Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-игровой активности у детей дошкольного возраста» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Носик, Н. В. Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-игровой активности у детей дошкольного возраста» / Н. В. Носик, Т. А. Чуева, Т. Ю. Панова, О. С. Скорикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62400/ (дата обращения: 26.04.2024).



Академик: приветствует коллег, обращает внимание, что в лаборатории беспорядок, все бумаги разбросаны по полу (возмущается, как же так, ведь гостей пригласили), знакомит коллег с лабораторией, рассказывает, что здесь проводятся различные опыты для детей и взрослых. Зовет профессора.

Профессор: Входит в зал, замечает разбросанные листы. Никак не может понять, что случилось, кто натворил этот беспорядок, ежится. Начинает лихорадочно на столе, на полу, что — то искать.

Профессор: Боже мой, моя формула, где она. Зовет лаборантов.

Лаборанты входят в лабораторию. Лаборанты садятся за рабочие столы

Лаборант: Профессор, что произошло, почему так холодно, осматривается, да ведь окно раскрыто. Профессор Вы вчера забыли закрыть окно, совсем забыли, что передали штормовое предупреждение. Вот ветер все и раскидал.

Профессор: Да неужели ветер мог навести весь этот беспорядок?

Лаборант: Еще, как мог. Уважаемые коллеги давайте поможем профессору, покажем, как сила ветра способна сдвинуть предметы.

Педагоги приглашаются за оборудованные рабочие места.

Опыт № 1 «Ветер бывает сильный и слабый»

Во время опыта профессор несколько раз акает, переспрашивает

Цель: Показать, что ветерможет быть сильным и слабым. Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.

Вывод: Если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится «ветрище», а если дуть легко — движение воздуха будет слабым, получится «ветерок».

Ветерэто движение воздуха.

А теперь давайте поднимем голову к небу и немного помечтаем!

«Весёлая полоска»

Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

Материал: Полоски цветной бумаги

Лаборант: Будем мы сейчас играть, и полоску оживлять

Раз, два, три — посмотри!

Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на неё. Почему она движется? (она лёгкая). Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдёт? Почему? (полоска прилипнет к губам — на неё действует сила воздуха). Положить полоску бумаги на стол, подуть на неё. Что произойдёт? (полоска «запрыгает», как лягушка).

Вывод: Полоска бумаги лёгкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.

Опыт № 2 «Веер»

(педагоги могут сделать сами веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой»)

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть попробует помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны?

А чем заменили веер в нашей жизни? (вентилятором, кондиционером).

Вывод:Ветер — это движение воздуха, он ощутим.…

Лаборант: Профессор теперь Вам понятно?

Профессор говорит громко: Я понял, надо закрывать окна, чтобы не было сквозняка

Профессор: Ступайте — ка, посмотрите, остальные окна, закрыты ли

Профессор назидательно: А окна открывать нужно строго по СанПину!

Лаборант: Профессор, профессор, что Вы так кричите

Профессор: Что — то, чувствую, ухо мне продуло, слышу, что — то плохо

Лаборант: Профессору нужно помочь, давайте сконструируем для профессора вспомогательное слуховое устройство для усиления звука

Опыт № 3 «Откуда берется звук»

Лаборант: Слышали ли вы, как про кого-то говорят «У него ушки на макушке?», о ком можно так сказать?

Высказывают свои предположения

Лаборант: Это выражение говорит нам, про человека, который внимательно к чему — то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.

Лаборант: Как вы думаете, зачем зверям нужны большие уши?

В какой сказке девочка интересовалась размером ушей своей бабушки?

Что ответил Красной Шапочке Волк?

Лаборант: Так Вы хотите узнать, зачем зверям большие уши?

Для этого мы проведем эксперимент. Вы будете сидеть на месте, а я отойду от вас и загадаю вам загадку.

Лаборант: отходит подальше и говорит тихим шепотом:

Кто осенью холодной, ходит хмурый и голодный?

Вы не расслышали? Представьте, что делает плохо слышащий человек, чтобы услышать что говорят?

Конечно, прикладывает руку к уху, тем самым делает свое ухо больше. У зверей уши больше, чем у человека, они хорошо улавливают звук.

Как размер уха влияет на остроту слуха?

Чем больше ухо, тем лучше слышно. Как вы думаете, почему природа наделила их такими большими ушами?

А связано это как раз с тем, что с помощью органа слуха они получают намного больше информации, чем с помощью зрения. Им нужна возможность слышать звуки со всех сторон, и для этого им не обязательно поворачивать голову. Слух для животных очень важен, ведь все живые существа издают какие-то звуки. Наверное, каждый наблюдал, как собаки настораживают уши, а лошади поводят ими, чтобы лучше слышать. Это объясняется тем, какое значение для животных имеет ушная раковина. Наружный слуховой проход у них — очень важный орган для улавливания самых разнообразных звуков. Поэтому и имеет коническую форму или форму воронки. Ухо у них — как локатор, оно улавливает звуковые волны. Это все нужно для того, чтобы лучше распознавать звуки и их источник. Так для чего нам понадобятся воронки?

Лаборант предлагает из бумажной заготовки сделать воронку.

Попробуйте догадаться, что нужно сделать, чтобы лучше слышать?

Проводится самостоятельный эксперимент с воронками.

Вывод: Мы поговорили о том, как лучше слышать. Звук — это колебание воздуха, который проходит сквозь тоненькую щель и создает звуковые волны. Звуки — это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.

Лаборант отдает свой рожок профессору

Профессор встает со стула: Ох, спасибо, спасибо.

Звонок телефона: Академик интересуется у профессора, как проходят эксперименты, сообщает, что нужно показать разработанный новый эксперимент

Лаборант: Посмотрите, это переговорное устройство изобрел наш профессор, очень удобная штука, если оставили мобильник дома. Хотите испытать? (Педагоги испытывают самодельный телефон)

Профессор: Что-то и колени болеть стали, надо бы косточки размять

Лаборант: Профессор давайте, сделаем разминку!

Проводится физкультминутка «Стойкий оловянный солдатик»

Наклонитесь все вперед, а потом наоборот (Дети выполняют наклоны вперед)

Влево, вправо наклонитесь, наклоняйтесь, не ленитесь! (Дети выполняют поочередно наклоны вправо, влево)

На одной ноге постой — ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади! (Дети стоят на одной ноге, руки прижаты к груди)

Руки вверх, руки в бок (Дети подымают руки вверх и разводят в стороны)

И на месте — скок, скок, скок! (Дети прыгают на месте на двух ногах)

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом… (Дети выполняют дыхательное упражнение)

Опыт ждет Вас за столом (Дети маршируют на месте и рассаживаются на свои места)

Профессор: Как взбодрился, хорошо мне стало. Все теперь в порядке, спасибо зарядке.

Профессор: Держится за живот. Зарядка — это хорошо, но пора и подкрепиться.

Берет со стола бутылку кока — колы и чипсы.

Лаборант: Профессор, это, что такое, эти продукты ведь вредные!

Профессор: «Разве чипсы вредные, посмотрите какие они зажаристые, послушайте как они, хрустят, а как они вкусно пахнут, и они такие солененькие просто пальчики оближешь. Так почему же они вредные, они такие аппетитные?

Лаборант: Сейчас мы Вам покажем

Опыт № 4 «Вредные чипсы»

Положите большой чипсна бумагу и согните его пополам, раздавив его на сгибе бумаги. Теперь уберите кусочки чипсов на тарелочку и посмотрите бумагу на свет.

Бумага покрылась жирными пятнами. Это можно объяснить тем, что чипсы жирные. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.

Вывод: Чипсы содержат большое количество жиров. А желтый цвет обозначает присутствие в продукте красителей.

Профессор: Тянется за бутылкой с колой

Лаборант: Не надо, профессор, эту гадость пить. Вы только посмотрите, как кола все растворяет.

Опыт № 6 «Кока-кола с молоком»

Разделитесь на пары: одни наливает в прозрачный стаканчик «Колу» до половины, второй — добавляет туда ложечку молока. Посмотрите, что происходит?

Вывод:Почему же это произошло?

В «Кока — коле» есть вещество, которые соприкасаясь с молоком, вступает в реакцию, возникает такой неприятный осадок на дне стакана, как при скисании молока. Если пить «Кока- колу» вместе с молочными продуктами, то такой же осадок появиться в нашем желудке.

Профессор огорченно: А, что же мне пить?

Лаборант: Попейте простой воды.

Профессор: Не хочу я простую воду, я хочу лимонад

Лаборант: Хорошо, мы Вас научим делать вкусный и полезный лимонад

Приготовление лимонада

Приготовление кефира (в стакан с молоком добавить немного лимонной кислоты и сахара)

Лаборант: Профессор Вы поняли, что есть вредная еда и полезная, и лучше использовать полезные продукты

Профессор: Да, да, я понял.

Профессор: Я хочу Вам тоже показать магию волшебства

Опыт № 7 «Эксперименты с магнитом»

Какие материалы притягивает магнит?

Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т. п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть «железкой» (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.

Вывод: Магнит притягивает к себе только железо

Магнит имеет два полюса

Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим — отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец — северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

Попросите ребенка взять два магнита и определить, складывает он их одинаковыми полюсами или разными?

Профессор: Хочет достать платок, а достает банку с краской, делает удивленное лицо, а потом начинает, что — то себе под нос бормотать, перечисляя какие — то ингредиенты (краска, сода, лимонная кислота).

Эврика, я вспомнил, вот оно, моя формула, записывает быстро на доске

Профессор: Лаборанты мне нужна Ваша помощь, сейчас мы проведем эксперимент, над которым я в последнее время так много работал. Для этого нам понадобиться….

Опыт № 8 «Вулкан»

Насыпьте две чайные ложки соды в горлышко бутылки и добавьте столовую ложку средства для мытья посуды. Налейте в стакан уксус и подкрасьте пищевым красителем. Вылейте жидкость в вулкан и увидите, как из жерла потечет густая окрашенная пена. Дети будут в восторге от эффектного извержения вулкана!

Чтобы опыт протекал более бурно, вместо воды можно использовать газированную воду.

Чтобы немного отложить начало реакции, не смешивайте непосредственно воду и лимонную кислоту. Предварительно растворите лимонную кислоту или уксус в воде, а соду предварительно заверните в бумажную салфетку или бумажное полотенце.

Реакция будет более эффектной, если добавить к ингредиентам краситель (можно использовать гуашь, но больше подходят сухие пищевые красители для пасхальных яиц или жидкие красители для самодельного мыла).

Для более густой и устойчивой пены добавьте в вулкан капельку моющего средства.

Также реакция будет интереснее, если в смесь для вулкана добавить блестки или мелкие пайетки. Выходящая из вулкана пена будет вытаскивать и пайетки. Таким же образом, выходящая из настоящего вулкана лава выносит на поверхность земли камни из глубоких недр.

Вывод: Газ, образовавшийся при воздействии уксуса на соду, поднимает «лаву» и происходит «извержение». Вулкан — это чудо природы.

Академик: Заключительная речь о проведенном мастер-классе.

Основные термины (генерируются автоматически): профессор, Лаборант, полоска бумаги, движение воздуха, лимонная кислота, ребенок, звук, магнит, опыт, ухо.


Похожие статьи

Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние...

Дети начинают закрывать уши и просят выключить этот звук. Делаю вывод: Данный опыт показывает, что низкие частоты отрицательно воздействуют на психику, вызывают нервные расстройства и приступы панического страха. Опыт № 4: Дети в классе поделены на три группы.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе...

(Дети повторяют опыт вместе с Петрушкой). Воспитатель: Воздух хотя и невидим, но занимает место!

Воспитатель: Правильно, ребята, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать — звуки не передаются.

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного...

Кроме того, можно отметить, что детский эксперимент имеет развивающий потенциал. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. Опыт это средство для развития мыслительных процессов детей.

Работа детской естественнонаучной лаборатории в ДОУ

Дети учатся самостоятельно работать с современным оборудование по определению погоды (определять направление и силу ветра, температуру воздуха, измерять количество выпавших осадков), электронный микроскоп приглашает посетить неизведанный микромир.

Влияние поисково-экспериментальной деятельности на...

Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают тему исследования, подбирают методы исследования, собирают материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности.

Методика формирования познавательного интереса у детей...

Все опыты и эксперименты в программах были представлены в определенной системе, что позволяло переводить детей с одного уровня познавательного интереса на другой. Количество опытов и экспериментов в программах для каждого уровня было по 1 опыту 3 раза в неделю.

Метапредметная игра «Биомастер» | Статья в журнале...

Неопытный лаборант поместил инфузорий в пробирку с предварительно прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой.

1. Школьник провел опыт. Он сжег литий, продукт реакции растворил в воде и добавил в раствор фенолфталеин.

Обзор исследовательской работы «Природные индикаторы»

Индикаторная бумагабумага, пропитанная химическими реактивами, предназначенная для

Если в стакан с крепким чаем добавить сок лимона или растворить немного лимонной

Данный опыт демонстрирует, что при отсутствии производственных индикаторов, можно...

Похожие статьи

Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние...

Дети начинают закрывать уши и просят выключить этот звук. Делаю вывод: Данный опыт показывает, что низкие частоты отрицательно воздействуют на психику, вызывают нервные расстройства и приступы панического страха. Опыт № 4: Дети в классе поделены на три группы.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе...

(Дети повторяют опыт вместе с Петрушкой). Воспитатель: Воздух хотя и невидим, но занимает место!

Воспитатель: Правильно, ребята, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать — звуки не передаются.

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного...

Кроме того, можно отметить, что детский эксперимент имеет развивающий потенциал. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. Опыт это средство для развития мыслительных процессов детей.

Работа детской естественнонаучной лаборатории в ДОУ

Дети учатся самостоятельно работать с современным оборудование по определению погоды (определять направление и силу ветра, температуру воздуха, измерять количество выпавших осадков), электронный микроскоп приглашает посетить неизведанный микромир.

Влияние поисково-экспериментальной деятельности на...

Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают тему исследования, подбирают методы исследования, собирают материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности.

Методика формирования познавательного интереса у детей...

Все опыты и эксперименты в программах были представлены в определенной системе, что позволяло переводить детей с одного уровня познавательного интереса на другой. Количество опытов и экспериментов в программах для каждого уровня было по 1 опыту 3 раза в неделю.

Метапредметная игра «Биомастер» | Статья в журнале...

Неопытный лаборант поместил инфузорий в пробирку с предварительно прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой.

1. Школьник провел опыт. Он сжег литий, продукт реакции растворил в воде и добавил в раствор фенолфталеин.

Обзор исследовательской работы «Природные индикаторы»

Индикаторная бумагабумага, пропитанная химическими реактивами, предназначенная для

Если в стакан с крепким чаем добавить сок лимона или растворить немного лимонной

Данный опыт демонстрирует, что при отсутствии производственных индикаторов, можно...

Задать вопрос