Автор: Смищук Сергей Андреевич

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 01.08.2016

Статья просмотрена: 502 раза

Библиографическое описание:

Смищук С. А. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 363-365.



Развитие социальной, политической, экономической и иных сфер жизни общества в Российской Федерации в последнее десятилетие повлияло на изменение правового статуса, а в некоторых случаях и ликвидацию, ряда государственных органов.

В тоже время объективная реальность показала востребованность органов прокуратуры с их традиционно сложившимися принципами организации и деятельности как эффективного механизма, обеспечивающих реализацию воли высших органов государственной власти. [3]

Принцип — это основное, исходное положение, какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. [5]

Е. Б. Ястребов под принципами прокурорской деятельности понимает руководящие начала, взятые законодателем за основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры. [7]

Под принципами организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации необходимо понимать основополагающие начала, отражающие сущность и назначение прокурорской системы в обществе и государстве. Основные принципы, на которых строиться, деятельность прокуратуры закреплены в статье 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ»). [1]

Все основополагающие начала прокурорской деятельности делятся на общеорганизационные и специфические прокурорские.

Общеорганизационные принципы присущи любому органу государственной власти и прокуратура России не является исключением. Прежде всего, такие основополагающие начала указывают на то, что прокуратура является частью аппарата (механизма) государства и поэтому для ее организации характерны общие принципы. Но любому органу власти, в связи с осуществлением последним специфических функций, присущи и особые принципы. Это относится и к прокуратуре Российской Федерации, которая осуществляет специфические функции, основными из которых является осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и действующих на территории России федеральных законов.

Общеорганизационные принципы:

Принцип законности — означает, что выполнение возложенных на прокуратуру России функций осуществляется в соответствии с требованиями закона. В частности статья 3 ФЗ «О прокуратуре РФ» регламентирует: «Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами». Из вышесказанного мы можем сделать вывод, принцип законности прямо закреплен в ФЗ «О прокуратуре РФ».

Принцип гласности — означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации (далее — СМИ). Посредством реализации данного принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень культуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом граждане, СМИ сообщают об известных им фактах правонарушений. В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно влияет на процесс укрепления законности. [4] Данный принцип закреплен в п. 2 статьи 4 ФЗ «О прокуратуре РФ».

А. Ф. Козлов указывает на то, что в законе «О прокуратуре РФ» в качестве самостоятельного принципа указывается информирования прокурорами органов государственной власти и управления, а также населения о состоянии законности в регионе. Далее он справедливо отмечает, что такое предписание не совсем определено, ибо информирование населения и государственных органов о состоянии законности в регионе есть не что иное, как проявление принцип гласности. Но цель предоставления такой информации — привлечение их к участию в борьбе с преступностью и другими нарушениями законов. [6]

Гласность — открытая и полная информация всего населения о любой общественно значимой деятельности и возможность ее свободного и широкого обсуждения [5]. На наш взгляд принцип «информационности», о котором говорит, А. Ф. Козлов есть не что иное, как принцип гласности. Выделять принцип «информационности» только по критерию цели предоставления такой информации в самостоятельное основополагающее начало прокурорской деятельности не имеет смысла.

Считаем необходимым отметить, что в юридической науке некоторые авторы выделяют принцип равенства все перед законом.

Специфические прокурорские принципы:

Централизм — система управления, руководства, при которой местные учреждения, органы подчинены вышестоящим, в свою очередь управляемым, руководимым из единого центра. [5, c. 874] Централизовать — сосредоточить в одном центре, подчинить одному центру. [5, c. 874]Принцип централизациизаключается в том, что все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам при общем подчинении Генеральному прокурору Российской Федерации. Данный принцип находит свое нормативное закрепление в п. 1 статьи 17 ФЗ «О прокуратуре РФ». По мимо положений закрепленных в п. 1 статьи 17 вышеуказанного закона, данный принцип проявляется и в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение своих обязанностей (кроме определенных законом случаев исключительной компетенции конкретного прокурора), а также изменить или отменить любое решение нижестоящего прокурора, если это предусмотрено законом.

Принцип единстваозначает, что Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющихся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализируемые прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Именно поэтому п. 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» не допускает создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Также необходимо отметить то, что каждый прокурор действует на соответствующей территории от имени Российской Федерации в целом и наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации.

Принцип независимости — прямо закреплен в п. 2 статьи 4 ФЗ «О прокуратуре РФ». Сущность данного принципа состоит в том, что, осуществляя возложенные на него функции, каждый прокурор в своей деятельности независим и должен руководствоваться исключительно законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Таким образом, прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность. Воздействие в какой-либо форме органов указанных в п. 2 статьи 4 ФЗ «О прокуратуре РФ» на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность, а также меры различного характера, применяемые в судебном порядке. [4, c. 28-29]

Профессор Ергашев Е. Р. выделяет специфический прокурорский принцип уважения чести идостоинства личности. Он справедливо отмечает, сущность названного принципа заключается в запрещении осуществлений действий и принятия решений, унижающих честь и достоинство участников прокурорско-надзорных отношений. Никто из них не может подвергаться насилию, пыткам, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению [3, c. 93]. На наш взгляд странным является то факт, что данный принцип отнесен в группу специфических прокурорских принципов. Мы считаем, что данное основополагающее начало является общеорганизационным, а не специфическим прокурорским. Каждый орган государственной власти, осуществляющий, свои специфические функции обязан уважать честь и достоинство личности, прокуратура Российской Федерации не является исключением. Из вышесказанного можно сделать вывод, принцип уважения чести и достоинства личности является универсальным принципом организации и деятельности прокуратуры и стоит в одном ряду с такими принципами как законность, гласность.

Необходимо отметить, что прокуроры в силу закона не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Также прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Безусловно, в теории прокурорского надзора, различные авторы выделяют множество разнообразных принципов организации и деятельности прокуратуры. Перечислим некоторые из них принцип единоначалия, объективной истины, допустимости, обязательности исполнения законных требований прокурор, убедительности, целесообразности и т. д.

На наш взгляд в ФЗ «О прокуратуре РФ» указаны далеко не все принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Так в проекте ФЗ «О статусе прокуроров в Российской Федерации» в статье 3 именуемой «Принципы службы в прокуратуре»,

Принципами службы в прокуратуре являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства;

2) законность и объективность действий и решений;

3) профессионализм и компетентность прокуроров;

4) централизм, состоящий в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору Российской Федерации;

5) недопустимость вмешательства в деятельность прокуроров;

6) иные принципы в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» [2].

На наш взгляд вышеуказанный законопроект достаточно полно отражает те принципы, на которых строится организация и деятельность современной прокуратуры России. Считаем целесообразным дополнить ФЗ «О прокуратуре РФ» вышеуказанными принципами.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации» В данном виде документ опубликован не был. Текст редакции от 17.11.1995 опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472, «Российская газета», N 229, 25.11.1995. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», N 39, 18.02.1992, «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 20.02.1992, N 8, ст. 366.
  2. http://law.vl.ru/articles/showart.php?id=16023&range=&nav_second= %EF %F0 %EE %E5 %EA %F2+ %CE+ %D1 %D2 %C0 %D2 %D3 %D1 %C5+ %CF %D0 %CE %CA %D3 %D0 %CE %D0 %CE %C2+ (ссылка на источник).
  3. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник для бакалавров/ под науч. ред. Е. Р. Ергашева. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 392 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
  4. Настольная книга прокурора. В 2 т. Т. 1: практич. пособие/ под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 449 с. — Серия: Профессиональная практика.
  5. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4 — е изд., дополненное. — М.: 1999. — 944 стр.
  6. Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. Пособие. — Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. — 140 с.
  7. Ястребов В. Б. Прокурорский надзор: учебник. М., 2005. С. 81–82.
Основные термины (генерируются автоматически): ФЗ «О прокуратуре, Российской Федерации, деятельности прокуратуры, прокуратуры Российской Федерации, деятельности прокуратуры Российской, прокуратуре Российской, органов прокуратуры, «О прокуратуре Российской, прокуратуре Российской Федерации», государственной власти, прокуратура Российской Федерации, прокурору Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской, законом «О прокуратуре, принцип уважения чести, принцип гласности, прокурорской деятельности, законе «О прокуратуре, деятельности органов прокуратуры, органов государственной власти.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос