Ключевые слова: воспитатели, стрессоустойчивость, креативность.
В современном обществе огромное внимание уделяется правильному воспитанию будущего поколения. Большая ответственность ложится на плечи воспитателей детского сада, которые проводят большую часть дня с детьми в воспитательных целях. Завышенные ожидания со стороны начальства и родителей зачастую являются одними из главных факторов стресса профессии воспитателя. Влияние стресса на личность воспитателя может проявляться в различных аспектах, включая эмоциональное состояние, профессиональную эффективность и межличностные отношения. Креативность — важный ресурс для преодоления стресса, позволяющий находить нестандартные решения в сложных ситуациях. Креативный подход позволяет воспитателю создать более интересную и эффективную образовательную среду для детей. Наше исследование поможет выявить специфику стресса, которая в свою очередь может влиять на показатель креативности профессии воспитателя.
В работе большое внимание уделяется двум основным понятиям: стрессоустойчивость и креативность.
С. В. Субботин определяет стрессоустойчивость как определённую составляющую эмоциональной и психологической устойчивости к стрессу, а также стресс-резистентность и фрустрационную толерантность.
Другой исследователь в данной области Б. Х. Варданян рассматривает стрессоустойчивость как взаимодействие всех компонентов психической деятельности человека, в частности эмоциональных. Также он определяет её как свойство личности, которое обеспечивает баланс и гармонию между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и способствует успешному выполнению деятельности.
П. Б. Зильберман определяет стрессоустойчивость как интегративное свойство личности, которое благодаря взаимодействию эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности обеспечивает успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке [1].
Дивергентные способности (или креативность) — это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Из лекций Осориной: Дивергентное мышление (расходящееся) — творческое мышление; задача требует максимального количества решений.
Креативность в узком значении слова — это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта.
Креативность в широком смысле слова — это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) [2].
В исследовании приняли участие 18 сотрудников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 115 г. Новокузнецка. Из них все представительницы женского пола, что отражено на рисунке 1.
Рис. 1. Характеристика выборки сотрудников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 115 по полу (%)
Стаж работниц детского сада представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Характеристика выборки сотрудников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 115 по стажу работы (%)
Согласно данным рисунка 2, всех обследованных условно можно разделить на три группы: стаж первой группы выборки был от 5 до 10 лет — ее составили 20 % выборки, стаж второй группы — от 10 до 15 лет — 60 % выборки, стаж третьей группы — более 15 лет — 20 % выборки.
Испытуемые принадлежат к возрастному периоду от 20–60 лет, данные о возрастном составе выборки представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Характеристика выборки сотрудников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 115 по возрастному составу (%)
Таким образом, выборка исследования состояла из 30 респондентов женского пола в возрасте от 20 до 60 лет, со стажем работы от 5 лет и более.
Методики, которые использовались в исследовании:
- «Тест на стрессоустойчивость» (Автор: Ю. В. Щербатых (2005));
- «Самооценка стрессоустойчивости Коухена-Виллиансона» (Авторы: С. Коухен, Г. Виллиансон (1988) Адаптация: Я. Н. Воробейчик (2004));
- «Профиль мышления» (Авторы: В. А. Ганзен, К. Б. Малышев, Л. В. Огинец (2001)).
Для исследования взаимосвязи стрессоустойчивости и креативности у воспитателей детского сада мы использовали коэффициент корреляции Пирсона. В процессе корреляционного анализа полученных данных были выявлены статистически значимые связи между стрессоустойчивостью и креативностью у воспитателей детского сада. Результаты которого представлены на рисунке 4. Критическое значение коэффициента Пирсона составило r = 0,468 при p < 0,05; r=0,590 при p < 0,01.
Рис. 4. Корреляционная плеяда связи стрессоустойчивости и креативности
Корреляционный анализ позволил выявить сильные положительные статистически значимые связи базового показателя стрессочувствительности, итогового показателя стрессочувствительности и шкалы самооценки стрессоустойчивости (p ≤ 0,01). Следовательно, чем выше шкала самооценки стрессоустойчивости, тем выше итоговый и базовый показатели стрессочувствительности. Высокие значения по шкале стрессоустойчивости модификации Я. Н. Воробейчика говорят о низкой стрессоустойчивости, и наоборот. Воспитатели несут большую ответственность за благополучие и развитие детей. Им приходится справляться с множеством задач, в том числе с планированием уроков, управлением поведением и взаимодействием с родителями. Повышенные реакции и восприятие стресса приводят к более высокому итоговому показателю стрессочувствительности, который представляет собой совокупность как базовой реактивности, так и субъективной оценки стресса.
Также была выявлена отрицательная прямая связь базового показателя стрессочувствительности с креативностью и итогового показателя стрессочувствительности с креативностью (p ≤ 0,01), при том, что базовый и итоговый показатель стрессочувствительности положительно коррелируют между собой (p ≤ 0,01). Следовательно, чем выше стрессочувствительность, тем ниже креативность. Тоже самое можно сказать и про показатели стрессочувствительности, чем выше базовый показатель стрессочувствительности, тем выше итоговый показатель стрессочувствительности, потому что, если у человека высокий итоговый показатель стрессочувствительности, это означает, что он имеет как высокую базовую предрасположенность к стрессу, так и сталкивается с значительными стрессовыми ситуациями [4]. Стресс сужает внимание, затрудняя переключение между различными аспектами проблемы, что необходимо для творческого мышления. Он также может подавлять рабочую память, что затрудняет удержание информации в уме и манипулирование ею.
Помимо этого, положительно между собой коррелируют шкалы символическое мышление, образное мышление, креативность (p ≤ 0,01). Это можно охарактеризовать тем, что чем выше креативность, тем выше символическое и образное мышление. Это обусловлено тем, что креативность тесно связана с когнитивной гибкостью, способностью переключаться между различными перспективами и находить нестандартные решения. Символическое и образное мышление также требует гибкости, поскольку оно включает в себя способность представлять абстрактные понятия и манипулировать образами в уме.
Также символическое мышление положительно опосредованно коррелирует со шкалой креативности через шкалу стрессочувствительности (p ≤ 0,01). Следовательно, чем выше символическое мышление, тем выше креативность через шкалу стрессочувствительности у воспитателей. Выражение стрессовых переживаний через символическое мышление может помочь воспитателям снизить уровень стресса и улучшить саморегуляцию. Это освобождает когнитивные ресурсы и создает более благоприятные условия для творческой деятельности.
Выявлена прямая отрицательная связь символического показателя с базовым показателем стрессочувствительности (p ≤ 0,05). Следовательно, чем выше стрессочувствительность, тем ниже символическое мышление. Воспитатели с высокой стрессочувствительностью могут быть более склонны избегать ситуаций или задач, которые они воспринимают как стрессовые [3]. Это может ограничить их возможности для развития и использования символического мышления. Кроме того, стрессочувствительность может быть связана с более низким уровнем открытости новому опыту, что также может препятствовать развитию символического мышления.
Также выявлена отрицательная связь между базовым показателем стрессочувствительности и образным мышлением (p ≤ 0,05), также между базовым показателем стрессочувствительности и шкалой креативности (p ≤ 0,01), при том, что шкала образное мышление положительно коррелирует со шкалой креативности (p ≤ 0,01). Следовательно, чем выше креативность и образное мышление, тем выше стрессочувствительность, также чем выше креативность, тем выше образное мышление. Воспитатели с высокой креативностью и образным мышлением, как правило, более глубоко обрабатывают информацию и склонны обращать внимание на детали и тонкости, которые другие могут упустить. Это может привести к тому, что они будут более чувствительны к стрессовым факторам в своем окружении, таким как изменения в поведении детей или требования со стороны родителей.
Таким образом, в результате проведенного корреляционного анализа были выявлены положительные и отрицательные статистически значимые связи между стрессочувствительностью и креативностью у воспитателей детского сада. А так как стрессочувствительность это обратный показатель стрессоустойчивости, то гипотеза: чем ниже стрессоустойчивость, тем ниже креативность, подтвердилась.
Литература:
- Белов, А. Стрессоустойчивость — что такое, как развить / А. Белов. — 2023. — 12 апр. — Текст: электронный // Skillbox: [сайт]. — URL: https://skillbox.ru/media/growth/stress-resistance/?ysclid=m44jpfh3l3589949954 (дата обращения: 02.12.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
- Взаимосвязь креативности и стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности. — Дата последнего обновления статьи: 21.10.2024. — Текст: электронный // Образовательный портал «Справочник». — URL:https://spravochnick.ru/psihologiya/vzaimosvyaz_kreativnosti_i_stressoustoychivosti_lichnosti_v_professionalnoy_deyatelnosti/ (дата обращения: 02.12.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
- Ганзен, В. А. Диагностика профессиональных способностей: Методика определения типа мышления и уровня креативности: Профиль мышления: опросник / В. А. Ганзен, К. Б. Малышев, Л. В. Огинец. — Текст: электронный // StudFiles: файловый архив студентов: [сайт]. — URL: https://studfile.net/preview/3800114/page:17/ (дата обращения: 02.12.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
- Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона: тест. — Текст: электронный // StudFiles: файловый архив студентов: [сайт]. — URL: https://studfile.net/preview/5570943/page:15/ (дата обращения: 02.12.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.