная поправка «О Совете Федерации Федерального Собрания РФ», согласно которой Президент РФ, может назначать часть членов верхней палаты Российского парламента. На основе анализа действующего законодательства, в контексте...

К вопросу о месте Президента Российской Федерации...

Федеральное Собрание Российской Федерации, как двухпалатный высший законодательный орган нашей страны, имеет сравнительно небольшой опыт функционирования в системе органов государственной власти, которая в значительной мере является наследием советской эпохи...

Президент РФ в системе разделения властей | Статья в сборнике...

Перед предстоящими выборами Президента Российской Федерации общественность в лице представителей средств массовой информации, различных ученых и практиков поднимает такие актуальные вопросы как пределы полномочий Президента РФ и его место в системе...

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания...

Конституция РФ, государственная власть, Российская Федерация, государственное устройство, государственное устройство России, субъект федерации, Российское государство, политический режим, государство, узкая форма.

Актуальные проблемы современной избирательной системы

Ключевые слова: Российская Федерация, Конституция, избирательное право, выборы, волеизъявление, избирательная система

Конституция Российской Федерации провозглашает носителем суверенитета и единственным источником власти в России ее...

Похожие статьи

К вопросу об истории и организации деятельности Федерального...

Становление Федерального парламента в Российской Федерации прошло достаточно

Российская Федерация — государство присущей только ему многоконфессиональной

На основании существующей избирательной системы, можно сделать смелый вывод о том, что...

Особенности функционирования Государственной Думы...

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. В обиходе закрепилось их неофициальное обозначение как нижней и...

Создание Государственной Думы Российской империи как...

Что касается членов Государственной думы, избираемых выборщиками на собраниях, то их число было определено отдельным списком по

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации...

История российского парламентаризма | Статья в журнале...

Федеральное собрание (Парламент РФ) — высший представительный и законодательный орган России (согласно ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и...

Некоторые вопросы конституционно-правового статуса членов...

Автором рассмотрена конституционная поправка «О Совете Федерации Федерального Собрания РФ», согласно которой Президент РФ, может назначать часть членов верхней палаты Российского парламента. На основе анализа действующего законодательства, в контексте...

К вопросу о месте Президента Российской Федерации...

Федеральное Собрание Российской Федерации, как двухпалатный высший законодательный орган нашей страны, имеет сравнительно небольшой опыт функционирования в системе органов государственной власти, которая в значительной мере является наследием советской эпохи...

Президент РФ в системе разделения властей | Статья в сборнике...

Перед предстоящими выборами Президента Российской Федерации общественность в лице представителей средств массовой информации, различных ученых и практиков поднимает такие актуальные вопросы как пределы полномочий Президента РФ и его место в системе...

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания...

Конституция РФ, государственная власть, Российская Федерация, государственное устройство, государственное устройство России, субъект федерации, Российское государство, политический режим, государство, узкая форма.

Актуальные проблемы современной избирательной системы

Ключевые слова: Российская Федерация, Конституция, избирательное право, выборы, волеизъявление, избирательная система

Конституция Российской Федерации провозглашает носителем суверенитета и единственным источником власти в России ее...

Задать вопрос