Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности подготовки допроса несовершеннолетнего обвиняемого по уголовным делам

Юриспруденция
18.05.2023
199
Поделиться
Библиографическое описание
Денисова, А. М. Особенности подготовки допроса несовершеннолетнего обвиняемого по уголовным делам / А. М. Денисова, Д. С. Назаркин, Е. А. Русских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 515-516. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102870/.


В статье авторы анализируют особенности подготовки допроса несовершеннолетнего обвиняемого как стадии данного следственного действия, рассматривают необходимые подготовительные действия допрашивающего.

Ключевые слова: обвиняемый, несовершеннолетнее лицо, следственное действие, допрос, подготовка.

Подготовка к допросу — это деятельность, направленная на создание условий, которые обеспечивают оптимальное и результативное достижение цели определенного следственного действия. Подготовка к допросу подозреваемого и обвиняемого имеет целью предупреждение возможной конфликтной ситуации, определение способов противодействия, выбор психического воздействия на допрашиваемого [1].

И. А. Макаренко выделяла 2 этапа в подготовке к допросу: собирание и исследование информации на основе которой следователь будет строить свой допрос, который включает в себя изучение личности несовершеннолетнего, анализ материалов дела; второй этап тактическая и процессуальная организация допроса, включающий в себя обеспечение участие защитника несовершеннолетнего подозреваемого, решение вопроса о приглашении к участию в допросе педагога, законных представителей или психолога, привлечения переводчика при необходимости, выбора места и времени допроса, психологическую подготовку к допросу [2].

Недостаточный уровень знаний несовершеннолетнего, его небольшой словарный запас, особый подростковый сленг, отсутствие у него жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, повышенная склонность к внушению, как со стороны сверстников, так и взрослых, фантазирование, переполненное эмоциональное состояние, неспособность правильно оценивать свои поступки, зачастую не позволяют следователю (дознавателю) продуктивно провести допрос и выяснить все обстоятельства, имеющие значение для дела. Чтобы избежать досадных ошибок и просчётов следователю (дознавателю) еще до начала допроса рекомендуется более детально изучать условия жизни несовершеннолетнего, состав его семьи, жилищные и материальные условия, его уровень успеваемости и поведения в учебном заведении, круг интересов, взаимоотношения с родителями (опекунами) и сверстниками. Также для эффективного способа изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого, определения его круга общения может стать исследование социальных страниц в сети Интернет [3]. Кроме того, при подготовке допроса следователю (дознавателю) необходимо учитывать характер и личность защитника, его манеру поведения и тактику защиты, чтобы тактически грамотно подготовить и использовать в ходе допроса тактические приемы и комбинации, а также держать процесс допроса под своим контролем.

До начала допроса следователь или дознаватель должен тщательно подготовиться и выработать стратегию поведения, направленную на достижение желаемого результата, а также составить план допроса несовершеннолетнего обвиняемого, в котором отражаются:

  1. Цель и задачи допроса. Постановка задач допроса несовершеннолетнего обвиняемого позволяет определить круг тактических приёмов, которые могут быть использованы при проведении допроса. Необходимо учесть, что те тактические приемы, которые могут быть применены в отношении взрослого, иногда оказываются недопустимыми в отношении подростка.
  2. Технические средства, необходимые для фиксации хода и результатов следственного действия, сопровождаемые звукозаписью, киносъемкой, фотографированием и видеозаписью. При этом технические средства должны применяться таким образом, чтобы не отвлекать несовершеннолетнего от беседы, а при стеснении несовершеннолетнего лица и нежелании давать показания под видеозапись в качестве дополнительного способа фиксации применяется аудиозапись.
  3. Время и место проведения допроса. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого, в отличие от допроса потерпевшего и свидетеля, рекомендуется проводить в кабинете следователя (дознавателя), а не в школе или по месту жительства, так как в данной обстановке подросток более глубоко осознает всю серьезность сложившейся с ним ситуации. Сам допрос целесообразно проводить в первой половине дня, когда несовершеннолетний еще не устал и готов воспринимать большой объём информации.
  4. Перечень вопросов, подлежащих восприятию в ходе допроса. Вопросы должны быть краткие, четкие, не содержать ответов на поставленные вопросы, так как большой объем вопросов и их сложность в восприятии может привести к тому, что несовершеннолетний обвиняемый не сможет дать точный ответ на поставленный вопрос. Для того чтобы уличить несовершеннолетнего обвиняемого во лжи, следователь или дознаватель при допросе неоднократно может задавать один и тот же по смыслу вопрос в различных формулировках и последовательности.
  5. Организация и оборудование места проведения допроса, следует уделить внимание техническому обеспечению. Сюда входит: приготовление необходимых бланков протоколов, бумаги, пишущих принадлежностей, компьютерных средств, оргтехники; подготовка средств аудио или видеозаписи; обеспечение необходимых транспортных средств и охраны, если они могут потребоваться; подготовка помещения для допроса [4]. При проведении допроса подозреваемого и обвиняемого необходимо создании обстановки, обеспечивающей безопасность соответствующего допроса. Безопасность включает в себя размещение в пространстве допрашиваемого лица, таким образом, чтобы наличествовало достаточное расстояние от подозреваемого (обвиняемого) до окон и дверей, которые должны быть закрыты во время производства допроса [5].
  6. участники допроса.

Таким образом, при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого следователю следует учитывать его определенные особенности: импульсивность, вспыльчивость, низкий уровень самокритичности, недостаточный жизненный опыт, что приведет к созданию условий, обеспечивающих оптимальное и результативное достижение цели определенного следственного действия.

Литература:

1. Архипова, И. А. Тактика допроса / И. А. Архипова, А. В. Белавин, М. В. Бондарева. — Москва: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2017. — 84 c. — Текст: непосредственный.

2. Семенова, П. К. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого / П. К. Семенова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-doprosanesovershennoletnego-podozrevaemogo-i-obvinyaemogo (дата обращения: 17.05.2023).

3. Кругликова, О. В. Тактические особенности подготовки допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) / О. В. Кругликова, М. И. Пилякин. — Текст: непосредственный // Право и государство: теория и практика. — 2021. — № 11. — С. 272–274.

4. Аверьянова, Т. В. Криминалистика / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов. — 4е изд. — Москва: Норма: Инфра-М, 2020. — 592 c. — Текст: непосредственный.

5. Федосеев, К. В. Подготовительные действия следователя к допросу подозреваемого, обвиняемого / К. В. Федосеев, Ю. А. Ложкин. — Текст: непосредственный // Аграрное и земельное право. — 2021. — № 10. — С. 146.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
обвиняемый
несовершеннолетнее лицо
следственное действие
допрос
подготовка
Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 515-516):
Часть 7 (стр. 475-551)
Расположение в файле:
стр. 475стр. 515-516стр. 551

Молодой учёный