В статье показана сущность бюджетирования, раскрыты функции и принципы бюджетирования, доказана необходимость использования бюджетирования на предприятиях на предприятиях нефтяной и газовой промышленности.
Ключевые слова: бюджетирование, функции бюджетирования, принципы бюджетирования, бюджетный процесс.
Нефтяная и газовая промышленность является одной из важнейших отраслей в экономике Российский Федерации. На данный момент значительную часть благосостояния страны приносят экспортные доходы от деятельности предприятий нефтегазового комплекса. Однако все еще отсутствует система управления предприятиями, которая бы позволила эффективно функционировать организациям в условиях институциональных изменений, конкурентной борьбы и волатильности мировых рынков.
Ключевым элементом такой системы должна стать концепция бюджетирования, ориентированного на результат. Несмотря на отсутствие удовлетворительной практики использования гибкого бюджетирования на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, возникает необходимость в организации бюджетного процесса. Такая необходимость обусловлена последствиями мировых финансовых кризисов и наличием понижательного ценового тренда, что делает оптимизацию затрат финансовых средств ключевым фактором при формировании конкурентных преимуществ предприятия.
Бюджетирование — это система принципов и приемов управленческого учета, предназначенная для выражения планов в количественном и стоимостном выражении, мониторинга их выполнения, направленная на эффективное управление ресурсами предприятия [1, с. 136].
Бюджет — это финансовый план в стоимостном выражении, документ, обеспечивающий взаимоувязку расходов организации с имеющимися (или возможными) доходами [4, с. 24].
Цели применения бюджетирования [2, с. 81] в общем виде могут быть представлены как:
− обеспечение финансовой устойчивости и улучшения финансового состояния организации;
− обеспечение взаимосвязанности системы планирования с системой стратегического управления;
− повышение ответственности руководителей всех уровней за финансовые результаты деятельности предприятия;
− создание системы контроля за достижением целевых показателей подразделениями предприятия;
− повышение эффективности использования материальных и финансовых ресурсов организации;
− обеспечение оперативного получения информации о результатах выполнения планов по уровням управления;
− обеспечение координации деятельности и взаимосвязи интересов подразделений в процессе формирования, корректировки и исполнения бюджетов;
− прогнозирование, анализ и оценка различных вариантов хозяйственной деятельности предприятия.
Ввиду того, что бюджетирование является управленческой технологией, ему присущи все функции управления: планирование, представление информации, координация, анализ, мотивация и контроль [3, с. 73].
Функция планирования позволяет осуществить разработку финансовых планов организации, произвести определение ключевых показателей и т. д.
Функция представления информации выполняет задачу представления информации для принятия решений.
Функция координации выражается в том, что в процессе разработки бюджетов все подразделения организации работают согласованно, будучи ориентированными на реализацию стратегических целей предприятия.
Функция анализа делает возможным произвести выявление проблемных областей, определить скрытые резервы и причины отклонений исполнения бюджета.
Функция мотивации достигается через закрепление ответственных лиц за исполнение бюджетов и заключается в разработке системы стимулирования.
Функция контроля заключается в процессе, благодаря которому руководитель должен дать оценку исполнению бюджета.
Процесс бюджетирования строится на определенных принципах [3, с. 77], основные из которых приведены ниже:
− принцип целевой направленности бюджетирования, согласно которому сводный бюджет формируется исходя из управленческих целей;
− принцип учета особенностей финансово-хозяйственной деятельности в нефтяной и газовой промышленности, который позволит определить состав и структуру сводного бюджета, разработать оптимальную технологию бюджетного процесса;
− принцип обеспечения соответствия принципам учетной политики, который заключается в увязке бюджетной технологии с методологией бухгалтерского учета;
− принцип соответствия принципам и методам калькулирования себестоимости продукции;
− принцип обеспечения возможности формирования прогнозного баланса;
− принцип ориентации системы бюджетирования на финансовую структуру. Финансовая структура определяется как набор бизнесов и других сфер финансовой ответственности, распределенных между структурными подразделениями данной компании, выступающими в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета [2, с. 80]. Финансовая модель управления создается на основе финансовой структуры;
− принцип кодирования информации, который заключается в присваивании каждой операции определенного кода. Применение данного принципа значительно упрощает проведение оперативного план-факт — анализа исполнения бюджетов;
− принцип безопасности информации, который включает в себя ограничение доступа отдельных пользователей к информационным потокам.
Бюджетирование является сложной системой управления, поэтому внедрение его элементов в деятельность российских предприятий нефтегазовой промышленности представляет собой длительный процесс, который затрагивает широкий круг организационных, методических и информационно-технических вопросов и содержит следующие этапы [4, с. 26]:
− Определение финансовой структуры компании. После изучения организационной структуры и хозяйственной деятельности предприятия по всем отдельно взятым отделам, участкам и службам необходимо определить статус каждого структурного подразделения как центра ответственности.
− Определение принципиальной финансовой модели. Следует уделить время определению состава и основных элементов бюджетов, а также выделить их существенные взаимосвязи. Структурная организация бюджетов должна обеспечивать наличие личной ответственности руководителя любого уровня за каждый бюджет. Наиболее оптимальным является вариант, когда каждый бюджет закреплен за одним центром ответственности.
− Разработка показателей бюджета. Необходимо провести тщательный анализ бюджетных показателей с использованием принципа существенности планируемых событий.
− Определение детальной финансовой модели. Использование математического инструментария позволит на данном этапе выявить взаимозависимости бюджетных показателей.
− Разработка регламента бюджетного процесса. Наличие регламента позволяет однозначно выявить лиц, ответственных за различные этапы составления и контроля исполнения бюджета. Также в регламенте должны быть определены сроки и процедуры согласования.
− Автоматизация системы бюджетирования. На данном этапе с целью автоматизации расчетов бюджетного планирования и анализа исполнения бюджета происходит внедрение программного продукта, разработанного для системы бюджетного управления.
− Обучение персонала организации. Необходимо не только обеспечить обучение персонала навыками использования программного продукта для автоматизации бюджетного процесса, но также и уделить внимание мотивации персонала.
Несмотря на признание возрастающей значимости бюджетирования в данный момент отсутствует общепринятая концепция формирования системы бюджетирования, которая могла бы применяться в организациях, осуществляющих свою деятельность в нефтяной и газовой промышленности.
Более глубокое теоретическое исследование бюджетных технологий позволит применять бюджетирование в качестве инструмента адаптации предприятия к быстро меняющимся условиям внешней и внутренней среды, разработать методологические принципы формирования моделей бюджетирования предприятий нефтегазовой отрасли, а также осуществить методическое совершенствование управленческих процессов на базе бюджетирования.
Литература:
- Гринкевич О. В. Генезис теории и практики бюджетирования/ Гринкевич О. В., Иванников А. Е.// Техника и технология пищевых производств. 2015. № 1 С. 136–140.
- Крайнова М. В. Этапы внедрения бюджетирования на российских предприятиях// Terra Economicus. 2011. Том 9 № 2. С. 79–81.
- Мухина Е. Р. Теоретические аспекты бюджетирования как элемента ресурсного обеспечения управленческого учета// Вестник Пермского университета. 2014. № 1. С. 70–76.
- Остаев Г. Я. Необходимость внедрения бюджетирования в организациях// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. № 12. С. 24–31.