В статье авторы анализируют особенности подготовки допроса несовершеннолетнего обвиняемого как стадии данного следственного действия, рассматривают необходимые подготовительные действия допрашивающего.
Ключевые слова: обвиняемый, несовершеннолетнее лицо, следственное действие, допрос, подготовка.
Подготовка к допросу — это деятельность, направленная на создание условий, которые обеспечивают оптимальное и результативное достижение цели определенного следственного действия. Подготовка к допросу подозреваемого и обвиняемого имеет целью предупреждение возможной конфликтной ситуации, определение способов противодействия, выбор психического воздействия на допрашиваемого [1].
И. А. Макаренко выделяла 2 этапа в подготовке к допросу: собирание и исследование информации на основе которой следователь будет строить свой допрос, который включает в себя изучение личности несовершеннолетнего, анализ материалов дела; второй этап тактическая и процессуальная организация допроса, включающий в себя обеспечение участие защитника несовершеннолетнего подозреваемого, решение вопроса о приглашении к участию в допросе педагога, законных представителей или психолога, привлечения переводчика при необходимости, выбора места и времени допроса, психологическую подготовку к допросу [2].
Недостаточный уровень знаний несовершеннолетнего, его небольшой словарный запас, особый подростковый сленг, отсутствие у него жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, повышенная склонность к внушению, как со стороны сверстников, так и взрослых, фантазирование, переполненное эмоциональное состояние, неспособность правильно оценивать свои поступки, зачастую не позволяют следователю (дознавателю) продуктивно провести допрос и выяснить все обстоятельства, имеющие значение для дела. Чтобы избежать досадных ошибок и просчётов следователю (дознавателю) еще до начала допроса рекомендуется более детально изучать условия жизни несовершеннолетнего, состав его семьи, жилищные и материальные условия, его уровень успеваемости и поведения в учебном заведении, круг интересов, взаимоотношения с родителями (опекунами) и сверстниками. Также для эффективного способа изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого, определения его круга общения может стать исследование социальных страниц в сети Интернет [3]. Кроме того, при подготовке допроса следователю (дознавателю) необходимо учитывать характер и личность защитника, его манеру поведения и тактику защиты, чтобы тактически грамотно подготовить и использовать в ходе допроса тактические приемы и комбинации, а также держать процесс допроса под своим контролем.
До начала допроса следователь или дознаватель должен тщательно подготовиться и выработать стратегию поведения, направленную на достижение желаемого результата, а также составить план допроса несовершеннолетнего обвиняемого, в котором отражаются:
- Цель и задачи допроса. Постановка задач допроса несовершеннолетнего обвиняемого позволяет определить круг тактических приёмов, которые могут быть использованы при проведении допроса. Необходимо учесть, что те тактические приемы, которые могут быть применены в отношении взрослого, иногда оказываются недопустимыми в отношении подростка.
- Технические средства, необходимые для фиксации хода и результатов следственного действия, сопровождаемые звукозаписью, киносъемкой, фотографированием и видеозаписью. При этом технические средства должны применяться таким образом, чтобы не отвлекать несовершеннолетнего от беседы, а при стеснении несовершеннолетнего лица и нежелании давать показания под видеозапись в качестве дополнительного способа фиксации применяется аудиозапись.
- Время и место проведения допроса. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого, в отличие от допроса потерпевшего и свидетеля, рекомендуется проводить в кабинете следователя (дознавателя), а не в школе или по месту жительства, так как в данной обстановке подросток более глубоко осознает всю серьезность сложившейся с ним ситуации. Сам допрос целесообразно проводить в первой половине дня, когда несовершеннолетний еще не устал и готов воспринимать большой объём информации.
- Перечень вопросов, подлежащих восприятию в ходе допроса. Вопросы должны быть краткие, четкие, не содержать ответов на поставленные вопросы, так как большой объем вопросов и их сложность в восприятии может привести к тому, что несовершеннолетний обвиняемый не сможет дать точный ответ на поставленный вопрос. Для того чтобы уличить несовершеннолетнего обвиняемого во лжи, следователь или дознаватель при допросе неоднократно может задавать один и тот же по смыслу вопрос в различных формулировках и последовательности.
- Организация и оборудование места проведения допроса, следует уделить внимание техническому обеспечению. Сюда входит: приготовление необходимых бланков протоколов, бумаги, пишущих принадлежностей, компьютерных средств, оргтехники; подготовка средств аудио или видеозаписи; обеспечение необходимых транспортных средств и охраны, если они могут потребоваться; подготовка помещения для допроса [4]. При проведении допроса подозреваемого и обвиняемого необходимо создании обстановки, обеспечивающей безопасность соответствующего допроса. Безопасность включает в себя размещение в пространстве допрашиваемого лица, таким образом, чтобы наличествовало достаточное расстояние от подозреваемого (обвиняемого) до окон и дверей, которые должны быть закрыты во время производства допроса [5].
- участники допроса.
Таким образом, при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого следователю следует учитывать его определенные особенности: импульсивность, вспыльчивость, низкий уровень самокритичности, недостаточный жизненный опыт, что приведет к созданию условий, обеспечивающих оптимальное и результативное достижение цели определенного следственного действия.
Литература:
1. Архипова, И. А. Тактика допроса / И. А. Архипова, А. В. Белавин, М. В. Бондарева. — Москва: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2017. — 84 c. — Текст: непосредственный.
2. Семенова, П. К. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого / П. К. Семенова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-doprosanesovershennoletnego-podozrevaemogo-i-obvinyaemogo (дата обращения: 17.05.2023).
3. Кругликова, О. В. Тактические особенности подготовки допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) / О. В. Кругликова, М. И. Пилякин. — Текст: непосредственный // Право и государство: теория и практика. — 2021. — № 11. — С. 272–274.
4. Аверьянова, Т. В. Криминалистика / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов. — 4е изд. — Москва: Норма: Инфра-М, 2020. — 592 c. — Текст: непосредственный.
5. Федосеев, К. В. Подготовительные действия следователя к допросу подозреваемого, обвиняемого / К. В. Федосеев, Ю. А. Ложкин. — Текст: непосредственный // Аграрное и земельное право. — 2021. — № 10. — С. 146.