Роль ситуационных центров в системе качества образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 03.08.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Ходосова Е. В. Роль ситуационных центров в системе качества образования // Молодой ученый. — 2019. — №31. — С. 69-71. — URL https://moluch.ru/archive/269/61869/ (дата обращения: 16.09.2019).



В сфере управления образованием использование ситуационных центров обычно находится в следующих основных формах:

– Ситуационный центр государственного образовательного органа

– Учебно-отраслевой ситуационный центр

– Учебный ситуационный центр

– Ситуационный центр в рамках межвузовского сотрудничества

– Центр стратегического управления образовательным учреждением

Проанализируем ситуацию с такими центрами в системе российского образования.

Ситуационный центр государственного органа образования

Сейчас ведутся перспективные проекты реализации ситуационных центров в рамках ведомства и ответственности Министерства образования и науки Российской Федерации, а также его подразделений в лице разного рода департаментов, федеральных агентств образования и др. Они призваны обеспечить совершенно иной уровень качества управления образованием в России путем использования системного подхода и инновационных информационных технологий.

ФЦСА или Федеральный центр ситуационного анализа решает традиционные цели подобного класса систем, как:

Моделирование, прогнозирование ситуаций и формирование сценариев их развития и решения, процессы многофакторного стратегического планирования и принятие на основе этого оптимальных решений.

Ситуационные центры могут взаимодействовать и работать наряду с системой мониторинга трудоустройства выпускников, и специальными системами, которые используются в Министерстве обрнауки и Минтруда, с системами информационного управления образованием по ключевым показателям эффективности. Одной из таких систем в рамках дальнейшего развития ситуационного управления образованием в РФ может стать информационно-аналитическая система управления сферой образования по ключевым показателям эффективности. Данная система, наряду с ФЦСА, со временем может быть использована в целях стратегического и оперативного менеджмента отраслью образования. А сам ситуационный центр, по мере более активного внедрения и осваивания инновационных информационных технологий будет взаимодействовать со всем спектром информационными системам Министерства образования и науки России и обрабатывать данные от региональных и вузовских элементов системы.

Основным направлением деятельности ситуационного центра являются: процессы планирования показателей, процессы мониторинга деятельности управления образованием, проведение аналитики различной направленности, управленческий учет и отчетность деятельности, деятельность по корректировки отклонений.

Целесообразно развитие систематизированной сети региональных ситуационных центров, предназначенных уменьшения риска управленческой ошибки, улучшения эффективности принятых решений в сфере управления образованием региона, увеличения показателей производительности труда персонала региональной системы управления образованием.

В круг задач региональных ситуационных центров входит мониторинг финансового обеспечения и деятельности образовательных организаций их кадрового обеспечения, состава учащихся, работы библиотек, процессов информатизации, административный документооборот и т. д. Кроме этого сможет обеспечить контроль за исполнением принятых решений взаимодействовать с региональными информационно-аналитическими системами органов государственной власти региона в рамках ФЦП «Электронное Правительство».

СЦ мониторинга сферы образования. СЦ можно условно разделить на две подсистемы: информационную системы мониторинга и статистики, и аналитическую информационную систему для мониторинга процессов социального обеспечения в сфере образования. Задача 1ой подсистемы — подбор новейших данных об образовательной деятельности на точках и транслирование их в систему управления отраслью по основным стратегическим нормативам, а также в информационные группировки комплекса государственной статистики.

2-я подсистема является аналитическим инструментом содействия принятия решений в области социального обеспечения сотрудников образования. Система позволяет собирать нужные для анализа данные (в т. ч. в процессе взаимодействия с регистром работников сферы образования и другими компонентами общей образовательной информационной группы) и представление данных в различных аналитических частях.

Перечисленные СЦ образовываются (в планах образовать) в пределах федерально-целевой программы развития общей образовательной информационной системы (ФЦП РЕОИС) и ее «наследниц». Вместе раздельные СЦ пополняют друг друга и могут быть использованы в качестве основы для построения интегрированного ситуационного центра Минобрнауки РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Межвузовский ситуационный центр

Из истории в России имелась современная межвузовская система учебно-методических объединений, которые в прошлом во всем, а сегодня во многом определяют структуру и содержание образования. В текущих условиях, когда осуществляется энергичная перестройка образовательной системы, конвергенция с зарубежными методами, когда большие ИТ–компании посягают на основную роль в видении эволюции сферы образования, имеет место цель сбережения плюсов российской инженерной школы в современной реальности. Для этого нужно разработать эффективные способы управления, моделирования и прогнозирования исходов принимаемых решений, которые помогут уменьшить количество непродуманных действий. Решение такой задачи с теоретической и научно-практической точки возможно только в обрамлении вузовской сферы, где сохранен огромный опыт и абсолютное понимание особенностей образовательной сферы.

Литература:

  1. Ефремова Н. Ф. Учебные достижения как объект тестирования и показатель качества в образовании // Вопросы тестирования в образовании. — 2004. — № 9. — С. 53–61
  2. Поспелов Д. А. Принципы ситуационного управления // Техническая кибернетика. — 1971. — № 2. — С. 10–18.
  3. Поспелов Д. А. Ситуационное управление: теория и практика. — М.: Наука, 1986. — 288 с. — С.11.
  4. Ситуационные центры: определения, структура и классификация // PCWeek / RE N 26(392), 15–21 июля 2016.
  5. Филиппович Ю. Н., Филиппович А. Ю. Специальности и специализации по ИАИС для образовательной отрасли. // Вестник информационных технологий в образовании. Сборник учебно-методических и научных работ. Выпуск 1. — М.: УМК по специальности ИТО, 2015.


Задать вопрос