Психологические условия формирования социального поведения детей на этапе предшкольной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 12.08.2019

Статья просмотрена: 897 раз

Библиографическое описание:

Панихидин, А. А. Психологические условия формирования социального поведения детей на этапе предшкольной подготовки / А. А. Панихидин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/271/61996/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются психологические условия формирования социального поведения старших дошкольников в процессе подготовке к школе; представлены компоненты и критерии формирования социально-приемлемых форм поведения. Социальное поведение дошкольников рассматривается с точки зрения принятых норм в обществе и способах их формирования.

Ключевые слова: социальное поведение, этапы онтогенеза, дошкольное детство, социально-приемлемые формы поведения, предшкольная подготовка, мотивы поведения, критерии, дошкольники.

Социальное поведение востребовано и актуально на различных этапах зрелости, особенно в юности и взрослости. Но основы формирования социального поведения закладываются еще в детстве и в частности в дошкольный период, в процессе подготовки к школе, так как сформировать формы социального поведения человека невозможно за короткий период времени и эти навыки и характеристики закладываются и формируются на разных этапах онтогенеза.

Важно отметить, что в контексте дошкольного образования социальное поведение рассматривается как система формирования социальных форм поведения, которые в свою очередь являются предпосылками для зрелых форм поведения на разных этапах развития.

Дошкольное детство является сенситивным этапом для формирования социально-приемлемых и одобряемых форм поведения. Ведущую роль в данном процессе играет семья, образовательное учреждение, окружение.

Сегодня на первый план выходит не только развитие интеллектуальных способностей малыша, но и формирование самой личности, которая, должна научиться действовать самостоятельно, используя свои ресурсы и возможности, и умея работать в группе, социуме. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отмечает важность формирования у дошкольников таких качеств как самостоятельность, инициативность, патриотизм, гражданственность, воспитанность и др. Решение данных задач в полной мере возложено на дошкольные учреждения (детские сады, центры развития детей, секции, клубы), но они в свою очередь не должны заменять функции главного социального института — семьи. А значит и ответственность за воспитание будущего полноценного гражданина Российского общества лежит в полном объеме на семье.

На взгляд ряда исследователей включение детей дошкольного возраста в систему предшкольной подготовки позволяет организовывать эффективный процесс формирования социального поведения и получения навыков приемлемых форм поведения. При этом важную роль в формировании социальных форм поведения играет социальная активность. Вопросы социальной активности дошкольников рассматривались в работах С. А. Козлова, А. А. Волохова, В. Ф. Богачева, Н. В. Митяева, С. Ю. Иванова и др.

А. В. Киселева отмечала, что социальное поведение является ведущим поведением социума, где есть возможность проявлению личностных характеристик.

С. Ю. Иванов отмечает наличие в социально-ориентированном поведении формирования единой зоны, которая помогает организовывать взаимодействие при достижении поставленных целей и решении задач.

Т. И. Бабаева отмечала, что социальное поведение дошкольников характеризуется ориентированием на общение в социуме, учитывая интересы, установки, требования общества. Социально-ориентированное поведение дошкольников способствует накоплению у детей самостоятельности действий и поступков, развитию способности действовать согласно этическими нормами.

Если говорить о предшкольной подготовке, то можно отметить, что она представляет собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля за состоянием физического, психического, интеллектуального развития детей перед поступлением в школу.

Вместе с тем проблема формирования социальных форм поведения в период предшкольной подготовки является недостаточно изученной и разработанной с учетом современных потребностей общества. Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод о том, что социальное поведение дошкольника — это поведение, которое связано с формированием и проявлением общественно значимых потребностей и мотивов. Социальное поведение дошкольников выражается в проявлении социально-одобряемых и приемлемых форм поведения в обществе в процессе различной деятельности.

Социальное поведение может включать в себя ряд компонентов, среди которых можно выделить:

− общественно ценные мотивы общения;

− мотивы познания и деятельности;

− эмоционально-положительное отношение к разным жизненным ситуациям;

− навыки и мотивация к совместной деятельности.

Среди условий, помогающих формировать социальной поведение детей на этапе предшкольной подготовки, можно отметить следующие:

− создание психологически-комфортной обстановки, обеспечивающей включение каждого ребенка в процесс развития и воспитания;

− психологическое сопровождение каждого ребенка;

− формирование общественно ценных мотивов общения, поведения, познания;

− оказание психологической помощи другим участникам образовательного процесса (педагогам, родителям).

Ряд ученных делают весьма важное заключение, в котором социальное поведение представлено в виде сознательного выполнения правил поведения в обществе с осознанием целей и требований.

В современном обществе критериями социального поведения детей дошкольного возраста являются:

− личностный критерий, отражающий отношение к себе самому;

− мотивационный, отражающий отношение ребенка к миру;

− операционный критерий, отражающий способность ребенка к восприятию и поведению в различных ситуациях

− коммуникативный, отражающий способности выстраивать коммуникации.

Учитывая тот факт, что обучение в школе требует от ребенка серьезной предшкольной подготовки, вся система дошкольного образования направлена на подготовку ребенка к новому этапу обучения и развития. Психологическая комфортная среда во время предшкольной подготовки заключается в уважении к малышу, его чувствам и переживаниям, интересам и способностям, что в свою очередь обеспечивает активное включение каждого ребенка в процесс подготовки к обучению в школе. Данная подготовка позволяет создать равные условия для каждого ребенка и равные стартовые возможности каждого дошкольника для начала обучения в школе.

В связи с этим психологические сопровождение и созданные в его рамках программы помогают формировать социально принятое и одобряемое поведение. Психологическое сопровождение может включать в себя различные формы работы: диагностику детей, психологическую коррекцию, психологическое сопровождение (консультации, просвещение и коррекцию) для педагогов и родителей.

Таким образом, можно сделать ряд выводов, основываясь на исследованиях различных авторов:

− социальное поведение личности — это сознательное выполнение правил поведения в обществе;

− в старшем дошкольном возрасте приемлемо и важно говорить о социальных формах поведения;

− социальное поведение может рассматриваться как культурно-нравственное воззрение и жизненный опыт человека;

− социально приемлемое поведение дошкольника это поведение, которое связано с возникновением и проявлением социально одобряемых, общественно значимых потребностей и мотивов возникающих и проявляющихся в совместной деятельности;

− среди критериев социального поведения старших дошкольников можно отметить: личностный, мотивационный, операциональный, коммуникативный и эмоциональный;

− высокий уровень социального поведения дошкольников формируется и зависит от активного и эффективного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Использование различных форм работы в процессе психологического сопровождения дошкольников на этапе предшкольной подготовки позволяет формировать социальное поведение детей, что, в конечном счете, позволяет быстрее и эффективнее адаптироваться к обучению в школе.

Литература:

  1. Бабаева Т. И. Влияние семьи на формирование социального поведения дошкольников //Здравоохранение, образование, безопасность / Т. И. Бабаева. — 2016. — № 4. — С. 26–28.
  2. Иванова С. Ю. Гармоничное поведение дошкольников // Сборник конференций НИЦ Социосфера / С. Ю. Иванова. — 2014. — С. 32–34.
  3. Киселева А. В. Коррекция поведения дошкольника с учетом социальных потребностей и психологической комфортности // Молодой ученый/ А. В. Киселева. — 2017. — № 3. — С. 43–44.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное поведение, социальная форма поведения, социальное поведение дошкольников, дошкольное образование, подготовка, психологическое сопровождение, дошкольное детство, дошкольный возраст, совместная деятельность, старший дошкольный возраст.


Ключевые слова

критерии, дошкольники, социальное поведение, дошкольное детство, мотивы поведения, этапы онтогенеза, социально-приемлемые формы поведения, предшкольная подготовка

Похожие статьи

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже

В статье представлена система формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа, отражающая основные принципы, компоненты, методы и формы, педагогические условия формирования направленности личности. Содерж...

Похожие статьи

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже

В статье представлена система формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа, отражающая основные принципы, компоненты, методы и формы, педагогические условия формирования направленности личности. Содерж...

Задать вопрос