Эффективность прокурорского надзора в сфере защиты субъектов предпринимательской деятельности и возможные пути его совершенствования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 16.09.2019

Статья просмотрена: 534 раза

Библиографическое описание:

Иванников, Ю. В. Эффективность прокурорского надзора в сфере защиты субъектов предпринимательской деятельности и возможные пути его совершенствования / Ю. В. Иванников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62436/ (дата обращения: 26.04.2024).



Автором рассмотрены основные результаты деятельности органов прокуратуры в сфере защиты субъектов предпринимательской деятельности и определены возможные пути по ее совершенствованию.

Ключевые слова: Российская Федерация, предпринимательская деятельность, малый бизнес, сфера защиты, Генеральная прокуратура.

Развитие предпринимательской деятельности в любой стране мира является ключевым звеном не только к развитию его экономической составляющей, но и развитию государства в целом. Предпринимательская деятельность выступает своеобразным двигателем не только экономического прогресса в частности, но и прогресса в развитии государства в целом. Не является исключением и Российская Федерация, о чем неоднократно упоминалось Президентом Российской Федерации, как в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, так и при участии на ежегодных коллегиях министерств силового блока, так и на иных всевозможных выступлениях и мероприятиях.

Рассматривая сложившееся экономическое развитие США и стран Евросоюза, можно сделать определенный вывод, что именно средний и малый бизнес в них стал определенным локомотивом, приносящим значительный вклад не только в валовой внутренний продукт, но играющим значительную роль во внешней торговле. По данным статистической службы Европейского союза (Евростат) 98 % торгующих в Европе предприятий, относятся к категории среднего и малого бизнеса, из них 70 % приходится на микропредприятия, численность работников, которых не превышает 9 человек. Численность сотрудников сферы среднего и малого бизнеса в Европе варьируется на уровне 67 % от всего занятого населения, а прибыль, приносимая от их деятельности, составляет почти 4 трлн евро. По мнению Евростата, именно средний и малый бизнес «создает поле для здоровой конкуренции, обеспечивает рабочие места и платит налоги» [8]. В Российской Федерации положение в указанной сфере деятельности выглядит совсем иначе. По данным Минэкономразвития России доля среднего и малого бизнеса в нашей стране не превышает уровня 20 %, несмотря на предпринимаемые государственные меры по его развитию. Новым ориентиром развития среднего и малого бизнеса, обозначенным Президентом Российской Федерации, является 2030 год согласно прогнозам к которому планируется увеличение доли среднего и малого бизнеса до уровня 40 %, хотя не многие аналитики разделяют оптимизм Минэкономразвития в складывающихся условиях.

Настоящая реальность такова, что на пути своего становления и развития бизнес, особенно в секторе малого и среднего предпринимательства, постоянно сталкивается со всевозможными препонами, выражающимися, как в несовершенстве действующего российского законодательства, так и в отсутствии надлежащей поддержки со стороны государства, так и в конкурентной борьбе с имеющимися и признанными на рынке гигантами. Кроме того, значительными негативными факторами, влияющими на развитие предпринимательства в нашей стране, выступают захват и передел наиболее привлекательных с точки зрения рентабельности определенных сфер бизнеса, а также высокий уровень коррупционности чиновнического аппарата, наделенного определенными административными правами (контрольно-надзорные функции, разрешительные функции и т. п.), о чем высказался Президент Российской Федерации 3 августа 2017 года на совещании по вопросам реализации крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. В своем выступлении главой государства было высказано определенное недовольство складывающейся ситуацией, связанной с повышенным административным давлением на бизнес, проведением избыточных и необоснованных проверок, оказывающих лишь негативные последствия для его ведения [9].

К наиболее частым нарушениям в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности относятся:

избыточное проведение государственными контролирующими органами проверок предпринимательской деятельности с нарушениями действующего законодательства;

принятие органами контроля незаконных решений о привлечении к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности;

незаконный отказ в реализации законодательно закрепленных прав субъектам предпринимательской деятельности;

введение необоснованных запретов для субъектов предпринимательской деятельности;

нарушение государственными органами, органами муниципального управления, контролирующими органами сроков при рассмотрении заявлений от субъектов предпринимательской деятельности;

принятие незаконных нормативных правовых актов, ущемляющих права субъектов предпринимательской деятельности;

ограничение конкуренции, а зачастую и создание определенных преференций для отдельных субъектов предпринимательской деятельности и т. п.

В данной связи, единственным и наиболее эффективным инструментом в сложившейся ситуации является прокурорский надзор в сфере защиты предпринимательства, определенный Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ [10], приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31 марта 2008 г. № 53 [11].

В свете принятых нормативных правовых актов на органы прокуратуры возлагаются обязанности, направленные:

на предотвращение со стороны органов государственной власти и местного самоуправления действий, связанных с ограничением экономической деятельности;

на безусловное обеспечение со стороны заказчиков обязательств перед субъектами предпринимательской деятельности, связанных с исполнением ими государственных или муниципальных контрактов;

на безусловное соблюдение прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственных контролирующих мероприятий;

на предотвращение рейдерских захватов;

на устранение всевозможных фактов нарушений антимонопольного законодательства и ограничения конкуренции;

на выявление и устранение фактов принятия органами государственной власти и муниципального управления нормативных актов, ущемляющих права субъектов предпринимательской деятельности и т. п.

С одной стороны, меры, обозначенные указанными нормативными правовыми актами, достаточно исчерпывающие и, по сути, должны коренным образом повлиять на ситуацию, связанную с развитием предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Однако на деле ситуация не настолько радужная, как бы хотелось. В ежегодных докладах Генерального прокурора Российской Федерации можно наблюдать достаточно пугающую статистику, связанную с нарушениями в сфере защиты предпринимательской деятельности, исчисляемую десятками тысяч выявленных нарушений [12]. Кроме того, опираясь на статистические сведения, опубликованные на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации [13], можно сделать определенный вывод о том, что в настоящее время «битва» с негативными проявлениями в сфере предпринимательской деятельности попросту проигрывается.

Так, количество выявленных нарушений в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности за последние три года увеличилось на 6,8 % со 169 736 до 181 317 нарушений, причем пик роста приходится на 2018 год, когда их число выросло на 7,4 %. Результаты 6 месяцев 2019 года также неутешительны, количество выявленных органами прокуратуры нарушений продолжает расти, их прирост составил 6,6 % по сравнению с показателями прошлого года.

Количество принесенных протестов и внесенных представлений прокурорами в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности за последние три года увеличилось на 14,5 % (с 24932–2016 г. до 28554–2018 г.) и на 45,8 % (с 30911–2016 г. до 45069–2018 г.) соответственно. Прирост показателей за 6 месяцев 2019 года составил 10,5 % и 4,5 %.

На протяжении последних трех лет продолжает расти число лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Данный показатель увеличился на 33,8 % с 23367–2016 г. до 31268–2018 г. Также наблюдается рост показателя за 6 месяцев 2019 года, который составил 4,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Несмотря на то, что общее число, принятых органами государственной власти и местного самоуправления, незаконных правовых актов наметило тенденцию к снижению на 6,1 %, их количество в сфере предпринимательской деятельности продолжает неуклонно расти. В ежегодном докладе Генерального прокурора за 2018 год обозначена цифра в 27000 незаконных правовых актов, выявленных органами прокуратуры, тогда как 3 года назад их количество составляло чуть более 26000, соответственно прирост составил примерно 3,5 %.

Рассматривая показатели официальной статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, можно прийти к двоякому выводу. С одной стороны повышение показателей говорит о значительной работе органов прокуратуры в сфере защиты прав предпринимателей, а с другой стороны на фоне ежегодно растущих показателей можно прийти к выводу о недостаточной эффективности принимаемых мер. Ведь реально эффективная деятельность должна приносить положительные результаты, которые пока не наблюдаются, так как каждый год констатируется увеличение негативных факторов (количество выявленных нарушений, увеличение числа незаконных правовых актов и т. п.). Кроме того, положительные моменты деятельности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности не отражаются и в ежегодных докладах Генерального прокурора Российской Федерации, лишь голая констатация выявленных фактов нарушений.

Более того, анализируя всевозможные выступления руководителей государства и представителей прокуратуры мы практически не видим в них каких-либо конкретных предложений по исправлению сложившейся ситуации, кроме стандартных лозунгов типа «усилить», «углубить», «принять дополнительные меры» и т. п. Единственным реальным шагом за последние года по исправлению сложившейся ситуации, наверное, можно считать создание в органах прокуратуры специализированных подразделений по надзору за соблюдением прав предпринимателей, в обязанности которых было вменен контроль за соблюдением свободы экономической деятельности, обеспечение снижения административного давления на субъекты предпринимательской деятельности со стороны государственных и муниципальных органов, обеспечение законности при проведении контрольных проверок, предупреждение и пресечение фактов нарушения законных прав и интересов предпринимателей [14]. Вместе с тем, говорить об эффективности образованных подразделений не представляется возможным в связи с отсутствием в свободном доступе официальной статистики о результатах их деятельности, но учитывая, что до настоящего времени положение в сфере защиты субъектов предпринимательской деятельности не стабилизировалось, об эффективности речь пока не идет.

Таким образом, рассмотрев реальное положение дел в сфере защиты прав предпринимательства, можно сделать определенный вывод о том, что принимаемые государством и органами прокуратуры меры не достигли ожидаемых положительных результатов, рост числа нарушений в указанной сфере растет из года в год, что в целом приводит к негативным последствиям развития бизнеса в Российской Федерации. В целом, исправление ситуации невозможно добиться внедряя лишь дополнительные функции в деятельность органов прокуратуры, как государственного органа, осуществляющего контроль за исполнением действующего законодательства. Ведь рассматривая такой показатель, как рост принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, наводит на мысль о том, что указанное положение связано или с некомпетентностью руководителей указанных органов, или же с проявлением определенной коррупционной составляющей.

На современном этапе развития, достижение положительных результатов в сфере защиты предпринимательской деятельности, возможно:

путем совершенствования действующего законодательства и удаления из него значительного количества требований, потерявших в настоящее время актуальность или же противоречащих здравому смыслу, но используемых контролирующими органами в целях административного давления на бизнес;

путем ужесточения ответственности руководителей государственных и муниципальных органов за принятие незаконных решений в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в том числе издания незаконных правовых актов;

путем установления определенных квалификационных требований, как к руководителям, так и к сотрудникам многочисленных контролирующих органов;

путем увеличения штатной численности специализированных подразделений органов прокуратуры по надзору за соблюдением прав предпринимателей и обязательным конструктивным отчетом Генерального прокурора Российской Федерации о результатах их деятельности перед руководством страны.

Литература:

  1. Асвойнов Д. А., Халиулин А. Г. Прокурорский надзор как гарант юридической защиты в сфере предпринимательской деятельности // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. № 1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-kak-garant-yuridicheskoy-zaschity-v-sfere-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.09.2019).
  2. Колесникова Е. М. Роль органов прокуратуры в сфере защиты субъектов предпринимательской деятельности // Инновационная наука. 2017. № 12. С. 148–149.
  3. Любимов Ю., Новак Д., Цыганков Д., Нестеренко А., Варварин А., Ибрагимов Р., Жаркова О., Москвитин О., Маслова Н., Верле Е. Регуляторная гильотина. // Закон. 2019. № 2. С. 20–36.
  4. 5 причин, почему малый бизнес в России не растет как в Европе // Официальный сайт Ассоциации содействия развитию внешней экономической деятельности. — URL: http://np-srv.ru/stati/5-prichin-pochemu-malyy-biznes-v-rossii-ne-rastet-kak-v-evrope/ (дата обращения: 12.09.2019).
  5. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1590590 (дата обращения: 11.09.2019).
  6. Решений недостаточно: Путин потребовал прекратить «бесконечные проверки» и давление на бизнес // Официальный сайт журнала «Forbes». — URL: http://www.forbes.ru/biznes/348759-resheniy-nedostatochno-putin-potreboval-prekratit-beskonechnye-proverki-i-davlenie-na (дата обращения: 11.09.2019).
  7. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/ (дата обращения: 11.09.2019).
  8. URL: http://np-srv.ru/stati/5-prichin-pochemu-malyy-biznes-v-rossii-ne-rastet-kak-v-evrope.
  9. URL: https://www.forbes.ru/biznes/348759-resheniy-nedostatochno-putin-potreboval-prekratit-beskonechnye-proverki-i-davlenie-na.
  10. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС КонсультантПлюс.
  11. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.03.2008 г. № 53 (ред. от 05.12.2017) «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» // СПС КонсультантПлюс.
  12. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1590590/.
  13. URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/.
  14. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24.05.2012 г. № 48-ш «Об образовании управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства» // URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-genprokuratury-rossii-ot-24052012-n-48-sh-ob-obrazovanii/.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, Российская Федерация, сфера защиты, малый бизнес, субъект, Генеральная прокуратура, Генеральный прокурор, государственная власть, орган прокуратуры, сложившаяся ситуация.


Похожие статьи

Меры прокурорского реагирования по защите предпринимателей...

В данной статье проанализированы меры, принимаемые сотрудниками органов Прокуратуры Российской Федерации по защите прав предпринимателей от коррупции должностных лиц. Основой работы послужили правовые и доктринальные источники. Автором использованы...

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Генеральная прокуратура в качестве приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией

По моему мнению, деятельность прокуратуры по противодействию коррупции можно условно разделить на несколько уровней.

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Прокуратура осуществляет свою деятельность независимо от других органов государственной власти.

Прокуратура не входит и в исполнительную ветвь власти, так как основной деятельностью органов прокуратуры является осуществление надзора за...

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как

В это же время надзорная функция свойственна представительным органамсфере надзора за

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный...

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Российская Федерация является крупнейшим территориальным государством в мире. Где нет власти для наблюдения за выполнением законов, трудно поддерживать территориальную целостность.

Проблемы определения правового статуса прокуратуры...

В данной статье мы рассмотрим прокуратуру РФ как инструмент координации деятельности различных функциональных и структурных элементов, познакомимся с порядком взаимодействия ее с органами муниципалитета, а также иными государственными органами.

Деятельность органов прокуратуры по противодействию...

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, органы прокуратуры, противодействие коррупции. Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой с подчинением...

Принципы организации и деятельности прокуратуры...

Развитие социальной, политической, экономической и иных сфер жизни общества в Российской Федерации в последнее десятилетие повлияло на изменение правового статуса, а в некоторых случаях и ликвидацию, ряда государственных органов.

Похожие статьи

Меры прокурорского реагирования по защите предпринимателей...

В данной статье проанализированы меры, принимаемые сотрудниками органов Прокуратуры Российской Федерации по защите прав предпринимателей от коррупции должностных лиц. Основой работы послужили правовые и доктринальные источники. Автором использованы...

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Генеральная прокуратура в качестве приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией

По моему мнению, деятельность прокуратуры по противодействию коррупции можно условно разделить на несколько уровней.

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Прокуратура осуществляет свою деятельность независимо от других органов государственной власти.

Прокуратура не входит и в исполнительную ветвь власти, так как основной деятельностью органов прокуратуры является осуществление надзора за...

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как

В это же время надзорная функция свойственна представительным органамсфере надзора за

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный...

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Российская Федерация является крупнейшим территориальным государством в мире. Где нет власти для наблюдения за выполнением законов, трудно поддерживать территориальную целостность.

Проблемы определения правового статуса прокуратуры...

В данной статье мы рассмотрим прокуратуру РФ как инструмент координации деятельности различных функциональных и структурных элементов, познакомимся с порядком взаимодействия ее с органами муниципалитета, а также иными государственными органами.

Деятельность органов прокуратуры по противодействию...

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, органы прокуратуры, противодействие коррупции. Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой с подчинением...

Принципы организации и деятельности прокуратуры...

Развитие социальной, политической, экономической и иных сфер жизни общества в Российской Федерации в последнее десятилетие повлияло на изменение правового статуса, а в некоторых случаях и ликвидацию, ряда государственных органов.

Задать вопрос