По данным Министерства иностранных дел РФ, в мире проживает до 30 миллионов россиян. Это одна из самых больших по численности диаспор в мире.
С середины XIX века в России наблюдались несколько «миграционных волн», когда наши граждане массово покидали страну. Исследования истории миграционных процессов в нашей стране позволяют говорить о пяти основных этапах эмиграции из России. Первый этап приходится на конец XIX — начало ХХ в. В этот досоветский период из страны выехало около 4,5 млн чел. Второй период российской эмиграции приходится на 1917–1938 гг. Причина эмиграции была в основном политической и составила по разным оценкам от 1,5 млн до 5 млн чел. Третий период эмиграции пришелся на период с конца 1930-х гг. по конец 1940-х гг. В основном это военные и угнанные в плен из СССР, которые после окончания войны по тем или иным причинам не вернулись на Родину. Следующий этап эмиграции — с 1948 по 1986 г. — период холодной войны. Как правило, четвертую волну составляли этнические эмигранты, выезжающие на историческую родину в Израиль, Германию и Грецию, США, а также диссиденты, вынужденно либо по своей воле уезжавшие из СССР. Последний этап пришелся на 1990-е гг., когда на постоянное место жительство в дальнее зарубежье выехали чуть более 1 млн чел., а с учетом нелегальной составляющей — 1,2–1,7 млн чел. [1]
Большинство уезжали целыми семьями, зачастую без малейшего представления о жизни в новой стране и без знания языка. Государство не только никак не поддерживало переселенцев, но и не позволяло вернуться.
В настоящее время наблюдается обратная тенденция. Государство переосмыслило свое отношение к эмигрантам и теперь воспринимает их не как предателей, а как носителей русской культуры, ценностей, языка, своеобразных проводников гуманитарных связей и отношений между Россией и зарубежными странами. Принят ряд мер для обеспечения защиты и помощи гражданам, постоянно или временно проживающих за границей. «Укрепилось политическое понимание того, что ответственный подход к российским соотечественникам, налаживание партнерства с теми, кто духовно связан с Россией, является моральным долгом нашей державы». [2]
Стоит заметить, что в настоящий момент в мире сложилась общепризнанная норма политики поддержки своих соотечественников за рубежом. В июне 1993 г. в Вене состоялась Всемирная конференция по правам человека. Акцент в большинстве заседаний был сделан на защиту прав наиболее уязвимых групп, включая расовые, религиозные и этнические меньшинства. [3] На мировой политической арене укоренилось устойчивое представление о том, что любой стране, особенно претендующей на статус мировой державы, необходимо проводить политику защиты прав и законных интересов соотечественников, проживающих в других государствах. Это, безусловно, относится и к России. Для нашей страны, как для демократического государства, защита своих граждан за рубежом является конституционной обязанностью.
В 90-х годах прошлого столетия Правительство начало работу по налаживанию отношений с русскими эмигрантами. Стали продумываться механизмы для поддержки наших соотечественников, их защите и возвращению на Родину. Первыми результатами данного процесса стала серия нормативных актов, определяющих политику государства в отношении проживающих за рубежом россиянах. Здесь особо стоит отметить Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. № 1681 «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» и Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. № 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом», в соответствии с которыми была создана специальная правительственная Комиссия. Задачами Комиссии стали координация и контроль деятельности органов исполнительной власти по реализации государственной политики в отношении наших соотечественников за рубежом, а также обеспечение реализации государственных мероприятий в данной области. Комиссия ведет работу и на сегодняшний день.
24 мая 1999 года был принят Федеральный закон № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Важнейшей особенностью Федерального закона является то, что РФ приняла на себя бремя континуитета — непрерывности российской государственности, согласно которому Российская империя, Российская республика, РСФСР, СССР и Российская Федерация — один и тот же субъект международного права, не прекращавший своего существования, а институт гражданства соотнесен с принципом непрерывности российской государственности. [4]
В дальнейшем президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал необходимость повышения эффективности работы с соотечественниками за рубежом, а этого невозможно добиться без системной и последовательной скоординированной работы государственных структур и организаций соотечественников. [5] Для реальной и всесторонней помощи нашим гражданам за рубежом требовалась создание органа, деятельность которого будет полностью соответствовать новому вектору развития государственной политики в данной сфере. Перед законодателем встал вопрос о создании специализированного фонда, оказывающего поддержку и защиту, в том числе, и материальную помощь.
Идея создания такого фонда принадлежит самим соотечественникам, которые на II Всемирном конгрессе соотечественников в Санкт-Петербурге в 2006 году выступили с инициативой учредить специальный центр для организации системы юридической защиты прав соотечественников в странах их постоянного проживания.
1–2 декабря 2009 года в Москве проходил III Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом. Перед началом работы Конгресса Министр иностранных дел России С. В. Лавров, в частности, обратил внимание на то, что «политико-правовые условия, в которые соотечественники поставлены в некоторых странах постсоветского пространства, не отвечают общепринятым нормам и правилам, зачастую, имеют откровенно дискриминационный характер». [6] В дальнейшем вопрос о защите прав соотечественников, включая политику повышения их правовой грамотности, был переведен в практическую плоскость. На Конгрессе была учреждена специальная секция по защите законных прав и интересов соотечественников, включая задействование механизмов международных институтов и НПО, специализирующихся на теме защиты прав и свобод.
Д. А. Медведев на заседании Конгресса 2 декабря 2009 года подводя итоги заявил: «Думаю, что актуальным является и вопрос о создании специального механизма защиты и поддержки соотечественников — поддержки в смысле защиты их прав. Правительство России прорабатывает возможности решения этого вопроса. Я давал соответствующее поручение в феврале этого года, сейчас прорабатывается вопрос о создании фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом». Это стало своего рода катализатором создания фонда. [7]
25 мая 2011 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 678 «О создании Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом». Учредителями Фонда являются МИД России и Федеральное Агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Уже 1 января 2012 года Фонд приступил к исполнению возложенных на него поручений.
Задачи Фонда определены в соответствии с государственной политикой в отношении соотечественников за рубежом и закреплены в его Уставе. Основной целью работы Фонда является развитие взаимоотношений с россиянами, находящимися за рубежом при всесторонней правовой и иной необходимой поддержки в случаях нарушения их прав, свобод и законных интересов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека.
Исполнительный директор Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Игорь Паневкин сообщил, что было бы не совсем правильно рассматривать Фонд как организацию, начавшую свою деятельность с нуля. Фонд стал структурой, воспринявшей цели, задачи и традиции работы с соотечественниками со стороны МИД РФ, Россотрудничества, правительственной комиссии, субъектов России и действовавшего ранее Союза советских обществ дружбы и Росзарубежцентра. Вместе с тем Фонд имеет свою специфику: это — новый инструмент, которым необходимо научиться грамотно пользоваться как соотечественникам, так и властным структурам. [8]
Фонд может оказывать поддержку как отдельным представителям, так и организациям соотечественников по двум основным направлениям. Первое — это методическая и консультационная помощь, а второе — это финансовая помощь в виде предоставления грантов и субсидий.
В соответствии с первым направлением, согласно Уставу Фонда в его работу входит мониторинг правового положения граждан, постоянно или временно проживающих за рубежом, а также поддержка связи и содействие международным правительственным и неправительственным организациям в сфере обеспечения прав и свобод человека. Фонд оказывает прямое содействие гражданам в оказании методической, консультационной, организационной и юридической помощи. Согласно Уставу Фонд вправе привлекать адвокатов и различных экспертов для защиты законных прав и интересов наших соотечественников в различных органах власти государства проживания, а также в национальных и международных судах. [9]
Для соотечественников, проживающих в другом правовом поле зачастую сложно найти информацию российского законодательства, поэтому предметами деятельности Фонда являются создание возможности публичного доступа к правовой информации, а также просветительская деятельность. Одним из доступов стал тематический официальный сайт http://pravfond.ru/, где содержатся все необходимые нормативные документы, разъяснения для получения грантов и субсидий, последний новости, касающиеся Фонда и его развития. Помимо этого оказывается содействие производству телевизионных и радиопрограмм по проблематике связанной с целями Фонда.
В соответствии со вторым направлением, Фондом осуществляется материальная поддержка физических и юридических лиц (за исключением коммерческих организаций), деятельностью которых является поддержка и защита наших соотечественников. Фонд за счет своих средств предоставляет пожертвования, закупает правозащитную и иную литературу, учреждает и присуждает премии и награды. Фонд также может предоставлять гранты и субсидии физическим и юридическим лицам на реализацию мероприятий, направленных на оказание проживающим за рубежом соотечественникам методической, информационной, организационной, юридической помощи и материальной поддержки при защите их прав, свобод и законных интересов в государствах проживания. [10] Правила предоставлений грантов и субсидий закреплены в «Положении о порядке предоставления грантов Фондом поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом» и «Положении порядке предоставления субсидий Фондом поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом». В Положениях также определены порядок подачи заявления, а также сроки принятия заявок.
Отдельным направлением следует рассматривать исследовательскую и научную деятельность Фонда. Согласно Уставу Фонд проводит и финансирует научные и исследовательские работы своими силами, а также осуществляет финансовую и иную поддержку физическим лицам и организациям, занимающимися исследованиями вопросов защиты прав и свобод российских эмигрантов. Большинство финансируемых и проведенных исследовательских работ размещены на сайте Фонда. Основными темами исследованиями являются нарушения прав человека, положение соотечественников, проживающих в различных странах, проблемы использования русского языка. Помимо этого Фонд организует мероприятия с участием ученых, экспертов, юристов, общественных и политических деятелей, российских и зарубежных официальных лиц. Такие мероприятия представляют собой различные конференции, брифинги, семинары, круглые столы и совещания. Также к участию привлекаются наши соотечественники, российские и зарубежные СМИ, правозащитные и иные общественные организации.
Заметной популярностью среди русскоязычной диаспоры пользуются организуемые при поддержке Фонда тематические конференции и семинары объединений соотечественников по правовым темам, где постоянно присутствует проблематика прав и защиты соотечественников «Мы знаем свои права», «Правовой статус российских соотечественников», «Международные механизмы защиты прав человека» с участием российских правозащитников из стран СНГ и Европы. В одном из выступлений С. В. Лавров отметил: «Положительно зарекомендовала себя и такая форма работы, как размещение в СМИ, включая электронные, квалифицированных юридических консультаций ведущих специалистов по наиболее часто встречающимся вопросам. Особенно это востребовано в государствах, где власти не дают согласие на открытие правозащитных центров по линии нашего Фонда». [11]
Однако Фонд не оказывает помощь гражданам по бытовым или личным вопросам, как: бытовые конфликты и бракоразводные процессы; конфликты, связанные с ДТП; взаимоотношения юридических лиц; внутрикорпоративные конфликты и взаимоотношения; отношения в рамках ЖКХ, в том числе между собственниками и эксплуатирующими организациями; по защите прав потребителя; взаимоотношения любого характера с иностранными государствами.
Немаловажным вопросом является представление о том, что в настоящий момент, согласно российскому законодательству, подразумевается под понятием «соотечественник».
Согласно Федеральному Закону РФ № 99-ФЗ от 24.05.1999 г. «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» понятие «соотечественник» определено достаточно широко. Согласно Закону «Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве или проживающие в нём и обладающие признаками общности языка, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по нисходящей линии».
Такое определение не совсем соответствует действительности и является размытым. Соотечественники определяются по родовому признаку, не учитывая фактор самоидентификации. Не всегда человек, рожденный и выросший в определенной социальной группе, считает себя ее частью. Причастность к русской культуре вовсе не означает восприятие себя как россиянина.
Президент В. В. Путин намного точнее определил термин «соотечественник», как категорию «далеко не только юридическую». По его словам — «Это, в первую очередь, вопрос личного выбора. Вопрос самоопределения... духовного самоопределения... Я абсолютно уверен в том, что какие бы проблемы между нами ни стояли, ничто не помешает нам чувствовать и стать по-настоящему единым народом». [12] В одном из интервью заместитель исполнительного директора Фонда, Владимир Павлович Иванов отнес «к соотечественникам, как граждан РФ, постоянно проживающие за рубежом, так и представителей коренных народов России и их потомков, независимо от того, имеют ли они гражданство другого государства или вообще его не имеют. Более того, это не всегда россияне, — чтобы быть соотечественником не требуется обладание специальным документом, главное — ощущать себя причастным к России. Здесь на первое место выступает такой фактор как самоидентификация — это уверенность человека в том, что он воспитан русской культурой и не видит себя вне русской культуры. И тут на самом деле не важно, какой национальности человек, главное, если он комфортно чувствует себя в нашей социальной, языковой и культурной среде, является носителем русского языка и русской культуры — это наш соотечественник». [13]
Очевидно, отдельный индивид полноценно может считать себя русским соотечественником лишь в случае нахождения в социальной группе, говорящей на русском языке и сохраняющей русские традиции. В обществе, игнорирующем русскую культуру и язык, человек вряд ли сможет самоопределиться россиянином. Поддержание отдельными индивидами социокультурных связей способствует не только сохранению русской самоидентификации, но и воспитанию новых поколений наших соотечественников. Объединение «Русского мира», укрепление российской диаспоры — одна из важнейших целей внешней государственной политики и, соответственно, работы Фонда.
Объединение не только позволяет сохранять русские традиции, обучать русскому языку, проводить культурные мероприятия, распространять русскую культуру, но обмениваться информацией о неправомерных действиях в отношении россиян. Объединение обладает весомым голосом в стране проживания и, конечно, это не может не влиять на межгосударственные отношения. Вопросы реализации возможностей русскоязычных диаспор по налаживанию взаимопонимания, конструктивного сотрудничества и добрососедских отношений России с зарубежными странами напрямую связаны с защитой их права такую политику проводить. [14]
Тем самым работа Фонда обусловлена не только защитой, покровительством и помощью нашим соотечественникам, но и укреплению позиций нашей страны на мировой политической арене.
Фонд помощи нашим соотечественникам, проживающим за рубежом является достаточно успешным проектом нашего государства. Однако его учредителям следует не останавливаться на достигнутом и разрабатывать новые проекты в таких направлениях как, например, работа с молодежью. Конечно, всем возрастным группам соотечественников необходима помощь. Однако стоит делать больший упор на молодую аудиторию. Соотечественники, выросшие в СССР, в большей степени сохранили связь с Россией, хотя бы с точки зрения лучшего знания русского языка. Они же в меньшей степени подвержены внешней деструктивной антироссийской пропаганде. Чего не скажешь о молодых соотечественниках. Именно эта среда — будущее нашего мира соотечественников. [15] Акцент именно на молодом поколении россиян объясняется следующими факторами:
− отсутствие цельной и последовательной политики государства, которая бы способствовала интеграции молодежи в общество и направляла на общественное благо ее социальный потенциал; [16]
− большая подверженность манипуляции со стороны в силу неокрепшего комплекса ценностей и взглядов на жизнь;
− в силу возраста является наиболее активной социальной группой;
− быстрая приспосабливаемость к любым социальным изменениям.
Также достаточно перспективным направлением для Фонда является сотрудничество с зарубежными учебными и культурными центрами. Обмен опыта и взаимная популяризация культурных и духовных ценностей может способствовать налаживанию связей как между простыми жителями какого-либо государства, так и. между государствами.
На данный момент защита политических, гражданских и этнокультурных прав соотечественников особенно востребована. К сожалению, в мире практически повсеместно наблюдается ухудшение политических взаимоотношений с Россией, что проявляется в неправовом давлении различной формы на наших соотечественников. И создание Фонда в данных условиях стало не только новым этапом в развитии отношений российского государства с зарубежным Русским миром, но и весомой дополнительной защитой и поддержкой.
Литература:
- Юдаева С. В. Некоторые особенности исторического развития миграционных процессов в России // Экономический анализ: теория и практика. — 2014 г.
- Карасин Г. Б. Россия и соотечественники // Международная жизнь. — 2007. — № 12.
- Мурадов Г. Л., Полоскова Т. В., Басик В. П., и др Международный опыт защиты соотечественников за рубежом. — М.: Дрофа, 2002.
- Балашова Т. Н. Проблемы реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом // Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2009 г. — № 1.
- Пантеелев С. Общество «Системно и последовательно»… Владимир Путин и соотечественники за рубежом // Русские в Казахстане — 22.01.2013 г.
- Интервью Лаврова С. В. Опубликовано 30 ноября 2009 г. Доступ https://rg.ru/2009/11/30/kongress.html
- Выступление Д. А. Медведева на III Всемирном Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом. 1–2 декабря 2009 г. Доступ http://kremlin.ru/events/president/news/6187
- Пеневкин И. К. Выступление на круглом столе «Актуальные вопросы совершенствования работы с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом». 28 февраля 2013 г. Москва.
- Приложение № 1 к приказу МИД России и Россотрудничества от 21.07.2011 г. № 12970/074-пр «Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом».
- Приложение № 1 к приказу МИД России и Россотрудничества от 21.07.2011 г. № 12970/074-пр «Устав Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом».
- Выступление Лаврова С. В. на заседании Попечительского Совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом28 ноября 2017 г. Доступ: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2969366
- Выступление Путина В. В. на Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом. 11–12 октября 2001 г. Доступ: http://www.nr2.ru
- Интервью Иванова В. П. Приложение к «Газете для соотечественников «Русская ПРАВДА» — специальный выпуск «Наше право», январь 2013 г. — № 1.
- Иванов В. П., Владимир М. М. «Защита прав соотечественников — стратегическая составляющая внешней политики России. К 5-летию создания Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом» // Родная Ладога, 2017 г. Доступ: http://rodnayaladoga.ru/index.php/puti-poznaniya/1460-zashchita-prav-sootechestvennikov-strategicheskaya-sostavlyayushchaya-vneshnej-politiki-rossii
- К. П. Курылев Соотечественники — инструмент «мягкой силы» России за рубежом — текст выступления (от 14 ноября 2017 г.) в международной Школе соотечественников, организованной Фондом поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом (Правфондом) на базе РГГУ
- Щупленков О. В. — Молодое поколение: социально-философский аспект в исследовании // Современное образование. — 2013. — № 2. — С. 58