Самоорганизация в молодёжной субкультуре на примере сообщества поклонников японской анимации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 16.07.2019

Статья просмотрена: 392 раза

Библиографическое описание:

Крылов, С. В. Самоорганизация в молодёжной субкультуре на примере сообщества поклонников японской анимации / С. В. Крылов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61633/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрена взаимосвязь между потребностями, возникающими у членов субкультурного сообщества, и самоорганизующимися процессами, возникающими в нём.

Ключевые слова: самоорганизация, субкультура, аниме.

По мере становления постиндустриальной цивилизации и с развитием коммуникационных технологий роль самоорганизующихся социальных процессов в жизни общества неуклонно растёт, что делает задачу изучения этих процессов всё более актуальной.

«Социальная самоорганизация существует в обществе на всех его уровнях, начиная с общества, как целого, и оканчивая первичными группами. Отличительный её признак — спонтанность, т. е. самопроизвольность, отсутствие единого субъективного начала. То, что на уровне индивида есть целевое поведение, на более общем уровне выступает как самоорганизация системы» [1, с. 215]. Для деятельности, происходящей в субкультурных сообществах, самоорганизация, как правило, служит единственным организующим фактором, что делает их удобным объектом для изучения этого явления.

Рассмотрим примеры самоорганизации в широко распространённой среди российской молодёжи субкультуре аниме и выведем условия, послужившие причиной для её существования.

Охарактеризовать сообщество поклонников аниме как субкультуру позволяет наличие у него следующих особенностей: «специфическая картина мира, особые ценности, стиль жизни, наличие социальных институтов (групп, сообществ), стиль в одежде и внешний вид, язык (сленг), специфические музыкальные предпочтения» [2. с. 1858]. При этом из перечисленных особенностей для изучения самоорганизующихся социальных процессов интерес, в основном, представляют социальные институты, сформировавшиеся в данном сообществе.

Т. С. Иванова отмечает, что «все условия самоорганизации молодёжи с определённой долей условностей могут быть разделены на две группы потребностей (по теории А. Маслоу):

– потребность к признанию;

– потребность в самоактуализации» [1, с. 219].

Применив такой подход, можно отметить, что удовлетворение потребности к признанию со стороны субкультурного сообщества, в свою очередь, может быть достигнуто его участником двумя способами:

– ценящиеся в сообществе достижения;

– полезная для сообщества деятельность.

В случае с субкультурой аниме, к ценящимся достижениям относится общее количество произведений, просмотренных и прочитанных участником сообщества, его знакомство с некоторыми определёнными произведениям, длительность пребывания в сообществе, знание субкультурных традиций и сленга и прочее. Однако эти достижения не приносят сообществу непосредственной пользы и не провоцируют возникновение значительных самоорганизующихся социальных процессов. Иначе дело обстоит с полезной для сообщества деятельностью, т. е. деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей данного сообщества.

Основные потребности сообщества, а, следовательно, и виды деятельности, направленные на их удовлетворение, можно разделить на 3 группы:

  1. Потребности, непосредственно связанные с увлечением, формирующим субкультурное сообщество.
  2. Потребности, связанные с общением участников сообщества.
  3. Потребности участников сообщества в творческой самореализации.

Рассмотрим подробнее каждую из групп и проследим, к каким формам самоорганизации приводит наличие данных потребностей.

  1. Потребности, непосредственно связанные с увлечением, формирующим субкультурное сообщество.

Для сообщества поклонников аниме такой потребностью является доступ к соответствующей информационной продукции (аниме, манга, визуальные новеллы и прочие предметы фанатского интереса). Несмотря на значительный интерес к аниме среди российской молодёжи, к настоящему времени в России так и не сформировалось коммерческих структур, способных в достаточном объёме удовлетворить эту потребность. И тем более их не было на ранних этапах существования сообщества (1990–2005 годы). Такое положение дел послужило мощным стимулом для возникновения большого количества коллективов, которые по своей инициативе и на некоммерческой основе взяли на себя решение задач по переводу на русский язык, озвучиванию и распространению практический всей выпускаемой в Японии анимационной продукции, большей части комиксов манга и визуальных новелл, а также по обучению заинтересованных единомышленников данному виду деятельности. К этой группе решаемых задач также можно отнести деятельность по созданию тематических информационных ресурсов в сети Интернет.

Характеристики деятельности:

– высокая трудоёмкость и техническая сложность;

– есть возможности для творческой самореализации;

– значительная востребованность со стороны сообщества.

Индивидуальные стимулы: признание со стороны сообщества, возможности для творческой реализации, развитие профессиональных навыков.

  1. Потребности, связанные с общением участников сообщества.

Общение с единомышленниками является одним из основных факторов существования субкультурного сообщества и одной из главных мотиваций для его участников. Для представителей субкультуры аниме характерно удовлетворение этой потребности посредством общения в сети Интернет или в кругу близких знакомых, однако практикуются и иные виды социальной активности (клубы, фестивали). К задачам, решаемым посредством самоорганизации, здесь относится создание и администрирование тематических групп в социальных сетях и вебсайтов (в случае, если они создаются в качестве хобби), которые помимо площадки для общения зачастую также служат в качестве информационных ресурсов и используются участниками сообщества для распространения своего творчества.

Характеристики деятельности:

– трудоёмкость и техническая сложность варьируется в широких пределах (низкая — для групп в социальных сетях, высокая — для вебсайтов);

– есть возможности для творческой самореализации (оформление вебсайтов и групп);

– значительная востребованность со стороны сообщества.

Индивидуальные стимулы:

– возможности для творческой самореализации;

– властные полномочия;

– признание со стороны сообщества.

  1. Потребности участников сообщества в творческой самореализации.

Художественная специфика предмета фанатского увлечения побуждает представителей субкультуры аниме к собственной творческой деятельности. Основными направлениями творческой деятельности, свойственными для данной субкультуры, является рисование фан-артов, монтаж музыкальных видеоклипов на основе аниме (AMV — anime music video), написание фанфиков, косплей персонажей. К этой группе также можно отнести написание статей, рецензий, и изготовление информационно-развлекательных аудио и видео материалов. В большинстве случаев данная деятельность осуществляется участниками сообщества индивидуально, а распространение творческих произведений происходит теми же способами, что и обычное общение представителей субкультуры. Однако самоорганизация социальной деятельности происходить и здесь. Примерами такой деятельности служат групповые творческие проекты, творческие конкурсы, создание и администрирование узкотематических вебсайтов и групп в социальных сетях, а также производство обучающей информационной продукции.

Характеристики деятельности:

– трудоёмкость и техническая сложность может варьироваться в широких пределах;

– много возможностей для творческой самореализации;

– умеренная востребованность со стороны сообщества в целом, но значительная востребованность со стороны отдельных его групп;

Индивидуальные стимулы:

– возможности для творческой самореализации;

– признание со стороны сообщества;

– властные полномочия (в случае организационной деятельности).

Рассмотренные примеры позволяют проследить возможные причины наличия самоорганизующихся социальных процессов в субкультурном сообществе и выявить условия, способствующие возникновению и развитию подобных процессов. В качестве таких условий можно выделить сочетание двух факторов:

– стремление индивида к признанию и самоактуализации;

– наличие у сообщества таких потребностей, которые, с учётом интересов индивида, позволяют ему самореализовываться путём их удовлетворения.

В таких условиях индивид будет получать признание со стороны сообщества за деятельность, обеспечивающую ему удовлетворение его собственной потребности в самоактуализации, что, естественным образом, будет мотивировать его к выбору деятельности, полезной для сообщества в целом и приводящей к формированию в нём самоорганизующихся процессов.

Литература:

  1. Иванова Т. С. Социальная самоорганизация молодежи: к постановке проблемы исследования //Власть и управление на Востоке России. — 2007. №. 4 (41). — С. 215–219.

2. Быкова К. В. Субкультура как социологическая категория // Материалы ХVI Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования».— Екатеринбург, 2013. — С. 1855–1861.

Основные термины (генерируются автоматически): сторона сообщества, творческая самореализация, сообщество, группа, потребность, процесс, техническая сложность, участник сообщества, характеристика деятельности, российская молодежь.


Похожие статьи

Японские молодёжные субкультуры: история формирования и развития

В статье автор пытается начало формирования японских молодёжных субкультур, выделить самых ярких их представителей и проанализировать их развитие.

Основные тенденции современного визуального искусства в контексте медиакоммуникативной среды

В статье автор постарался определить основные тенденции современного визуального искусства, их трансформацию в условиях высокой динамики развития медиакоммуникативного пространства и системы визуальных коммуникаций.

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Самообразование взрослого человека в современном мире

В статье детально рассмотрено понятие «самообразование», а также проанализирована его проблематика, тенденции развития, принципы, этапы и виды. Также рассмотрено соотношение понятия «самообразование» с понятием «взрослый человек». Выведена взаимосвяз...

Роль игры в воспитании личности

В данной статье рассматривается воспитание личности ребенка через взаимодействия игр, а также виды и функции игры.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Формирование сетевого сознания старшеклассников

В данной статье рассматривается проблема влияния сети Интернет на формирование личности старшеклассников в условиях активной информатизации социального пространства. А также дается определение понятию сетевого сознания старшеклассников.

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Семиотика женского костюма эпохи социализма

В статье рассматривается семиотика женского костюма эпохи социализма, анализируются его эстетическая и социальная функции в истории моды; раскрывается семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предмет...

Похожие статьи

Японские молодёжные субкультуры: история формирования и развития

В статье автор пытается начало формирования японских молодёжных субкультур, выделить самых ярких их представителей и проанализировать их развитие.

Основные тенденции современного визуального искусства в контексте медиакоммуникативной среды

В статье автор постарался определить основные тенденции современного визуального искусства, их трансформацию в условиях высокой динамики развития медиакоммуникативного пространства и системы визуальных коммуникаций.

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Самообразование взрослого человека в современном мире

В статье детально рассмотрено понятие «самообразование», а также проанализирована его проблематика, тенденции развития, принципы, этапы и виды. Также рассмотрено соотношение понятия «самообразование» с понятием «взрослый человек». Выведена взаимосвяз...

Роль игры в воспитании личности

В данной статье рассматривается воспитание личности ребенка через взаимодействия игр, а также виды и функции игры.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Формирование сетевого сознания старшеклассников

В данной статье рассматривается проблема влияния сети Интернет на формирование личности старшеклассников в условиях активной информатизации социального пространства. А также дается определение понятию сетевого сознания старшеклассников.

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Семиотика женского костюма эпохи социализма

В статье рассматривается семиотика женского костюма эпохи социализма, анализируются его эстетическая и социальная функции в истории моды; раскрывается семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предмет...

Задать вопрос