В данной статье подробно рассмотрен период мутации и голосовые изменения, с которыми сталкивается в той или иной мере каждый подросток, а также даны рекомендации по охране детского голоса во время пубертатного периода.
Ключевые слова: вокальное обучение, детская вокальная педагогика, пение, охрана детского голоса, голосовой аппарат, период мутации, мутация, пубертатный период, детский голос, взрослый голос, певческий голос, голос.
This article describes in detail the period of mutation and voice changes faced in one way or another by every teenager, as well as recommendations for the protection of the child's voice during the puberty period.
Key words: vocal training, children's vocal pedagogy, singing, protection of children's voice, voice apparatus, mutation period, mutation, puberty period, children's voice, adult voice, singing voice, voice.
Голос — уникальный инструмент, которым обладает практически каждый человек. Но мало кто задумывается о его природе, а уж тем более об его охране, а ведь он также нуждается в защите. Наибольшему риску подвергается голос ребенка, так как он только начинает формироваться и является еще очень хрупким и ломким.
Работая в школе, часто можно увидеть, как дети, бегая по коридорам во время перемены, что-то кричат своим товарищам, совершенно не задумываясь о том, какой вред тем самым они наносят собственному голосовому аппарату. Особенно опасно это в период мутации, под которым подразумевается физиологическое явление, сопровождающееся сменой голоса вследствие бурного роста гортани и всего организма во время полового созревания.
Процесс мутации индивидуален и срок наступления переломного периода зависит от многих факторов, так например: общее самочувствие ребенка; возраст; пол; болезни, которыми он переболел в детстве, а также географическое положение и климатические условия, в которых он находится. Отметим лишь, что у жителей средней полосы половое созревание и мутационный период в среднем протекает от 14 до 17 лет. У жителей южных стран — раньше.
Мутационный период можно разделить на 3 стадии — начальную (предмутационную), мутационную (среднюю) и завершающую (постмутационную), каждая из которых характеризуется определенными признаками, которые характеризуются и выявляются по ощущениям поющих детей, изменениям звучания голоса и при помощи врачебного осмотра гортани:
− Предмутационная — появляются первые признаки мутации, проявляющиеся в сужении диапазона, происходит потеря высоких нот, голос быстро утомляется, становится жестче и напряженнее, портится тембр голоса, интонация становится неустойчивой, появляются тусклые ноты в голосе, появляется неловкость, хрип, сип, покашливание при пении. У мальчиков начинают проявляться новые ноты в пределах малой октавы. При врачебном осмотре на начальной стадии мутации обычно констатируют небольшое воспаление и покраснение слизистой оболочки гортани, образование слизи на голосовых складках, что сопутствует вялости их смыкания.
− Мутационная стадия — наиболее болезненная, усиливается сипота и охриплость, делающие пение в некоторых случаях и вовсе невозможным. Этот этап у мальчиков также характеризуется активным ростом гортани и голосовых складок, сменой процесса голосообразования. Происходит увеличение всех хрящей, особенно заметно это по щитовидному хрящу, который со временем образует кадык. Внешне мутация определяется вытягиванием ими шеи, гримасами, явными мышечными усилиями на лице, шее во время пения, особенно высоких звуков, тремоляцией, неточной интонацией. Одним из признаков наступления мутации у мальчиков является понижение вместе с певческим голосом и речевого тона. В случае медленной смены голоса элементы мужского звучания постепенно входят в звучание детского голоса незаметно как для окружающих, так и для ребенка. Если же мутация начинается внезапно, то голос мальчика становится грубым, резко появляется охриплость, иногда доходящая до афонии. В процессе пения и разговора голос также начинает срываться и внезапно соскакивать на высокую уже привычную фистулу. Перемена в разговорном и певческом голосе не всегда происходит одновременно, смена певческого голоса может запаздывать от речевого голоса и наоборот. Наиболее плавно и равномерно происходят перемены певческого и разговорного голоса у тех, кто с детства обучается пению.
При осмотре можно встретить покраснение слизистой оболочки в области гортани, голосовых складок, отечность задней стенки гортани в области черпаловидных хрящей, воспаление голосовых складок, которые становятся розовыми и обильно покрываются слизью, становятся отечными, присутствует состояние несмыкания, особенно в заднем отделе, в результате чего образуется треугольная щель или «мутационный треугольник». В период мутации происходит увеличение объема языка и глотки, усиливается напряжение мимической и артикуляционной мускулатуры, тональность звучания голоса меняется в пределах октавы, происходит изменение диапазона, у мальчиков он может сократиться до нескольких нот, поочередно включаются головной и грудной регистры, ограничиваются интонационные возможности. У 1/5 мальчиков мутация происходит в виде «ломки» голоса. В остальных же случаях мутация протекает постепенно и незаметно, с иногда проступающей усталостью и охриплостью голоса. По мере завершения мутации такие явления замечаются все реже, исчезает охриплость и оформляется уже взрослый голос.
− Постмутационная стадия, несмотря на то, что она самая продолжительная, в отличие от мутационной проходит спокойно. Исследования голосов мальчиков в мутационный и постмутационный период показывают, что голосовой аппарат у мальчиков с только что оконченной мутацией продолжает еще некоторое время после того, как голос из детского состояния окончательно перешел в голос юноши, сохранять признаки мутации. На этом этапе продолжается дальнейшее оформление голоса подростков, обогащение тембра звучания, увеличение силы звука, исчезновение болевых ощущений, сипа и хрипа при пении, устанавливается диапазон голоса. Продолжается постмутационная стадия от 1 до 2 лет.
Как показывает практика, детям в период мутации нет необходимости прекращать занятия вокалом, так как пение в этот период способствует более быстрому формированию взрослого голоса и развитию голосового аппарата в целом. Делать перерыв стоит только при острых явлениях мутационной стадии, когда из-за болезненных ощущений пение рекомендуется прекратить, так как пение больше напрягает голосовые связки, чем речь. Однако мускулатура, управляющая голосовыми связками, развивается и крепнет под влиянием пения; чтобы голос мог крепнуть параллельно с ростом гортани надо заниматься пением.
Дети в этот период отличаются тихим и осторожным пением, боязливостью и быстрой утомляемостью, они невольно начинают щадить голосовой аппарат. Еще одной характерной чертой является пение как детским голосом, так и более низким, близким по звучанию взрослому мужскому голосу, делая сильно заметные резкие переходы от одного к другому. Поэтому во время работы с такими детьми следует помнить и избегать искусственного сдерживания периода пения детским голосом.
В период после мутации не стоит торопиться усложнять репертуар высокими и сложными по уровню и своей тесситуре произведениями, нельзя допускать утомляемости голоса на уроке. С этой целью занятия должны проходить с перерывами через каждые 3–5 минут, на такой же промежуток времени или даже дольше и чередоваться различными видами деятельности, такими как: слушание музыки, беседами, изучением нотной грамоты.
Важно дать понять ученику, что петь, используя весь диапазон, в этот период особенно опасно, т. к. пение в этот момент угрожает срывом голоса. Следует продолжать наблюдение за тем, чтобы ученик продолжал петь лишь на ограниченном диапазоне и с умеренной силой, не прибегая к форсировке, и, избегая крайних нижних и крайних верхних нот. Перерыв в занятиях стоит делать только в случаях остро протекающей средней стадии мутации. С девочками же возможно прекращение занятий на 1–2 месяца после появления менструаций. Разрешение на пение мальчикам, как правило, дается при восстановленной ровности, покое и устойчивости звучания в ре-мажорной тональности малой октавы.
Как показывает практика, дети, соблюдающие голосовой режим, правильно использующие свой голосовой аппарат и находящиеся под наблюдением педагога-вокалиста и врача-фониатра, период мутации проходят безболезненно и незаметно.
Литература:
- Лебедева А. М. Охрана детского голоса в период мутации // Вопросы музыкальной культуры и образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 19–20 февраля 2015 г. (выпуск 12). — М.: Редакционно-издательский центр, 2015. — с. 189–193.
- Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению: учеб. пособие для студ. пед. институтов / А. Г. Менабени. — М.: Просвещение, 1987. — с. 95
- Поплынко К. И. Воспитание вокальных навыков у детей школьного возраста. Методическое пособие. — Свердловск, 1965. — с. 20