Анализ финансового состояния предприятия с позиции конкурентоспособности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 19.08.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Копаринова М. А. Анализ финансового состояния предприятия с позиции конкурентоспособности // Молодой ученый. — 2019. — №33. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/archive/271/62036/ (дата обращения: 16.09.2019).



В статье рассмотрена возможность использования финансового анализа для повышения уровня конкурентоспособности предприятия. Показана роль финансового анализа в разработке финансовой стратегии предприятия, а также оценки эффективности ее реализации. Представлены возможные данные финансового анализа, которые будут указывать на снижение конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: финансовый анализ, финансы предприятия, конкурентоспособность, финансовая стратегия.

На современном этапе успешность функционирования предприятия или организации не сводится к показателям наличия либо отсутствия финансовых ресурсов для развития или задолженности. Это обусловлено тем, что в рыночных, нестабильных условиях наличие у предприятия дополнительных материальных и финансовых ресурсов является достаточно изменчивым условием его функционирования [2 c. 44].

Наиболее значима эта проблема для небольших предприятий и организаций, ввиду того, что наличие у предприятий малого бизнеса финансовых ресурсов, которые могут быть использованы для получения прибыли, напрямую зависит от успешности работы в предыдущем периоде, объема проданного товара (оказанных услуг), возникновения предприятий-конкурентов, например, предлагающих такой же товар (услуги).

В этой связи анализ финансового состояния предприятия на современном этапе целесообразно осуществлять не столько с целью поиска возможных ресурсов для развития, сколько для установления способности предприятия успешно функционировать и развиваться в быстро меняющейся, враждебной рыночной среде, то есть установления конкурентоспособности предприятия [1 c. 65].

Традиционно устойчивость предприятия, его способность противостоять внешним негативным факторам оценивается в рамках финансового анализа через такие показатели, как показатели ликвидности активов, оборачиваемости ресурсов, привлечения заемных средств, рентабельность продукции, показатели финансовой устойчивости.

Достижение высокого уровня конкурентоспособности предприятий, зачастую, является одной из целей их финансовых стратегий. На основании этого финансовый анализ предприятия может быть направлен на определение успешности реализации финансовой стратегии предприятия.

В качестве главной цели в финансовых стратегиях, в рамках необходимости повышения и поддержания конкурентоспособности, как правило, устанавливается максимизация рыночной стоимости предприятия при минимизации основных его рисков. Данная цель может быть определена в абсолютных и/или в относительных показателях [3 c. 34].

Указанная цель достижима в случае, если у предприятия достаточный объем финансовых ресурсов, высокая рентабельность активов, соблюден баланс структуры собственного и заемного капитала. Финансовый анализ позволяет выявить основные «слабые места» в финансовой стратегии предприятия и, следовательно, скорректировать деятельность финансовой системы с целью повышения конкурентоспособности предприятия.

При осуществлении финансового анализа как способа оценки конкурентоспособности целесообразно принимать во внимание те результаты его проведения, которые указывают на снижение конкурентоспособности [5 c. 51].

В частности, на тот факт, что конкурентоспособность предприятия снижается, могут указывать следующие результаты финансового анализа:

 на предприятии остатки денежных средств сокращаются;

 привлеченные средства обесцениваются (например, вследствие инфляции или снижения стоимости акций, облигаций предприятия);

 дебиторская задолженность возрастает в течение трех лет, при этом высока доля краткосрочных займов;

 стоимость финансовых запасов несколько снижается, ввиду чего часть финансовых запасов становится неликвидной;

 стоимость основных средств предприятия снижается на 50 % и более;

 нераспределенная прибыль предприятия после переоценки, зачастую, оказывается отрицательной (предприятие получает убытки).

При получении перечисленных выводов в результате проведенного финансового анализа, необходимо учитывать, что в условиях снижения конкурентоспособности, большинство внешних факторов начинает негативно воздействовать не только на предприятие в целом и его положение на рынке, но и на состояние его финансовой системы [4 c. 32].

Решение этой проблемы лежит через привлечение, максимальное использование внутренних ресурсов предприятия. Это обусловлено тем, что успешное использование внутренних резервов позволяет не только снизить финансовые риски, но и избежать чрезмерной зависимости от использования на предприятии заемного капитала, а также, снизить объем издержек.

Для роста эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия также применимы инструменты финансового анализа. В частности, на его основе возможен поиск путей повышения эффективности использования ресурсов, например, через такие механизмы, как:

 снижение материальных запасов предприятия (выявленных на основе финансового анализа);

 снижение запасов в части незавершенного производства;

 регулярная инвентаризация и контроль материальных активов предприятия (что требует регулярного финансового анализа и финансового мониторинга);

 повышение показателей применения на предприятии оборудования;

 достижение в целом экономии финансовых средств.

Результат при разработке финансовой стратегии предприятия, направленной на повышение конкурентоспособности финансовой системы должно предусматривать несколько этапов.

Первый этап — разработка показателей и регулярное проведение анализа состояния финансовой системы. В основе такого анализа лежит расчет основных параметров, которые дают картину прибыли и издержек, динамики в структуре пассивов и активов предприятия, в расчетах с кредиторами и дебиторами [2 c. 42].

Финансовый анализ при применении в такой ситуации позволяет раскрыть особенности влияния и содержание внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность финансовой системы предприятия, и осмыслить результаты и последствия их влияния. Использование финансового анализа также помогает выявить слабые стороны финансовой системы предприятия, снижающие конкурентоспособность (источники потенциального возникновения проблем развития финансовой системы в будущем), а также обнаружить сильные стороны, которые можно использовать в качестве опоры финансовой деятельности предприятия. Помимо этого, финансовый анализ позволяет провести сопоставительную оценку финансовой системы предприятия в динамике или в сравнении с другими предприятиями.

На основе финансового анализа возможно разрабатывать финансовую стратегию, которая будет направлена на повышение конкурентоспособности предприятия.

В общем виде, финансовая стратегия, имеющая целью минимизацию негативных факторов, снижающих конкурентоспособность, должна предусматривать следующие основные мероприятия:

 выявление финансовых активов, неиспользуемых в производстве непосредственно, и не приносящих дохода и потенциально применимых к реализации финансовой стратегии (это, например, средства от аренды отдельных помещений);

 установление оптимального либо минимального уровня финансовых запасов предприятия;

 сокращение остатков нереализованной готовой продукции;

 осуществление целенаправленной работы по сокращению дебиторской задолженности;

 конверсия краткосрочных финансовых обязательств в долгосрочные;

 работа по снижению кредиторской задолженности.

Среди указанных мер особый акцент следует сделать работе с дебиторской задолженностью, в частности, увеличение контроля и повышение эффективности работы с объемами дебиторской и кредиторской задолженности.

Необходимо отметить, что результаты анализа конкурентоспособности финансовой системы предприятия не являются абсолютно точными, причем, это касается любого метода анализа, так как подобная оценка всегда весьма относительна, особенно в динамичных условиях рыночной экономики. Это объясняет сложность прогнозирования потенциальных изменений в финансовой системе предприятия.

Практическое преодоление данной проблемы реализуемо путем разработки и реализации «антикризисной» финансовой стратегии осуществимо путем:

 улучшение системы управления финансами предприятии и повышения уровня конкурентоспособности финансовой системы;

 введение на предприятии элементов маркетингового управления;

 снижение объемов (исключение) неэффективных работ;

 построение рационального порядка исполнения операций технологического процесса;

 рост эффективности организации на предприятии рабочих мест (в том числе, установления ответственности за производственный процесс, стабилизация графика работ);

 снижение вариативности повторных действий, увеличение эффективности работы производственного оборудования);

 ужесточения мер по контролю за расходованием на предприятиях денежных средств.

Таким образом, финансовый анализ предприятия может быть использован как одно из средств оценки конкурентоспособности на текущий момент, а также, как средство оценки финансовой стратегии предприятия и успешности ее реализации, с позиции достижения более высокого уровня конкурентоспособности.

Литература:

  1. Дыбаль С. В., Критерий оценки рыночной устойчивости предприятия. Сб. науч. Тр. СПб. СПБГИЭУ, 2011. — 250 с.
  2. Ефремов В. С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель SHELL / DPM1 // Менеджмент в России и за рубежом. — 2017. — № 3.
  3. Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. — 2016. — № 3–33–39 с.
  4. Тимченко, Т. Н. Системный анализ в управлении: Учебное пособие / Т. Н. Тимченко. — М.: ИД РИОР, 2013. — 161 c.
  5. Шерстянников А. Л. Организация управления внутренними денежными потоками финансово-промышленной группы — Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. № 2. — 86–89 с.


Задать вопрос