В своей жизни почти каждый студент испытывал стресс во время учебного года, а особенно, стресс возникает в период сдачи экзаменов. В связи с возникновением актуальности проблемы стресса возникает и актуальность изучения темы влияния творческого потенциала на уровень стрессоустойчивости личности обучающегося в ВУЗе.
Ключевые слова: стрессоустойчивость личности, творческий потенциал личности.
Введение
Стресс в жизни каждого студента может иметь большое количество причин. И степень нервного напряжения зависит от того, насколько подросток готов самостоятельно жить и принимать важные решения в своей жизни.
«Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Не является ли «стресс» просто синонимом «дистресса»? Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос — и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, по ни одно из них нельзя выделить и сказать — «вот это и есть стресс», потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим». [2].
У каждого из нас есть уникальные способности, определенные склонности к талантам и каким-либо к видам деятельности. Творческий потенциал личности имеется в каждом, но не все люди стараются его развивать на протяжении всей жизни.
По мнению Е. А. Яковлевой, «творчество — это процесс выявления собственной индивидуальности. Творчество неотделимо от индивидуальности человека, оно представляет собой реализацию личности своей универсальности». [3].
Существуют основные направления в развитии творческих способностей у студентов: развитие воображения; развитие вербальной (словесное творческое мышление) и невербальной (изобразительное творческое мышление) креативности.
В. Г. Рындак творческий потенциал определяет как «систему личностных способностей, которые позволяют оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию» [1].
Основная часть
Объект исследования: стрессоустойчивость студентов вуза.
Предмет исследования: зависимость уровня проявления творческого потенциала от уровня стрессоустойчивости личности у студентов ВУЗа.
Цель исследования: выявить зависимость стрессоустойчивости личности от ее творческого потенциала.
Гипотеза исследования: учащиеся с высоким уровнем творческого потенциала личности менее подвержены стрессу в период обучения в ВУЗе.
Методики исследования: 1) Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В.). 2) Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона). 3) Самооценка творческого потенциала личности (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.).
База исследования: в исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в ВолгГМУ, из них 22 женщин и 10 мужчин, в возрасте от 18 до 25 лет. Общий объём выборки составил 32 человека.
Анализ ирезультаты исследования
«Высокий» уровень стрессоустойчивости имеют 13 % студентов, «выше среднего» у 22 %, «чуть выше среднего» 34 %, «средний» 25 % и «ниже среднего» у 6 % человек в ходе проведения тестирования на самооценку стрессоустойчивости личности (Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В.).
Рис. 1.Результаты теста на самооценку стрессоустойчивости личности (Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В.)
Исходя из этого результата, можно сделать вывод, что студенты имеют адекватное восприятие своей стрессоустойчивости.
Результаты проведения теста на самооценку стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона) показывают, что у 59 % студентов самооценка стрессоустойчивости вышло «удовлетворительно», у 25 % человек оценка «плохо» и у 16 % «хорошо».
Рис. 2.Результаты теста на самооценку стрессоустойчивости личности (С. Коухена и Г. Виллиансона)
Полученные данные свидетельствуют о том, что у студентов хорошая стрессоустойчивость.
После проведения методики «Самооценка творческого потенциала личности (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.)» были получены следующие результаты: у 78 % студентов средний уровень самооценки творческого потенциала; у 13 % высокий уровень; и только 9 % имеют низкий уровень.
Рис. 3.Результаты методики «Самооценка творческого потенциала личности (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.)
Данные показывают нам то, что у большинства студентов вуза имеется хороший творческий потенциал, которым они пользуются в процессе учебы.
По результатам методик была проведена статистическая обработка полученных данных с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics. Мы проводим дисперсионный анализ данных для того что бы узнать влияет ли уровень стрессоустойчивости личности на уровень творческого потенциала обучающегося в вузе.
По данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, что имеется влияние уровня стрессоустойчивости, на уровень творческого потенциала.
Таблица 1
Влияние уровня стрессоустойчивости на уровень творческого потенциала
Сумма квадратов |
ст.св. |
Средний квадрат |
F |
Знч. |
|
Между группами |
463,200 |
2 |
231,600 |
5,719 |
,008 |
Внутри групп |
1174,300 |
29 |
40,493 |
||
Итого |
1637,500 |
31 |
Также следует отметить, что на рисунке 4 у лиц с низким уровнем стрессоустойчивости в большей степени выражен творческий потенциал.
Рис 4.Влияние уровня стрессоустойчивости на уровень творческого потенциала
Выводы
В результате эмпирического исследования мы выявили наличие влияния уровня стрессоустойчивости личности на уровень творческого потенциала обучающегося в вузе и наша гипотеза в определенной степени подтвердилась.
Литература:
1. Крамар, П. П. К определению понятия «творчество» // Вопросы общественных наук. — 1982. — № 50. — С. 54–61.
2. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979. — 123 с.
3. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. — М.: Флинта, 1997. — 222 с.