Работа детской естественнонаучной лаборатории в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 08.02.2018

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Вагина Т. М. Работа детской естественнонаучной лаборатории в ДОУ [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 19-21. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13755/ (дата обращения: 21.10.2018).



…Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал…

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Детская поисково-исследовательская деятельность по освоению окружающего мира — это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

По мнению известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием в нашем ДОУ в 2015 году появился «Интеллект-Центр» который включает в себя студию математического моделирования, мобильный компьютерный класс, клуб юного шахматиста, Лего-центр, мини-обсерваторию, детскую исследовательскую лабораторию. Пространство естественно — научной лаборатории организовано в виде хорошо разграниченных зон «центры»: центр воды и песка, оснащенных развивающими материалами (книги, формочки для игр с песком, развивающее оборудование и пр.), мини — обсерватория. Все предметы доступны детям.

Детская лаборатория оснащена: интерактивной песочницей; кинетический песок; комплекты для экспериментирования: мои первые опыты: вода и воздух, мои первые опыты: изучаем природу, мои первые опыты: с природой и окружающей средой, мои первые опыты: свет и звук, мои первые опыты: простые механизмы и постоянные магниты; электронные микроскопы; подвижный макет солнечной системы; теллурий; телескоп; интерактивный глобус «Звёздное небо»; макет «модель строения земли»; большой глобус географический; астропланетарий; комплект (интерактивная доска + ультра короткофокусный проектор + ноутбук)

Концепция развития естественнонаучного образования в ЯНАО указывает на то, что система учебных программ естественнонаучного образования в дошкольном образовании должна обеспечить ознакомление с природой и природными явлениями, формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля, воспитание любви к природе. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим миром через предметный мир, географию, физику, астрономию. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность, бесспорно, является одной из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные на специально разработанных занятиях, на исследовательских играх, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания — не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

H:\всякое\план участий\фото%201.jpg

Для полноценной работы лаборатории педагогами естественнонаучного методического объединения была разработана программа «Академия естественных наук» со следующими блоками: «Предметный мир», «Физика для малышей», «Я и мое тело», «Мир природы на ладошках», «Удивительный мир географии», «Обсерватория».

В лабораторию приходят дети, начиная со второй младшей группы, т. к. в этом возрасте ярко проявляется детская любознательность. Они начинают задавать многочисленные вопросы. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Дети учатся самостоятельно работать с современным оборудование по определению погоды (определять направление и силу ветра, температуру воздуха, измерять количество выпавших осадков), электронный микроскоп приглашает посетить неизведанный микромир.

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу — сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Так, физика для малышей приглашает на изучение простейших физических явлений через сказку. Через экспериментальную деятельность дети знакомятся со светом и его свойствами, статическим электричеством и с тем, что Земля ведёт себя как огромный магнит — все к себе притягивает: людей и животных, моря и реки, камни и всё остальное. А её могучая сила называется силой притяжения!

C:\Users\t3vag\Desktop\IMG_3723.JPG

H:\на отчет\отчет по году экологии Пчелки\исследов. проект Нефть\WP_20171201_15_25_48_Pro.jpg

Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.

В работе детской научной лаборатории дошкольники совместно с педагогами применяют накопленные знания и умения и приступают к разработкам и проведениям исследовательских проектов. Основное содержание работы заключается в том, что дети умеют формулировать проблему, выдвигать гипотезы, делать предположения, задавать вопросы, описывать явления, процессы, рассуждать, обобщать информацию, делать выводы и умозаключения; с каждым годом степень самостоятельности ребенка при проведении эксперимента возрастает. Итоги работы детской лаборатории ДОУ представляет на конференциях, на конкурсах детских исследовательских работи творческих проектов среди дошкольников и младших школьников: «Я — исследователь» и «Первые шаги в науку». Также дети принимают активное участие в ежегодной научно — исследовательской конференции «Я — исследователь». Дети представляют свои исследовательские проекты. Достижения дошкольников являются показателем развития познавательно-исследовательских способностей.

Эффективное образование с «Улыбкой» G:\DSC_0253.JPG

«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших черт характера» (А. Шапиро).

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, естественнонаучное образование, знание, умение, экспериментально-исследовательская деятельность, явление.

Похожие статьи

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, окружающий мир, дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, родитель, педагог, опытно-экспериментальная деятельность...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, дошкольное образование, экспериментальная...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, Детское экспериментирование, детская деятельность, детский сад.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид...

Естественнонаучные знания как объект познания в начальной...

Экология, экологическое образование, экологическое сознание, воспитание, окружающий мир, экологическое знание, начальная школа.

Развитие идей экологического образования у детей младшего... Деятельность важна для качественного усвоения и познания содержания...

Развитие познавательной активности детей среднего...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Психолого-педагогические основы формирования...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

Организация исследовательской деятельности детей...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, дошкольное образование, экспериментальная деятельность

Метод экспериментирования, как средство познавательного... ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, окружающий мир, дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, родитель, педагог, опытно-экспериментальная деятельность...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, дошкольное образование, экспериментальная...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, Детское экспериментирование, детская деятельность, детский сад.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид...

Естественнонаучные знания как объект познания в начальной...

Экология, экологическое образование, экологическое сознание, воспитание, окружающий мир, экологическое знание, начальная школа.

Развитие идей экологического образования у детей младшего... Деятельность важна для качественного усвоения и познания содержания...

Развитие познавательной активности детей среднего...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Психолого-педагогические основы формирования...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

Организация исследовательской деятельности детей...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, дошкольное образование, экспериментальная деятельность

Метод экспериментирования, как средство познавательного... ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент...

Задать вопрос