Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 31.12.2016

Статья просмотрена: 404 раза

Библиографическое описание:

Вервишко И. С. Системный анализ в органах государственной власти // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 157-159. — URL https://moluch.ru/archive/134/37647/ (дата обращения: 21.05.2018).



В настоящее время основы системного анализа используются в экономике, медицине, политике, менеджменте, военной отрасли, производстве. В каждой отрасли системный подход помог обеспечить упрощение бизнес-процессов или процессов производства услуг или товаров. Оценка качества управления государства основывается на качестве государственного управления, данная функция возложена на государственные органы всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Системный анализ — совокупность процедур, теорий, системных представлений, подходов, методов, инструментария, объединенных с целью разработки эффективного и качественного управленческого решения.

Структура системного анализа:

  1. Декомпозиция (определение и декомпозиция общей цели, основной функции; выделение системы из среды; описание воздействующих факторов; описание тенденций развития, неопределенностей; описание как «черный ящик»; функциональная, компонентная и структурная декомпозиция»);
  2. Анализ (функционально-структурный анализ; морфологический анализ; генетический анализ; анализ аналогов; анализ эффективности; формирование требований к создаваемой системе);
  3. Синтез (разработка модели системы; структурный синтез; параметрический синтез; оценивание системы). [1]

Основными принципами применения системного анализа в государственных структурах являются:

  1. Точное представление и формулирование конечных целей;
  2. Учет общественного мнения и своевременное внесение изменений, просчет возможных последствий;
  3. Выявление и рассмотрение всех альтернативных вариантов воздействия на социальную среду.

Каждый из представленных ниже этапов представляет интерес с научной точки зрения, так как существуют различные проблемы, состоящие в основном в балансе не превышения избыточного усложнения и снижением затрачиваемых ресурсов на решение каждой проблемы, снижением неопределенности при решении некоторых задач, снижением временных затрат в процессе принятия решения от начала анализа проблемы до получения обратной связи после внедрения принятого решения.

Можно выделить следующие этапы системного анализа:

Рис. 1. Этапы системного анализа

Органы государственной власти — подразделения государственного аппарата, выполняющие функции власти и управления и наделенные для этого необходимыми полномочиями. [2]

В органах государственной власти системный анализ получил развитие в органах исполнительной власти, сферах взаимодействия бюджетных организаций, профессиональном образовании сотрудников бюджетных организаций, анализе и модификации имеющейся законодательной базы.

Существуют множественные противоречия между законодательными актами федерального и муниципального уровня. Их возникновение обуславливается отсутствием единого правового поля в прошлом (с учетом политической ситуации в стране и изменений за последние 25 лет) и большим объемом издаваемых нормативно-правовых актов в настоящем (государственный и муниципальный уровень). Так же следует учитывать необходимость внесения изменений в законодательную базу при ратификации международных договоров. Данную проблему рассматривают через призму системного анализа с попыткой преодолеть вышеуказанные противоречия. Часть из них решается при создании и согласовании определенного нормативного акта с основными законодательными актами, но большинство выявляется только при непосредственном приведении в действие принятого документа. Приведение нормативно-правовых актов, регулирующих различные сферы деятельности человека, в соответствие с преобладающей позицией общества в целом, реалиями жизни и перспективами развития государства является насущной проблемой, которая не может быть полностью решена в настоящий момент в силу отсутствия технических средств и человеческих ресурсов.

В частности системный анализ получил широкое применение в ситуационных центрах, позволяющих не только собрать разрозненную информацию, ее обработать, но и рассмотреть имеющиеся проблемы с генерированием альтернатив, проведением анализа по необходимым и достаточным критериям. Ситуационный центр — программно-аппаратный комплекс, реализованный на технологиях подготовки принятия решений и их реализации. Яркий пример применения ситуационных центров — международные конфликты и кризисы, чрезвычайные ситуации. В данных центрах используется детернимированное факторное моделирование, после формирования предполагаемых решений, происходит вероятностная их оценка по ранее заданным критериям и присвоение вероятностных весов. Далее в качестве объекта исследования используется новая планируемая ситуация. При этом следует учитывать, что вторичная информация может носить как аналитический, так и производственный характер.

На основе данного анализа лицо принимающее решение может рассмотреть возможные пути развития, оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации с максимальной ликвидацией их последствий. При этом следует учитывать возможность многокритериальной оценки предлагаемых решений в условиях неопределенности. В настоящее время ситуационные центры используется на федеральном, региональном и уровнях местного самоуправления. Для работы органов государственной власти созданы и успешно используются следующие центры:

– Президента Российской Федерации;

– Правительства Российской Федерации;

– Совета Безопасности Российской Федерации;

– Федеральной службы охраны;

– МЧС России;

– Российской академии государственной службы;

на региональном уровне:

– ЦОДД г. Москвы;

– ГИБДД г. Москвы.

Влияние системного анализа на правоохранительные органы достаточно велико. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, основной задачей которых является поддержание суверенитета государства, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка. При этом следует учитывать, что существует целый ряд внешних факторов, которые мешают оптимизировать процесс управления подразделениями и нарядами ОВД (отсутствие научной базы, технических средств, квалифицированных кадров).

Деятельность ОВД, так же как и других органов государственной власти регламентирована нормативно-правовыми актами, но возникает целый ряд ситуаций в которых руководитель подразделения вынужден принимать решение в ограниченный промежуток времени основываясь только на собственном, не всегда достаточном опыте. В этом направление ведутся научные разработки, которые рассматривают систему управления всеми подразделениями ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств на основе методов системного анализ и управления системами, в частности системно-элементарный, системно-структурный, системно-управленческого, системно-информационного подходов. После реализации данных научных разработок качественные и количественные показатели оценки деятельности ОВД возрастают. [3]

Оптимизация работы органов государственной власти заключалась в реформировании системы Министерства внутренних дел. Обусловлен этот процесс социальной неудовлетворенностью и как следствие возрастание социальной напряженности. Поэтому методы системного анализа использовались при реформировании милиции в полицию в 2011 г. Основой данной реформы выступили следующие предпосылки:

  1. Приведение системы охраны правопорядка с принципами демократического государства;
  2. Централизация управления и преобразование аппарата управления с целью удаления избыточности;
  3. Изменение совокупности функций возложенных на МВД с возложением несвойственных МВД функций на другие органы государственной власти;
  4. Изменение кадровой политики (была произведена переаттестация всего личного состава).

Для создания нового информационного поля использовался передовой отечественный и зарубежный опыт, для этих целей был создан фонд международного и российского законодательства, подвергшийся обработке с помощью методов системного анализа. Проводилась обработка имеющейся нормативно-правовой базы, внесение в нее изменений, а в некоторых ее частях полная переработка. В результате этой работы был выпущен ряд нормативно-правовых актов (Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3- ФЗ, федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ). [4]

Научные исследования имеются также в области развития специальных средств полиции, адаптации сотрудников к экстремальным ситуациям и условиям. Они позволяют разработать системы тренировок сотрудников специальных подразделений с отработкой алгоритма действий в ситуациях с ограниченным промежутком времени для принятия решения.

Литература:

  1. И. Б. Родионов. Теория систем и системный анализ. Системный анализ: лекции и учебные пособия
  2. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. Экономика и право: словарь-справочник — М.: Вуз и школа, 2004 г.
  3. А. Ф. Самороковский. Системный анализ процессов управления подразделениями ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств. — Весник Воронежского института МВД России № 1, 2015 г.
  4. Г. М. Комарницкая. Основные тенденции реформирования МВД России [электронный ресурс]: http://ego.uapa.ru/en/issue/2014/01/04 (дата обращения 27.12.2016 г.
Основные термины (генерируются автоматически): системного анализа, государственной власти, органов государственной власти, Системный анализ, органах государственной власти, системный анализ, нормативно-правовых актов, работы органов государственной, власти системный анализ, возникновении чрезвычайных обстоятельств, методов системного, Структура системного анализа, основы системного анализа, подразделениями ОВД, методов системного анализ, призму системного анализа, применения системного анализа, Влияние системного анализа, методов системного анализа, Органы государственной власти.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос