Наличие деструктивного посыла в подростковых субкультурах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 24.11.2020

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Величко, Е. В. Наличие деструктивного посыла в подростковых субкультурах / Е. В. Величко, С. Б. Лизунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 476-478. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75172/ (дата обращения: 17.12.2024).



С годами аниме становится все более популярным среди подростков, поскольку оно разрушает традиционное представление о том, что все мультфильмы предназначены для детей [1].

У многих из взрослых есть свои предположения и подозрения относительно того, как аниме может отрицательно повлиять на современную подростковую аудиторию, и одним из наиболее распространенных мнений является то, что оно может быть причиной их девиантного поведения. [2]

У аниме появились собственные сообщество и клубы, не только за рубежом, но и в России. По сути, присоединение к этому растущему населению дает чувствующим себя одинокими подросткам шанс наладить связи с друзьями, которых у них никогда не было. В клубах рисуют в стиле аниме, разбирают и изготавливают костюмы персонажей комиксов, делятся знаниями и умениями. Однако большая часть родителей запрещают своим детям посещать эти клубы [3].

Поэтому нами было проведено исследование, целью которого было изучение всех положительных и отрицательных сторон этого увлечения и выяснение наличие риска того, что дети почерпнут из данной субкультуры деструктивные идеи.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

– провести опрос подростков, являющихся фанатами аниме;

– провести сравнительный анализ комментариев родителей из Европы, Америки и России;

Гипотезой исследования стало утверждение, что субкультура аниме не является причиной агрессивных действий подростков, но может повлиять на восприятие мира вокруг них, как и любой другой вид медиа.

Чтобы выяснить степень зависимости российских школьников от своего увлечения нами было опрошено 12 поклонников аниме (12–13 лет). Это были ученики четырёх разных учебных заведений г. Астрахани.

В результате опроса было выявлено, что девушки (66,6 %) увлекаются аниме чаще, чем юноши (33,3 %). 16,6 % опрошенных подражают героям анимэ внешне (одежда, причёска), 8,3 % стараются быть смелыми, честными и находчивыми, как и их герои. 25 % активно используют лексику героев, но 50 % считают для себя неприемлемым походить на героев мультипликации. У всех респондентов вполне адекватное отношение к окружающей действительности и возникшие проблемы предпочитают решать проблемы, исключительно мирным путём.

Примечательно то, что большинство аниме-фанатов (75 %) предпочитает изучать и японскую культуру. Они успешно занимаются в секциях восточных единоборств, предпочитают питаться в японских и китайских кафе. Помимо аниме, с удовольствием смотрят художественные фильмы разных жанров. И только четверть опрошенных увлечена, исключительно, сюжетом, а не местом происходящего. У всех опрошенных есть друзья, которые равнодушны к аниме, но это не влияет на их дружбу. Все респонденты утверждают, что их хобби на успеваемость в школе, занятия в кружках, на общение и домашние дела не влияет.

Мы изучили так же мнения 500 взрослых в Америке и 500 взрослых в России. Это были комментарии к различным популярным аниме. Нами были получены следующие результаты. Некоторые родители не разрешают своим детям смотреть аниме. Среди них есть даже те, кто считает, что среди японских Хикикомори (общество одиноких подростков, заканчивающих жизнь самоубийством) большая часть фанатов аниме. Мы обнаружили, что большинство взрослых в Америке, Европе и России контролируют любое хобби своих детей и аниме не исключение [4].

Комментарии родителей с известных американских сайтов показали, что 41 % не признаёт аниме. Считают его вредным для детской психики. 59 % считают субкультуру просто искусством и хобби. Однако, по нашему мнению, обобщать некоторые комментарии довольно затруднительно, поскольку, по всей вероятности, социальный статус родителей и их положение в обществе определить сложно [4]. В России только 39,8 % не удовлетворены увлечением своих детей. По их мнению, наибольшую опасность для подростков они видят в изменении манеры их поведения и внешности.

Для дальнейшего исследования были отобраны 12 подростков и их родители. Этим участникам эксперимента был предложен один из популярнейших в России сериал для подростков «Токийский гуль».

Создатели сериала знакомят зрителей с персонажами и сеттингом. Главный герой Канэки Кэн идет на свидание с девушкой Ризэ, которая оказывается гулем. Гули — это особый вид гуманоидных существ, которые внешне неотличимы от людей и имеют ряд анатомических особенностей. Самое главное — их пищеварительная система способна усваивать только человеческую плоть и кофе. Соответственно, девушка пытается съесть незадачливого парня, однако в результате несчастного случая оба оказываются на грани смерти. Канэки пересаживают органы Ризэ, чтобы хотя бы он смог выжить. Так он становится полугулем и постепенно узнает о подпольном мире гулей, в котором выжить не так-то просто.

По своей сути все 12 показанных серий в первом сезоне— это большой пролог к настоящему, более масштабному и интересному сюжету. Нам рассказывают о враждующих группировках гулей, делении Токио на особые районы и многое другое.

После 2–4 серий мы выяснили мнение наших респондентов о данном аниме, которые до этого с данным жанром знакомы не были и знали о нём только понаслышке.

Детская аудитория, в количестве 3 человек (25 %) заинтересовалась сюжетом и намеревается досмотреть его до конца. 5 человек (41,6 %) заинтересовались сериалом, но не хотят тратить своё время на его просмотр. 4 человека (33,2 %) бросили смотреть сериал после первой же серии. Их интересуют художественные фильмы в жанрах: фэнтэзи, боевик, ужасы и мистика.

Взрослая аудитория также разделилась во мнениях. 2 человека (16,6 %) не нашли в данном аниме ничего опасного для психики ребёнка и решили продолжать смотреть сериал вместе со своими детьми. Они также объяснили это тем, что контролируют всё, чем интересуется их ребёнок. 8 человек, т. е. 66,4 % посчитали, что сюжет анимэ-сериала очень избит. Данный сюжет, по их мнению, является точной копией похожих друг на друга голливудских фильмов о вампирах. Они сочли анимированную версию совершенно не страшной и не опасной для подростков. «В кинотеатрах, — по их мнению, — в настоящее время, демонстрируются более новинки кинематографа с возрастными ограничениями. Именно они более опасны для психики подростка, чем эти безобидные мультфильмы».

Двое опрошенных взрослых (16,6 %), также, как и их дети, отказались смотреть этот мультфильм в самом начале, сославшись на то, что данный жанр не представляет для них интереса.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что аниме несет в себе угроз не больше, чем любое другое произведение кинематографа или литературы. Если же увлечение аниме перерастает в зависимое поведение, то нужно обращаться за помощью к специалистам. Но, как известно, в феномене зависимого поведения объект зависимости не важен — проблема состоит во внутреннем состоянии ребенка, его переживаниях и ресурсах, которых не хватает для того, чтобы справиться с проблемами.

Чем чаще родители будут вести доверительные разговоры со своими детьми, тем более здоровой будет среда, в которой ребенок будет развиваться. Аниме — лишь еще один культурный пласт, привлекающий подростков со всего мира, который не несет в себе деструктивного посыла.

Для поддержки социально неадаптированных подростков нами разработана программа клуба, занимающегося профилактикой вступления подростков в деструктивные сообщества «Вдохновение». Данная программа призвана отвлечь современную молодёжь от влияния зарубежных субкультур и приобщить к родной культуре и традициям. На основании увиденного подростки сами могут создавать свою анимацию, но при этом их хобби станет не только приятным, но и полезным. Наш город самый многонациональный, поэтому наша программа подразумевает экскурсионные поездки по местам религиозных поклонений всех народов и совместное посещение традиционных народных празднеств мусульман, христиан и буддистов. Данная программа нуждается в апробации.

Литература:

  1. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию / Б. А. Иванов. — Москва: Всероссийский фонд развития кинематографа, Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 2001. — 336 с.
  2. Катасонова E.J1. Японские комиксы-манга: возвращение к первоистокам / E.JI. Катасонова // Российский японоведческий журнал. — 2011. — № 2. — 4.1. — С. 78–92
  3. What do parents think of anime? [Electronic resource] — URL: https://www.quora.com/What-do-parents-think-of-anime /(дата обращения: 18.10.2020).
  4. Why Do Teens Love Anime and Manga? Posted by Axis on August 06, 2020 [Electronic resource] — URL:https://info.axis.org/blog/why-do-teens-love-anime-and-manga/ (дата обращения: 15.10.2020).
  5. Patricia Redaelly, News ReporDecember 19, 2019 / [Electronic resource] — URL: https://dalquestnews.org/17442/news/the-effects-of-anime-on-teens/(/(дата обращения: 15.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, аниме, Америка, мнение, подросток, ребенок, быль, Европа, зависимое поведение.


Задать вопрос