Формы поисковой деятельности учащихся на уроке литературы (общие задачи подготовки полилога на основе анализа сюжета и композиции произведения) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 3198 раз

Библиографическое описание:

Казеева, О. С. Формы поисковой деятельности учащихся на уроке литературы (общие задачи подготовки полилога на основе анализа сюжета и композиции произведения) / О. С. Казеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 1. — С. 217-220. — URL: https://moluch.ru/archive/27/2912/ (дата обращения: 19.11.2024).

В данной статье представлены формы организации поисковой деятельности на уроке литературы, ориентированные на формирование навыков интерпретации художественного текста. В такого рода учебном труде развиваются творческие способности, школьники начинают понимать практическую направленность своей работы, а также оценивают собственные возможности, что повышает их заинтересованность в результатах. Таким образом, формируется сознательное отношение к интеллектуальному труду, кразного рода аналитическим операциям и, естественно, результатам такой деятельности, в которой формируются и навыки самостоятельной подобной деятельности. Наша работа - это попытка внести свою скромную лепту в общее дело совершенствования навыков интерпретации художественного текста.

Общие задачи литературы как учебной дисциплины, заложенные образовательным стандартом, требуют от учителя использовать современные формы оптимизации учебного процесса, формы, упрочивающие как общие компетенции ученика, так и собственно читательские.

Анализируя рассуждения учащихся, следует отметить: школьники с вниманием относятся к судьбам героев произведений, осознанно воспринимают и воспроизводят художественное содержание произведения. Труднее для них - определить авторскую позицию.

Столь актуальная в настоящее время проблема восприятия литературы читателем учеником волновала исследователей давно. Богаты традиции отечественной методики и практики преподавания являются основой поисков современных ученых и учителей-практиков.

В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя - школьника структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализ художественного произведения (работы О.И. Никифоровой, А.М. Левидова, А.А. Леонтьева, З.Я. Рез, Г.Л. Жабицкой, Л.Н. Рожиной, П.М. Якобсона, М.М. Варшавской, Н.А. Демидовой, М.Г. , Качурина, Е.В., Карсаловой, М.Г. Маранцмана, Т.Д. Полозовой и др.)» [11.С. 104].

На наш взгляд, активизации самостоятельной деятельности учащихся по осмыслению художественного произведения может способствовать поисковая деятельность учащихся.

«Суть поискового метода заключается в том, что преподаватель разделяет учебную проблему на отдельные задачи, и учащиеся выполняют шаги по поиску их решения. Решение каждой задачи происходит самостоятельно, однако планирование всего процесса решения осуществляется преподавателем» [9.С. 122].

Поставленная на уроке проблема решается в процессе поисковой беседы. Как справедливо замечено М.В. Акуленко, «вести такую беседу, нередко перерастающую в дискуссию, достаточно трудно. Важно помнить, что главное – не получение от школьников быстрого и правильного ответа (тем более, что многие из вопросов однозначного ответа не имеют), а организация самого процесса творческого мышления школьников, поиск путей решения вопроса, логический анализ ситуации» [12].

Стратегия организации поисковой деятельности в изучении крупномасштабной прозы определяет и частные задачи использования поискового метода.

Схема 3. Формирующие компоненты поисковой деятельности


В операциональных целях нами представлена такая деятельность при рассмотрении идейно-композиционного содержания поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и, в частности, образа Чичикова, «скрепляющего» путь героя и мир вокруг него.

Тема урока определила его цель – проанализировать идейное значение образа центрального персонажа поэмы. Цель определила задачи:

- учить аргументировано высказывать свое мнение, используя текст: цитировать, ссылаясь на мнение автора,

- истолковывать проблематику особенности композиции и средство создания образов персонажей,

- соотношение поэмы с плутовским романом, романом-путешествием.

Причем формулировка темы для учителя и для учеников, полагаем, должна различаться, поскольку как бы удачно с точки зрения современной методики и педагогики ни сформулировали цели, вряд ли они будут «захватывающими» для ученика. Такой целью может быть подготовка общей презентации «Почему «Мертвые души» - поэма, а Чичиков – ее главный герой?»

Цель и задачи, выделенные нами, определяют структуру урока, а вопрос ученической презентации определяет логику деятельности отдельных групп и всех вместе на разных этапах осмысления художественного материала. Её основу составляют поисковые задания, предлагаемые учащимся. Мы, путем анализа поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», приходим к пониманию авторского замысла. Рассматривая и анализируя произведение, учащиеся постигают силу и красоту слова.

Вступительное слово учителя

Серебряный век русской литературы, рубеж ХIХ-ХХ веков породил миф о Гоголе - фантасте, Гоголе-мистике, авторе, чье наследие не допускает однозначных оценок, писателе, ставшем жертвой своего же таланта.

Поисковое задание № 1

Стиль Гоголя возродится в начале ХХ в. в художественных исканиях символизма (ему подражали Андрей Белый, Александр Ремизов, Федор Сологуб и другие). Исследуя композиционные особенности поэмы, русский поэт Андрей Белый (Автор книги «Мастерство Гоголя») заметил, что при каждом повороте сюжета вокруг персоны Чичикова возникает образ колеса. Докажите выдвинутый исследователем тезис.

Предполагаемый ответ учащихся (подготовка цитат из произведения и их комментарий)

Сюжетный путь Чичикова отмечен несколькими крутыми поворотами, и каждый из них действительно связан с «приключениями» колеса. Вертящееся колесо становится структурным символом поэмы.

Появление Чичикова в городе NN сопровождается «дискуссией» о колесе двух русских мужиков. До приезжего никому нет дела. В разговоре есть кое-что интересное. Доедет ли колесо до Казани? Не доедет, рассуждает один из них, а вот до Москвы, пожалуй, доедет. (Стало быть, губернский город NN расположен где-то недалеко от Москвы.) Но самое интересное, экипаж Чичикова еще только въезжает в город, а прозорливые мужики уже толкуют, далеко ли отсюда уедет.

Перед роковой встречей с Ноздревым колеса брички вязнут в мокрой от дождя глине - задержка в дороге и вынуждает Чичикова заехать в трактир; отъезд Чичикова откладывается из города NN на несколько часов из- за того, что нужно обтянуть новой шиной колесо. И исчезает Чичиков из поэмы в тот момент, когда на фантастической скорости спицы вертящегося колеса сливаются в круг- и «птица тройка» уносится ввысь.

Поисковое задание № 2

В какой последовательности Чичиков посещал помещиков?

(подбор цитат, доказывающих именно такую последовательность)

Почему именно такая последовательность встреч важна была писателю?

Предполагаемый ответ учащихся

Чичиков посещает помещиков в следующем порядке: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

Поисковое задание № 3

В первоначальный план Чичикова входило посещение лишь двух помещиков, с которыми он познакомился на балу у губернатора,- Манилова и Собакевича. Каким образом случай изменил планы и маршрут Чичикова?

Чем замечательны эти два персонажа-антипода?

(привести в доказательство цитаты, характеризующие героев)

Предполагаемый ответ учащихся

Пьяный Селифан и гроза решили судьбу героя: Чичиков заблудился и попал вместо Собакевича к Коробочке. На пути в город NN Чичиков сталкивается с Ноздрёвым и отправляется к нему в поместье. Еще одна внеплановая поездка - визит к Плюшкину. О массовом вымирании крестьян в его поместье Чичиков узнает от Собакевича.

(Разработка 5-7 слайдов с гиперссылками на текст произведения.Каждая группа отбирает материал для 1-2 слайдов презентации).

Беседа.

Почему Гоголь «заставляет» Чичикова заблудиться?

Предполагаемый ответ учащихся

Чичиков сбивается с пути, не может найти дороги. От Манилова он все время пытается уехать к Собакевичу и никак не может попасть к нему. Создается впечатление, что он едет по кругу, словно здесь нет пути.

Обобщение учителя:

Когда читаешь книгу, то ходишь будто бы по кругу. Назовем это замкнутым пространством, где царят бездорожье, непролазная грязь, порой не видно ни зги.

Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника - это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Только в финале Чичиков вырывается на прямую дорогу, но ее символике – позже.

Задание

Отберите материал для слайдов и определите фон презентации. Мотивируйте результат своей работы.

Беседа.

Что лежит в основе сюжета «Мертвых душ»?

Предполагаемый ответ учащихся

В основе сюжета «Мертвых душ» лежит путешествие героя, он все время в дороге - поэма открывается прибытием Чичикова в город NN, заканчивается отъездом, а большую часть сюжетного времени проводит в пути от одного помещика к другому.

Поисковое задание № 4

Вспомните, когда и где в тексте поэмы говорится о дороге, как эти фрагменты проясняют авторскую позицию? Какие разные смысловые оттенки имеет слово «дорога» в каждой цитате? Как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы? Каково значение этого образа?

Предполагаемый ответ учащихся

(цитаты из произведения и их комментирование)

Отбор цитат для презентации и гиперссылок презентации.

«Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама эта дорога!»

«Наша земная, подчас и скучная дорога».

«Забирайте же с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!»

«Но при всем том трудна была его дорога».

«И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями».

«Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»

«И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Обобщение учителя: Значение слова «дорога» существенно меняется от начала к финалу произведения. Можно ли сказать, что в отношении к смыслу слова вложено авторское отношение к символическому значению (жизненному, земному) пути каждого человека и лирическое чувство, обнимающее размышления о пути России в мире?

Кружные, путаные дороги, по которым, как в заколдованном царстве колесят герои, и летящая в «пропадающую даль» дорога, по которой мчится уже не бричка Чичикова, а волшебная «птица тройка»- сама Русь, - это составляющие главного понятия - символа поэмы - «дороги». Гоголь сообщал Пушкину: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». Это дает основание полагать, что в основу гигантского замысла была положена тема «Познание всей России». Каков же по Гоголю путь этого познания? (Познание России через русский национальный характер, человеческую душу вообще и свою в частности. Ибо познание «души человека вообще» оказывается невозможным без познания самого себя).

Поисковый вопрос № 5

Как воспринимает дорогу Чичиков?

Предполагаемый ответ учащихся (цитаты из произведения, их комментарий)

Чичиков может испытывать удовольствие от быстрой езды («И какой же русский не любит быстрой езды?»), может в пути предаться размышлениям об удачной покупке или о своем прошлом, может даже удивиться прекрасной незнакомке (впрочем, и тогда не потеряет голову и, «открывши табакерку и понюхавши табаку», произнесет: «Славная бабёшка!»). Но гораздо чаще он сетует на «подкидывающую силу» мостовой, или радуется мягкой езде по грунтовой дороге, или просто дремлет.

Беседа.

Дорога по бескрайним просторам Руси пробуждает мысли о жизни, жизненного пути человека. Цель Чичикова в жизни?

Предполагаемый ответ учащихся

Довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут «мёртвые» души Гоголя.

Центральный, проблемный вопрос урока. Аферист Чичиков - «мёртвая» душа или «живая»?

Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города NN, «знающий дело». Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: «всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой».

Поисковое задание № 6

Поговорим о тайне имени Чичикова.

Апостол Павел. Кто он?

Предполагаемый ответ учащихся

Апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом стал ярым распространителем христианства по всему миру.

Обобщение учителя: Таким образом, говоря о дороге Чичикова, важно обратить внимание не только на то, что герой «оставил на дороге», но и на то, что сумел сохранить, — проявление живого человеческого чувства. Ведь по замыслу Гоголя, его герой переходит в последующие тома, т. е. возрождается. И если брать во внимание то, что апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом стал ярым распространителем христианства по всему миру, то и его тезка, Павел Иванович Чичиков, переродится, а задатки для этого у него есть. В этом же нас убеждает и образ дороги в поэме. Дорога — путешествие во времени — житейский путь Чичикова — творческий путь автора — духовное возрождение героев — всего человечества — самого автора, т. е. это дорога вверх, дорога-спасение, дорога -надежда, дорога — будущее России.

Выводы:

Чичиков - живая душа

Имеет отличительные черты, которыми не обладают помещики

Автор дает историю жизни героя

Намек на предстоящее нравственное перерождение героя - в имени Павел

Мотив путешествия, дороги - это и мотив «движения души»


Сопутствующий вопрос

Основа сюжета, каких известных вам произведений является путешествие?

Предполагаемый ответ учащихся

Поэма Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и его поэма «Мцыри», повесть А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник» и др.

В чем отличие путешествия Чичикова от путешествий героев Радищева, Лермонтова, Пушкина, Грибоедова?

Ожидаемый результат

Овладение умениями и навыками истолковывать особенности композиции, средство создания образов персонажей.

Подбор цитат по указанной теме.


Литература:
  1. Гоголь. Н.В. Мертвые души. Поэма. / Сост. и комент. А. В. Воропаева, И. А. Виноградова- МИД «Синергия»,- М., 1995.-608 с.

  2. Жуйкова Т.Г. Урок-исследование в 9-м классе с использованием ИКТ по теме «"Живая" душа Чичиков или "мёртвая"? (по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души")» (сайт 1 Сентября)

  3. Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9- 11 кл.: Методическое пособие.- М.: Дрофа,1997.- 176 с.

  4. Литература в схемах и таблицах/ авт – сост. Миронова Ю. С. – СПб.: Тригон, 2008.- 128 с.

  5. Литература. 9 кл.: Методические рекомендации/ Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000.192 с.

  6. Русская литература в вопросах и ответах: учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы/ Под ред. Л.В. Чернец; Авторы: Л.В. Чернец, Г.И. Романова, А.П. Грачев, Е.Р. Коточигова, Н.С. Арапова- 2-е изд.- М.: Научно-технический центр «Университетский», 1999.-224 с.

  7. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе.- М.: ВАКО, 2007.- 368 с.

  8. Методические советы к учебнику 9 класса. Литера- М54 тура. Пособие для учителя/ под. Ред. Г.И. Беленького.- 4-е изд., перераб.- М.: Мнемозина, 2010.- 188с.

  9. Педагогика: конспект лекций: пособие для подготовки к экзаменам для студентов всех форм обучения / Е.Н. Каменская.- Изд.-5- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-251,[1] с.- (Зачет и экзамен).

  10. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: учебное пособие/ Минералова И.Г. -5-е изд.- М.: Флинта: Наука, 2009.-272 с.

  11. Теория и методика обучения литературе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Богданова О.Ю., С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой.- 4-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 400с.

  12. http://festival.1september.ru/articles/310564/?numb_artic=310564

Основные термины (генерируются автоматически): предполагаемый ответ учащихся, дорога, поисковое задание, душ, Москва, обобщение учителя, Основа сюжета, поисковая деятельность, путь, авторская позиция.


Похожие статьи

Оценка сформированности концепта «язык» в языковом сознании учащихся 5-6 классов средней школы

Развитие связной речи и обучение составлению описательного рассказа по схеме

Дидактические особенности развития творческих способностей учащихся в процессе освоения народных художественных промыслов

Из опыта применения зрительных опор для развития навыков монологической речи при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Нестандартные формы уроков как способ интеграции профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенции (на примере преподавания профессионального иностранного языка студентам инженерных специальностей)

Развитие художественно-образного мышления, как необходимое условие формирования самостоятельности студентов (на примере подготовки художника – педагога)

«Дневник исследователя» как средство организации исследовательской и проектной деятельности учащихся

Курс по выбору «Компетентностные стереометрические задачи» как средство совершенствования предметно-профессиональной компетентности будущих учителей математики

Формирование социокультурной компетенции на начальной ступени обучения (на примере английских пословиц и поговорок)

Особенности народно-певческого обучения в условиях национально-русского двуязычия (по материалам исследования функционирования марийского языка в студенческой среде)

Похожие статьи

Оценка сформированности концепта «язык» в языковом сознании учащихся 5-6 классов средней школы

Развитие связной речи и обучение составлению описательного рассказа по схеме

Дидактические особенности развития творческих способностей учащихся в процессе освоения народных художественных промыслов

Из опыта применения зрительных опор для развития навыков монологической речи при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Нестандартные формы уроков как способ интеграции профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенции (на примере преподавания профессионального иностранного языка студентам инженерных специальностей)

Развитие художественно-образного мышления, как необходимое условие формирования самостоятельности студентов (на примере подготовки художника – педагога)

«Дневник исследователя» как средство организации исследовательской и проектной деятельности учащихся

Курс по выбору «Компетентностные стереометрические задачи» как средство совершенствования предметно-профессиональной компетентности будущих учителей математики

Формирование социокультурной компетенции на начальной ступени обучения (на примере английских пословиц и поговорок)

Особенности народно-певческого обучения в условиях национально-русского двуязычия (по материалам исследования функционирования марийского языка в студенческой среде)

Задать вопрос