Допрос несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) требует от следователя либо дознавателя знаний об особенностях психологического развития несовершеннолетних в различном возрасте, для того, чтобы выбрать более эффективную тактику допроса. В рамках данной работы будут исследованы особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) с учетом особенностей их психологического развития.
Ключевые слова: допрос, тактика допроса, несовершеннолетние подогреваемые (обвиняемые), ювенальная юстиция, психологические особенности несовершеннолетних.
Interrogation of juvenile suspects (accused) requires the investigator or the inquirer knowledge about the peculiarities of the psychological development of minors at different ages, in order to choose a more effective interrogation tactics. Within the framework of this work, the features of interrogation of juvenile suspects (accused) will be investigated, taking into account the peculiarities of their psychological development.
Keyword: questioning, interrogation tactics, a minor heated (the defendants), the juvenile justice system, the psychological characteristics of minors.
Рассматривая тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) необходимо обратить внимание на то, что представляет собой допрос в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Так, допрос можно определить, как следственное действие, проводимое уполномоченными лицами в установленном законом пороке, направленное на получение информации, связанной с уголовным делом, путем вербального общения с подозреваемым, обвиняемым и иными лицами. Во время допроса следователь, либо дознаватель расспрашивает лицо о фактах имеющих значение для уголовного дела, использует различные тактические приемы. Большая часть допросов протекает в условиях конфликтной ситуации, т. е. противостояния должностного лица, проводящего допрос и допрашиваемого.
Особенностями допроса несовершеннолетних являются особенности их психологического развития, которые необходимо учитывать пhи выборе тактики допроса. Так, к таким особенностям можно отнести ограниченный круг знаний, минимальный жизненный опыт, отсутствие профессиональных знаний, нестабильное эмоциональное состояние, слабое критическое мышление, необъективность в оценке своего поведения и окружающей обстановки, повышенная склонность к фантазированию и т. д. Все эти особенности необходимо учитывать при определении тактики допроса.
При допросе несовершеннолетних на первый план выходит установление психологического контакта, который включает в себя изучение психологических особенностей несовершеннолетнего, выбор подходящего места и времени допроса, создание располагающей обстановки, Так, учитывая особенности развития несовершеннолетних, следовать должен дать им почувствовать себя в центре внимания, т. е. отсутствие в кабинете посторонних лиц, возможность занять удобную позу и т. д. Также, по-нашему мнению, без необходимости проводить допрос несовершеннолетнего более целесообразно в комфортных для него условиях, например по месту жительства и т. д. В случае, если несовершеннолетнему избрана такая мера пресечения, как заключение под стражу, то в кабинете следователя должны быть созданы необходимые условия для допроса.
Учитывая, что допрос для несовершеннолетнего является стрессовым мероприятием, необходимо начинать допрос с беседы, для установления контакта и снятия напряжения у допрашиваемого. Например, это может быть беседа, посвященная интересам следователя, и несовершеннолетнего, а также обращение к положительным качествам личности. Именно для этого, при подготовке к допросу следователю необходимо подробно изучать условия жизни несовершеннолетнего, его интересы, успеваемость в школе, взаимоотношения с родителями и т. д.
Также отдельно необходимо отметить возможность вызвать для участия в допросе несовершеннолетнего педагога, психолога или законных представителей. При этом, если возраст несовершеннолетнего менее 16 лет, либо страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии участие педагога или психолога обязательно [1].
Участие законных представителей, в первую очередь определяется волей следователя, который выносит об этом советующее постановление. Для того, чтобы принять обоснованное решение о необходимости участия законных представителей в допросе следователю также необходимо изучить взаимоотношения несовершеннолетнего и родителей. Например, в некоторых случаях участие родителей может оказать положительное влияние, когда ребёнок сильно передувает, и участие родителей поможет ему расслабиться. Иногда участие родителей и иных законных правителей может негативно повлиять на результата допроса, когда родители будут оказывать давления либо ребенок будет бояться рассказать правду при родителях. Это свидетельствует о важности тщательной подготовке к допросу несовершеннолетнего.
Сам допрос должен иметь не форму «интервью», когда следователь задает вопросы, а несовершеннолетний отвечает, а свободного рассказа, когда несовершеннолетний рассказывает, и следователь при необходимости задает уточняющие вопросы. При этом необходимо помнить, что несовершеннолетний при такой беседе может фантазировать, что требует обязательной просьбы повторить и уточнить определенные моменты. Начинать такой рассказ лучше с предшествующих событий, например, если преступление совершено вечером, попросить вспомнить как прошла учеба в день преступления, с кем виделся, с кем общался несовершеннолетний и т. д.
Также при проведении допроса следователю либо дознавателю необходимо придерживаться доброжелательного тона, воздержаться от давления и уговоров, при этом необходимо проявлять твердость и использовать методы убеждения.
Отдельно необходимо отметить особенности допроса несовершеннолетних по групповым преступлениям. Так, в данной ситуации внутри подростка происходит борьба, связанная с тем, что он с одной стороны не хочет быть предателем и рассказывать о роли каждого из соучастников. С другой стороны несовершеннолетней опасается, что кто-то из соучастников раньше опишет ситуацию в невыгодном для него ключе. В данной ситуации следователь должен разъяснить, что в данной ситуации молчание не является эффективным поведением.
Подводя итог данному исследованию можно сделать следующие выводы:
Допрос представляет собой следственной действие, которое заключается в получении следователем либо дознавателем информации от подозреваемого (обвиняемого) путем вербального общения.
Особенности допроса несовершеннолетнего связаны с особенностями его психологического развития, нехваткой жизненного опыта, недостатком критичности и объективности и т. д.
При допросе несовершеннолетнего необходима тщательная подготовка и изучение различных аспектов, касающихся условий жизни, учебы, роли родителей в его воспитании и т. д. Необходимость участия в допросе законных представителей в каждом случае должна оцениваться индивидуально с учетом особенностей развития несовершеннолетнего, взаимоотношениям с родителями, их авторитетом и т. д.
Кроме того, во время допроса следователь должен соблюдать спокойствие, быть уверенным, не оказывать давления, быть доброжелательным и т. д. Это все необходимо для того, чтобы несовершеннолетний больше «раскрылся», что поможет провести следствие более эффективно и установить все обстоятельства дела.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СПС Консультант плюс
- Кирянина И. А. Актуальные вопросы тактики допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса / И. А. Кирянина, А. А. Мишенина // Правовое государство: теория и практика. — 2014. — № 4 (38).
- Тимошенко С. Е. Использование сведений о личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, в целях определения тактики его допроса / С. Е. Тимошенко // Сборник материалов криминалистических чтений. Барнаульский юридический институт МВД России. — 2015. — № 11.