Проблемы и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 августа, печатный экземпляр отправим 16 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 01.08.2019

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Бродская, В. А. Проблемы и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации / В. А. Бродская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61851/ (дата обращения: 15.08.2020).



Процесс создания конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации далек от своего завершения. На сегодняшний день реально функционирует 16 конституционных (уставных) судов субъектов РФ:

– конституционные суды республик: Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тыва, Чеченская Республика;

– конституционные суды областей: Калининградская и Свердловская;

– конституционный суд города федерального значения: Санкт-Петербург.

Еще 28 субъектов Российской Федерации (4 республики, 1 город федерального значения, 1 автономный округ, 20 областей, 2 края) предусмотрели в собственных конституциях и уставах возможность создания данных судов.

В Республике Бурятия деятельность конституционного (уставного) суда приостановлена в 2013 г., в Челябинской области в 2014 г. конституционный (уставной) суд упразднен [8].

Основная проблема конституционной юстиции в регионах связана с несовершенством законодательной базы. На сегодняшний день отсутствует единое правовое регулирование данной сферы на федеральном уровне. По мнению В. В. Игнатенко, А. А. Петрова и С. В. Праскова, парадокс заключается в том, что тем регионам, где такие суды функционируют, зачастую приходится действовать в условиях фрагментарности, запутанности и противоречивости федеральной нормативной правовой основы существования этих судов [4]. При этом отсутствие конституционных (уставных) судов во многих субъектах Российской Федерации осложняет деятельность существующих конституционных (уставных) судов и приводит к различиям в уровне судебной защиты конституционных прав и свобод граждан в зависимости от места их жительства.

Помимо несовершенства законодательной базы, сложности с учреждением конституционных (уставных) судов связаны с новизной института судебного конституционного контроля в целом для самих граждан как потенциальных заявителей, а также организационными и финансовыми факторами (финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта) [6].

М. А. Мокшина связывает проблемы развития регионального конституционного судопроизводства со слабой интенсификацией процесса развития конституционной (уставной) юстиции в субъектах РФ, причинами которой называет:

– федеральную сдержанность, тормозящую расширение географии конституционной (уставной) юстиции в субъектах РФ;

– неопределенность роли и места конституционных (уставных) судов в системе судебных органов РФ и в системе органов государственной власти субъектов РФ;

– отсутствие кадров, обладающих высокими профессиональными навыками в этой области, в субъекте РФ;

– диспозитивную норму ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ» о возможности учреждения конституционных (уставных) судов;

– материально-финансовые проблемы субъектов РФ;

– недостаточная загруженность конституционных (уставных) судов некоторых субъектов РФ;

– нежелание органов государственной власти включать новый контролирующий орган в сложившуюся систему взаимодействия ветвей власти, а также опасение идти на самоограничение и установление судебного контроля за региональной нормотворческой деятельностью;

– недостаточность методического и информационного обеспечения организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ со стороны федеральных органов государственной власти [7].

Помимо проблем самого статуса конституционных (уставных) судов в субъектах, существует также проблема статуса их судей. Исходя из федерального законодательства, для судей в рамках определенного судебного процесса существует равный объем прав и обязанностей, однако в силу различий в региональном законодательстве, регулирующем деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ, судьи рассматриваемых судов имеют различный объем прав, обязанностей, компетенций, что противоречит положениям единства статуса судей, закрепленным в п. 6 ст. 3 ФКЗ «О судебной системе РФ».

Неопределенность в вопросе компетенции конституционных (уставных) судов в субъектах РФ приводит к проблемам разграничения их компетенции с другими судами — Конституционным Судом РФ, арбитражными судами и судами общей юрисдикции по актуальным направлениям: соотношение компетенции по защите прав и свобод человека, принятие дублирующих решений по рассмотрению нормативных правовых актов субъекта Федерации на предмет соответствия федеральному законодательству и конституции (уставу) субъекта РФ, а также в рассмотрении споров о компетенции между органами власти на региональном уровне [6, c. 20–21].

Решение указанных выше проблем лежит в необходимости совершенствования законодательства, регулирующего конституционное (уставное) судопроизводство в регионах России. Например, И. И. Исхаков предлагает сделать норму ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ» об учреждении конституционных (уставных) судов субъектов РФ обязательной, считая, что единственно правильный путь — это обязательное создание таких судов в каждом субъекте России. Для этого вопроса необходимо изменение статуса конституционных (уставных) судов субъектов РФ на федеральный, и выстраивание единой системы конституционных (уставных) судов на основе инстанционности во главе с Конституционным Судом Российской Федерации. А качественное изменение объема имеющихся полномочий конституционных (уставных) судов может кардинальным образом изменить ситуацию и с местом данного вида судов в судебной системе России, и решить вопрос создания таких судов во всех субъектах Федерации [5].

М. А. Мокшина предлагает создать единую систему федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов субъектов РФ на основе Конституции РФ, конституций, уставов субъектов РФ, определяющих статус конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, разработать и принять специальный федеральный закон, определяющий основы правового статуса конституционных (уставных) судов субъектов РФ [7, c. 117].

С. М. Габиева, О. А. Османова, М. Ю. Габиева, рассматривая в перспективе конституционные (уставные) суды субъектов РФ как гарантов обеспечения конституционной законности, предлагают наделить конституционные (уставные) суды субъектов РФ такими дополнительными общими полномочиями, как осуществление мониторинга регионального законодательства; проверка соответствия законов субъектов Федерации федеральным законам; участие в процедуре отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Федерации и т. д. [3].

О. А. Воробьева считает целесообразным принятие Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности конституционных (уставных) судов Российской Федерации», в котором необходимо отразить статус органов конституционного контроля, их общие дополнительные полномочия и основные положения конституционного судопроизводства [2].

Для решения существующих проблем необходимо наделить конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации такими дополнительными общими полномочиями, как:

– осуществление мониторинга регионального законодательства;

– право законодательной инициативы в пределах своего ведения;

– проверка соответствия законов субъектов Федерации федеральным законам;

– рассмотрение споров о компетенции между органами государственной власти субъектов Федерации;

– участие в процедуре отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Федерации.

Литература:

  1. О судебной системе Российской Федерации: федер. конст. закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Воробьева, О. А. Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: правовой анализ / О. А. Воробьева // Вестник науки Тамбовского гос. ун-та. Серия: Юрид. науки. — 2015. — № 1(20). — С. 8–11.
  3. Габиева, С. М. Роль конституционных (уставных) судов в обеспечении конституционной законности / С. М. Габиева, О. А. Османова, М. Ю. Габиева // Юридический вестник ДГУ. — 2015. — № 4. — С. 49–53.
  4. Игнатенко, В. В. Учреждение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации: основные правовые проблемы и пути их решения (на опыте Иркутской области) (продолжение) / В. В. Игнатенко, А. А. Петров, С. В. Прасков // Журнал конституционного правосудия. — 2015. — № 6(48). — С. 20–28.
  5. Исхаков, И. И. К вопросу о юрисдикции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации / И. И. Исхаков // Правовое государство: теория и практика. — 2014. — № 4(38). — С. 83–85.
  6. Куликов, А. В. Региональное конституционное правосудие: проблемы и отсутствие перспектив / А. В. Куликов // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии: мат междунар. науч.-практ. конф. (Калининград, 16 декабря 2016 г.). — Калининград: Калинингр. ф-л СПб ун-та МВД России, 2017. — С. 18–21.
  7. Мокшина, М. А. Совершенствование правовых основ конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации / М. А. Мокшина // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2016. — № 1. — С. 114–117.
  8. Колбун, А. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: анализ их деятельности и предложения по совершенствованию / А. Колбун // zakon.ru. — URL: https://zakon.ru/blog/2017/3/27/konstitucionnye_ustavnye_sudy_subektov_rossijskoj_federacii_analiz_ih_deyatelnosti_i_predlozheniya_p. — (дата обращения: 22.03.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): суд субъектов РФ, Российская Федерация, суд, субъект РФ, субъект Федерации, региональное законодательство, высшее должностное лицо, государственная власть, единая система, законодательная база.


Похожие статьи

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской...

В статье рассматриваются пути решения проблем связанных с Конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации в единой судебной системе Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: быть или не...

Вместо этого каждый субъект Российской Федерации принимает свой собственный закон о конституционном или уставном суде субъекта РФ.

Российская Федерация, Камчатский край, Конституция РФ, субъект, государственная власть, автономный округ, субъект Федерации...

К вопросу о роли суда в реализации конституционно-правовой...

Роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, как мера конституционно-правовой ответственности, применяется высшим должностным лицом субъекта РФ или Президентом РФ (ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах...

Контрольные полномочия высшего должностного лица...

Ключевые слова: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, Губернатор Тюменской области, органы исполнительной власти, контрольные полномочия.

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

Как правило, субъект федерации наделены учредительной властью. Субъекты федерации имеют право издавать правовые акты в пределах

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное...

Система судебных органов Российской Федерации

Судебной системой Российской Федерации является система специализированных органов государственной власти (судов) осуществляющих правосудие на

В Российской Федерации все суды подразделяются на федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового...

Так как предметом совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской федерации является установление общих принципов власти на местах, соответственно, на наш взгляд, федеральный законодатель должен определять и пределы данного регулирования.

Формирование конституционных (уставных) судов

Средством обеспечения и охраны Конституции РФ[1], конституций и уставов субъектов Российской Федерации является конституционный контроль, который осуществляется органами публичной власти.

Двойственный характер положения мирового судьи в России

Конституция Российской Федерации утвердила в системе государственной власти страны

В российском законодательстве статус мирового судьи определяется по-разному, что

Российская Федерация, суд, судебная система, Верховный суд, судебная власть, суд...

Контрольные полномочия законодательного (представительного)...

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Государственная Дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, законодательный процесс, законодательная инициатива...

Похожие статьи

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской...

В статье рассматриваются пути решения проблем связанных с Конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации в единой судебной системе Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: быть или не...

Вместо этого каждый субъект Российской Федерации принимает свой собственный закон о конституционном или уставном суде субъекта РФ.

Российская Федерация, Камчатский край, Конституция РФ, субъект, государственная власть, автономный округ, субъект Федерации...

К вопросу о роли суда в реализации конституционно-правовой...

Роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, как мера конституционно-правовой ответственности, применяется высшим должностным лицом субъекта РФ или Президентом РФ (ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах...

Контрольные полномочия высшего должностного лица...

Ключевые слова: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, Губернатор Тюменской области, органы исполнительной власти, контрольные полномочия.

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

Как правило, субъект федерации наделены учредительной властью. Субъекты федерации имеют право издавать правовые акты в пределах

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное...

Система судебных органов Российской Федерации

Судебной системой Российской Федерации является система специализированных органов государственной власти (судов) осуществляющих правосудие на

В Российской Федерации все суды подразделяются на федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового...

Так как предметом совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской федерации является установление общих принципов власти на местах, соответственно, на наш взгляд, федеральный законодатель должен определять и пределы данного регулирования.

Формирование конституционных (уставных) судов

Средством обеспечения и охраны Конституции РФ[1], конституций и уставов субъектов Российской Федерации является конституционный контроль, который осуществляется органами публичной власти.

Двойственный характер положения мирового судьи в России

Конституция Российской Федерации утвердила в системе государственной власти страны

В российском законодательстве статус мирового судьи определяется по-разному, что

Российская Федерация, суд, судебная система, Верховный суд, судебная власть, суд...

Контрольные полномочия законодательного (представительного)...

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Государственная Дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, законодательный процесс, законодательная инициатива...

Задать вопрос