В статье рассмотрена взаимосвязь между потребностями, возникающими у членов субкультурного сообщества, и самоорганизующимися процессами, возникающими в нём.
Ключевые слова: самоорганизация, субкультура, аниме.
По мере становления постиндустриальной цивилизации и с развитием коммуникационных технологий роль самоорганизующихся социальных процессов в жизни общества неуклонно растёт, что делает задачу изучения этих процессов всё более актуальной.
«Социальная самоорганизация существует в обществе на всех его уровнях, начиная с общества, как целого, и оканчивая первичными группами. Отличительный её признак — спонтанность, т. е. самопроизвольность, отсутствие единого субъективного начала. То, что на уровне индивида есть целевое поведение, на более общем уровне выступает как самоорганизация системы» [1, с. 215]. Для деятельности, происходящей в субкультурных сообществах, самоорганизация, как правило, служит единственным организующим фактором, что делает их удобным объектом для изучения этого явления.
Рассмотрим примеры самоорганизации в широко распространённой среди российской молодёжи субкультуре аниме и выведем условия, послужившие причиной для её существования.
Охарактеризовать сообщество поклонников аниме как субкультуру позволяет наличие у него следующих особенностей: «специфическая картина мира, особые ценности, стиль жизни, наличие социальных институтов (групп, сообществ), стиль в одежде и внешний вид, язык (сленг), специфические музыкальные предпочтения» [2. с. 1858]. При этом из перечисленных особенностей для изучения самоорганизующихся социальных процессов интерес, в основном, представляют социальные институты, сформировавшиеся в данном сообществе.
Т. С. Иванова отмечает, что «все условия самоорганизации молодёжи с определённой долей условностей могут быть разделены на две группы потребностей (по теории А. Маслоу):
– потребность к признанию;
– потребность в самоактуализации» [1, с. 219].
Применив такой подход, можно отметить, что удовлетворение потребности к признанию со стороны субкультурного сообщества, в свою очередь, может быть достигнуто его участником двумя способами:
– ценящиеся в сообществе достижения;
– полезная для сообщества деятельность.
В случае с субкультурой аниме, к ценящимся достижениям относится общее количество произведений, просмотренных и прочитанных участником сообщества, его знакомство с некоторыми определёнными произведениям, длительность пребывания в сообществе, знание субкультурных традиций и сленга и прочее. Однако эти достижения не приносят сообществу непосредственной пользы и не провоцируют возникновение значительных самоорганизующихся социальных процессов. Иначе дело обстоит с полезной для сообщества деятельностью, т. е. деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей данного сообщества.
Основные потребности сообщества, а, следовательно, и виды деятельности, направленные на их удовлетворение, можно разделить на 3 группы:
- Потребности, непосредственно связанные с увлечением, формирующим субкультурное сообщество.
- Потребности, связанные с общением участников сообщества.
- Потребности участников сообщества в творческой самореализации.
Рассмотрим подробнее каждую из групп и проследим, к каким формам самоорганизации приводит наличие данных потребностей.
- Потребности, непосредственно связанные с увлечением, формирующим субкультурное сообщество.
Для сообщества поклонников аниме такой потребностью является доступ к соответствующей информационной продукции (аниме, манга, визуальные новеллы и прочие предметы фанатского интереса). Несмотря на значительный интерес к аниме среди российской молодёжи, к настоящему времени в России так и не сформировалось коммерческих структур, способных в достаточном объёме удовлетворить эту потребность. И тем более их не было на ранних этапах существования сообщества (1990–2005 годы). Такое положение дел послужило мощным стимулом для возникновения большого количества коллективов, которые по своей инициативе и на некоммерческой основе взяли на себя решение задач по переводу на русский язык, озвучиванию и распространению практический всей выпускаемой в Японии анимационной продукции, большей части комиксов манга и визуальных новелл, а также по обучению заинтересованных единомышленников данному виду деятельности. К этой группе решаемых задач также можно отнести деятельность по созданию тематических информационных ресурсов в сети Интернет.
Характеристики деятельности:
– высокая трудоёмкость и техническая сложность;
– есть возможности для творческой самореализации;
– значительная востребованность со стороны сообщества.
Индивидуальные стимулы: признание со стороны сообщества, возможности для творческой реализации, развитие профессиональных навыков.
- Потребности, связанные с общением участников сообщества.
Общение с единомышленниками является одним из основных факторов существования субкультурного сообщества и одной из главных мотиваций для его участников. Для представителей субкультуры аниме характерно удовлетворение этой потребности посредством общения в сети Интернет или в кругу близких знакомых, однако практикуются и иные виды социальной активности (клубы, фестивали). К задачам, решаемым посредством самоорганизации, здесь относится создание и администрирование тематических групп в социальных сетях и вебсайтов (в случае, если они создаются в качестве хобби), которые помимо площадки для общения зачастую также служат в качестве информационных ресурсов и используются участниками сообщества для распространения своего творчества.
Характеристики деятельности:
– трудоёмкость и техническая сложность варьируется в широких пределах (низкая — для групп в социальных сетях, высокая — для вебсайтов);
– есть возможности для творческой самореализации (оформление вебсайтов и групп);
– значительная востребованность со стороны сообщества.
Индивидуальные стимулы:
– возможности для творческой самореализации;
– властные полномочия;
– признание со стороны сообщества.
- Потребности участников сообщества в творческой самореализации.
Художественная специфика предмета фанатского увлечения побуждает представителей субкультуры аниме к собственной творческой деятельности. Основными направлениями творческой деятельности, свойственными для данной субкультуры, является рисование фан-артов, монтаж музыкальных видеоклипов на основе аниме (AMV — anime music video), написание фанфиков, косплей персонажей. К этой группе также можно отнести написание статей, рецензий, и изготовление информационно-развлекательных аудио и видео материалов. В большинстве случаев данная деятельность осуществляется участниками сообщества индивидуально, а распространение творческих произведений происходит теми же способами, что и обычное общение представителей субкультуры. Однако самоорганизация социальной деятельности происходить и здесь. Примерами такой деятельности служат групповые творческие проекты, творческие конкурсы, создание и администрирование узкотематических вебсайтов и групп в социальных сетях, а также производство обучающей информационной продукции.
Характеристики деятельности:
– трудоёмкость и техническая сложность может варьироваться в широких пределах;
– много возможностей для творческой самореализации;
– умеренная востребованность со стороны сообщества в целом, но значительная востребованность со стороны отдельных его групп;
Индивидуальные стимулы:
– возможности для творческой самореализации;
– признание со стороны сообщества;
– властные полномочия (в случае организационной деятельности).
Рассмотренные примеры позволяют проследить возможные причины наличия самоорганизующихся социальных процессов в субкультурном сообществе и выявить условия, способствующие возникновению и развитию подобных процессов. В качестве таких условий можно выделить сочетание двух факторов:
– стремление индивида к признанию и самоактуализации;
– наличие у сообщества таких потребностей, которые, с учётом интересов индивида, позволяют ему самореализовываться путём их удовлетворения.
В таких условиях индивид будет получать признание со стороны сообщества за деятельность, обеспечивающую ему удовлетворение его собственной потребности в самоактуализации, что, естественным образом, будет мотивировать его к выбору деятельности, полезной для сообщества в целом и приводящей к формированию в нём самоорганизующихся процессов.
Литература:
- Иванова Т. С. Социальная самоорганизация молодежи: к постановке проблемы исследования //Власть и управление на Востоке России. — 2007. №. 4 (41). — С. 215–219.
2. Быкова К. В. Субкультура как социологическая категория // Материалы ХVI Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования».— Екатеринбург, 2013. — С. 1855–1861.