Формирование методологии стратегического анализа деятельности предприятий нефтепереработки и нефтехимии с учетом специфики отрасли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 02.09.2019

Статья просмотрена: 618 раз

Библиографическое описание:

Ханило, Д. А. Формирование методологии стратегического анализа деятельности предприятий нефтепереработки и нефтехимии с учетом специфики отрасли / Д. А. Ханило. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62251/ (дата обращения: 27.04.2024).



В работе проведена систематизация существующих подходов стратегического анализа и оценены особенности их применения для анализа нефтеперерабатывающей отрасли. Выделены факторы внутренней и внешней среды, влияющие на конкурентоспособность предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. Разработана модификация алгоритма анализа факторов внутренней и внешней среды для проведения стратегического анализа.

Ключевые слова: конкуренция, стратегический анализ, нефтеперерабатывающая отрасль, факторы внутренней и внешней среды.

На современном этапе экономического развития, когда существуют проблемы рационального использования природных и производственных ресурсов, повышения качества промышленной продукции и повышения эффективности социального производства стали особенно острыми, роль нефтепродуктов является особенно важной. В современных условиях развития оборудования, технологий и производства представляется невозможным отказываться от нефтепродуктов стратегического значения, таких как бензин, дизельное топливо, масла и других.

Стратегический анализ и оценка конкурентоспособности нефтеперерабатывающей отрасли имеют первостепенное значение для текущего позиционирования на рынке и будущих перспектив развития. Оценка уровня конкурентоспособности компании — одна из актуальных задач, с которой приходится сталкиваться руководству компании. По мере увеличения возможностей современных инструментов повышается точность анализа данных, а также возможность использования многомерных методов оценки. Чтобы провести качественный анализ, нужно описать не только предприятие, но и процессы, которые его окружают. Эти процессы включают в себя поведение конкурентов, ситуацию на рынке в целом и многие другие факторы. Обобщенные методы оценки позволяют сравнивать компании, работающие в различных областях. Показатели, которые используются в оценке уровня конкурентоспособности, должны быть одинаковыми для всех компаний, что создает ограничения. В данной статье мы сосредоточимся на оценке нефтяных компаний Российской Федерации и анализе их конкурентоспособности.

В результате развития экономики в России произошли существенные изменения в промышленной структуре нефтяной отрасли. Необходимость реструктуризации управления нефтегазовым комплексом, появление соответствующих нормативных актов, регулирующих реформирование отрасли, привела к трансформации ее структуры, в ходе которой существовали горизонтальные пробелы и вертикальная интеграция, а также приобретались отдельные корпоративные структуры, включающие в себя всю цепочку инновационных технологий.

По количеству участников (составу) предприятия отрасли делятся на три типа: крупные, средние и малые, однако на долю нескольких ведущих предприятий приходится большая часть общего оборота отрасли, именно их деятельность определяет развитие событий на рынке нефтепродуктов на сегодняшний день.

Концентрация производства на 8–10 ведущих предприятиях колеблется от 51 % до 62 %. Сегодня в России работают около 20 компаний, занимающихся добычей, переработкой и реализацией нефти и нефтепродуктов, крупнейшими из которых являются ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром», ПАО «Сургутнефтегаз» и ПАО «Роснефть».

Государство играет важную роль в функционировании нефтеперерабатывающих заводов. Это сильно влияет на качество продукции, энергосбережение и охрану окружающей среды. Особенностью нефтеперерабатывающей промышленности является высокая концентрация экологически небезопасных сооружений и процессов.

В экономике и большинстве теорий управления барьеры для входа — это препятствия, которые компания должна преодолеть, концентрируясь на определенном рынке. Порог входа является источником ценовой власти компании — компании могут повышать цены, не теряя потребителей.

Для стратегического анализа отрасли существует ряд определенных методик. В таблице 1 перечислены данные методы и возможность их применения для разработки стратегий.

Таблица 1

Использование методик стратегического анализа впроцессе разработки стратегий

Метод анализа

Разработка стратегии имиссии

Разработка целей

Выбор стратегии развития

Реализация стратегии

Оценка предложенной стратегии

PEST-анализ

+

+

+

SWOT-анализ

+

+

+

Конкурентный анализ

+

+

+

+

+

Позиционный анализ

+

+

+

Ресурсный анализ

+

+

+

Стратегический анализ издержек

+

+

+

Таким образом, стратегический анализ является важнейшим предварительным элементом при разработке стратегии оценки конкурентоспособности предприятия. Проанализировав возможность использования существующих методов для проведения стратегического анализа, связанного с объектом исследования нефтеперерабатывающего завода, можно отметить следующее. Деятельность нефтеперерабатывающих заводов на рынке имеет ряд отличий, что связано с их большей зависимостью от методов и инструментов государственной политики по сравнению с другими промышленными предприятиями. Кроме того, поведение покупателей, конкурентов также во многом зависит от статуса государства в плане технического регулирования, экологических стандартов. Исходя из этого, следует совершенствовать достигнутые результаты. Для оценки уровня конкурентоспособности и проведения стратегического анализа нефтеперерабатывающей отрасли рекомендуется проводить два вида анализа — анализ внешней среды и анализ внутренней среды.

При изучении внешней среды особое внимание следует уделить государственной политики в отношении организационно-правовых форм производства, технических регламентов, экологических требований, реализации политики основных потребителей и конкурентов. На данном этапе анализа необходимо решить вопрос о целесообразности выделения стратегических экономических зон, стратегических экономических центров, единиц. На основе изучения существующих методов стратегического анализа с учетом специфики инновационного развития можно систематизировать особенности стратегического анализа нефтеперерабатывающих заводов с целью последующего формирования их стратегии инновационного развития.

Характеризуя представленные особенности, можно отметить, что они охватывают довольно широкий спектр компонентов: от отдельных элементов экологического анализа (экологическая составляющая, поставщик и т. д.) до характеристик выбора стратегической программы. Эти различия обусловливают необходимость разработки усовершенствованного алгоритма стратегического анализа нефтеперерабатывающих заводов с целью последующего формирования стратегии инновационного развития.

В процессе проведения стратегического анализа выделяются следующие шаги:

1. Анализ внешней среды предприятия:

а) описание и анализ глобальных факторов;

б) описание и анализ состояния и тенденций рынков;

В) выявить возможности и риски внешней среды компании.

2. Анализ внутренней среды предприятия:

а) анализ всех услуг с точки зрения вклада в работу компании;

б) определение сильных и слабых стороны компании на основе экспертных данных.

3. Анализ стратегических факторов успеха:

а) сравнение результатов анализа внешней и внутренней среды с эталонными для определения стратегических факторы успеха;

б) описание стратегических факторов успеха.

3. Прямое построение бизнес-профиля включает в себя:

а) определение стратегических ориентиров и перспектив развития;

б) определение стратегических отправных точек и перспектив развития;

в) сравнение объектов.

В предлагаемом способе можно выделить следующие особенности. Прежде всего, самым важным шагом является уточнение содержания экологических факторов. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы входят в состав крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. Таким образом, компоненты анализа макро- и микроокружения меняются. Кроме того, учет требует инновационного характера, который также изменяет состав исследуемых компонентов. Во-вторых, особенностью предложенного методологического подхода является повышение значимости этапа оценки системы ценообразования и ее более раннего рассмотрения по сравнению с традиционным этапом стратегического анализа. Это зависит от необходимости определения направлений интенсификации инновационной деятельности нефтеперерабатывающих заводов и их будущего обоснования. В-третьих, введена отдельная аналитическая единица «определение научно-технического уровня промышленного предприятия». Ее необходимость связана с изучением компетенций предприятий по реализации отдельных направлений инновационного развития.

Сравнительный анализ факторов и критериев оценки показал, что профилирование является наилучшим и наиболее осуществимым методом стратегического анализа нефтеперерабатывающей промышленности. Он позволяет оценивать положение компании, ее сферы деятельности по сравнению с конкурентами на основе объективных оценок. Российские компании, работающие в сфере нефтепереработки, большую часть времени оценивают текущую ситуацию на рынке и интуитивно принимают оперативные и стратегические решения и не имеют документальных подтверждений в виде конкретных цифр.

Стратегический анализ нефтеперерабатывающей отрасли показал, что в настоящее время необходимо разработка экономически обоснованной стратегии развития отрасли. Основной целью стратегии может выступать создание целей, предпосылок для ее успеха путем выбора направлений действий, их характера и правильного распределения ресурсов. Для определения приоритета развития отрасли необходимо провести стратегический анализ внутренней и внешней среды, выявить факторы, влияющие на ее среду. Любой анализ требует полной информации, которая пригодна для дальнейшей обработки при наименьших затратах и ​​позволяет отображать результаты в доступной форме для сравнительного изучения характеристик и принятия любого управленческого решения. Для обработки информации необходимо применять методы стратегического анализа, которые позволят использовать его части и иметь простую форму воспроизведения для представления результатов.

Литература:

  1. Министерство энергетического развития РФ [Электронный ресурс] / URL: http://minenergo.gov.ru/activity/oilgas/oildirection/pererabotka/
  2. Нефтеперерабатывающая промышленность: нефтеперерабатывающие заводы России [Электронный ресурс]/ URL: http://www.bd-artis.ru/article11.htm
  3. Современный стратегический анализ: учебное пособие / Е. Ю. Кузнецова [и др.]; под общей ред. проф., д-ра экон. наук Е. Ю. Кузнецова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016.— 131, [1] с
Основные термины (генерируются автоматически): стратегический анализ, внешняя среда, нефтеперерабатывающая отрасль, инновационное развитие, анализ, компания, нефтеперерабатывающая промышленность, внутренняя среда, государственная политика, Россия.


Ключевые слова

стратегический анализ, конкуренция, нефтеперерабатывающая отрасль, факторы внутренней и внешней среды

Похожие статьи

Анализ факторов внешней среды вертикально-интегрированной...

В статье рассмотрены основные факторы внешней среды, влияющие на деятельность вертикально-интегрированной нефтяной компании. Осуществлен корреляционный анализ факторов внешней среды крупнейшей российской вертикально-интегрированной нефтяной...

Анализ текущего состояния и проблем функционирования...

Проведен анализ мер государственной поддержки развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей.

Проведен стратегический анализ нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли. Определены тенденции и факторы развития рынка переработки и...

Анализ развития нефтяной отрасли России | Статья в сборнике...

Анализ развития нефтедобывающей промышленности России. Россия, проект, общероссийская добыча нефти, нефтяная

Главные проблемы инновационного развития нефтегазовой... Надежной тенденцией развития нефтегазовой отрасли России является рост...

Современное состояние и перспективы развития...

Современный этап развития нефтеперерабатывающей отрасли происходит в условиях замедления

Нефтяная промышленностьотрасль тяжелой индустрии, которая включает в себя

Нефтегазовая промышленность в настоящее время играет наиболее важную роль для...

Анализ деятельности нефтегазовых компаний | Статья в журнале...

Нефтяная и газовая промышленность России является основой стабильности и базисом для развития современной

Перспективы развития нефтегазовой отрасли Россиивключают постоянное и экономически

Анализ развития нефтедобывающей промышленности России.

Исследование состояния и угрозы развития нефтяного комплекса...

Следовательно, стратегической задачей России является создание инновационного типа экономики, который

Большая часть компаний нефтяного комплекса построена на основе жесткого

 качественно модернизировать нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую...

Маркетинговые стратегии в нефтегазовой отрасли

Наибольший удельный вес занимают предприятия нефтеперерабатывающей отрасли.

Анализ факторов внешней среды вертикально-интегрированной...

Разработка модели управления инновационным развитием малого предприятия в сфере автомобильных...

Анализ внешней среды предприятия на примере ОАО...

Анализ продукции, как элемента внешней среды предприятия... Внешняя среда предприятия это совокупность всех элементов, факторов

Оценка внешний среды фирмы дает высшему руководству возможность проанализировать возможности и внутренние ресурсы компании.

Формирование и развитие инновационного потенциала...

Низкий удельный вес инновационной продукции нефтеперерабатывающих и

Соменкова Н. С. Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия

Стратегическое планирование в инновационной экономике: учеб. пособие / Л. С. Валинурова...

Похожие статьи

Анализ факторов внешней среды вертикально-интегрированной...

В статье рассмотрены основные факторы внешней среды, влияющие на деятельность вертикально-интегрированной нефтяной компании. Осуществлен корреляционный анализ факторов внешней среды крупнейшей российской вертикально-интегрированной нефтяной...

Анализ текущего состояния и проблем функционирования...

Проведен анализ мер государственной поддержки развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей.

Проведен стратегический анализ нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли. Определены тенденции и факторы развития рынка переработки и...

Анализ развития нефтяной отрасли России | Статья в сборнике...

Анализ развития нефтедобывающей промышленности России. Россия, проект, общероссийская добыча нефти, нефтяная

Главные проблемы инновационного развития нефтегазовой... Надежной тенденцией развития нефтегазовой отрасли России является рост...

Современное состояние и перспективы развития...

Современный этап развития нефтеперерабатывающей отрасли происходит в условиях замедления

Нефтяная промышленностьотрасль тяжелой индустрии, которая включает в себя

Нефтегазовая промышленность в настоящее время играет наиболее важную роль для...

Анализ деятельности нефтегазовых компаний | Статья в журнале...

Нефтяная и газовая промышленность России является основой стабильности и базисом для развития современной

Перспективы развития нефтегазовой отрасли Россиивключают постоянное и экономически

Анализ развития нефтедобывающей промышленности России.

Исследование состояния и угрозы развития нефтяного комплекса...

Следовательно, стратегической задачей России является создание инновационного типа экономики, который

Большая часть компаний нефтяного комплекса построена на основе жесткого

 качественно модернизировать нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую...

Маркетинговые стратегии в нефтегазовой отрасли

Наибольший удельный вес занимают предприятия нефтеперерабатывающей отрасли.

Анализ факторов внешней среды вертикально-интегрированной...

Разработка модели управления инновационным развитием малого предприятия в сфере автомобильных...

Анализ внешней среды предприятия на примере ОАО...

Анализ продукции, как элемента внешней среды предприятия... Внешняя среда предприятия это совокупность всех элементов, факторов

Оценка внешний среды фирмы дает высшему руководству возможность проанализировать возможности и внутренние ресурсы компании.

Формирование и развитие инновационного потенциала...

Низкий удельный вес инновационной продукции нефтеперерабатывающих и

Соменкова Н. С. Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия

Стратегическое планирование в инновационной экономике: учеб. пособие / Л. С. Валинурова...

Задать вопрос