К третьему тысячелетию обострившиеся проблемы взаимодействия человека и природы приобрели глобальный характер. Наукой, которая изучает все взаимосвязи в природе, является экология. Она рассматривает зависимость организмов, включая человека и человеческое общество в целом, с окружающей их средой.
Б. Коммонер сформулировал четыре закона экологии. Первый закон — «все связано со всем», можно считать основой экологической философии. Понимание значения экологии в современном мире, зачастую сводится, к вопросам охраны окружающей среды. Однако, такой утрированный подход, не отражает всей глубины экологических проблем. Область знания экологической науки, требует своего расширения. Она должна включать вопросы исследования не только биологических, но и естественно — научных и даже гуманитарных наук, в том числе психологии. Психология изучает факты, закономерности развития и проявления психики с целью объяснения поведения человека и животных. Формирование и развитие психики возможно только во взаимодействии с окружающей средой, при котором не только среда формирует психику человека, но и человек оказывает влияние на окружающую его среду. Этот факт позволяет в данной статье рассматривать проблему человеческой деструктивности во взаимосвязи экологии и психологии, так как нарастает не только экологическая напряженность, но и психологическое напряжение. Оно проявляется в высоком уровне тревожности и агрессивности, а также, часто неосознанных страхах людей. Находиться в состоянии тревоги и страха человеку психологически не комфортно, и он стремится обеспечить себе психологическую безопасность, но осознать причины деструктивных проявлений, оказывается не так просто. Ещё Спиноза писал: «Сменяющие друг друга поколения становятся хуже и хуже. Наступит время, когда они будут такими злыми, что начнут поклоняться силе и могуществу» [9, 204]. Слова мыслителя оказались пророческими. Во всех общественных и личных отношениях господствует закон рынка. Человеческие отношения подчинены борьбе за сохранение власти и богатства, они стали напоминать «отношения вещей».
Изменилось отношение индивида и к собственной личности. У него нет уверенности в собственной ценности, не зависящей от его популярности и «рыночного успеха». Человек продает не только товары, он продает самого себя и ощущает себя товаром. Эта зависимость самоуважения от успеха объясняет, почему для современного человека популярность стала настолько важной.
Положение, в котором находится индивид в наши дни, предсказывали еще мыслители прошлого века. Кьеркегор описывал беспомощного индивида, раздираемого мучительными сомнениями, подавленного чувствами одиночества и ничтожности. Фромм писал, что страх и потерянность остаются, люди не могут терпеть их вечно. Он говорил о том, что постоянно растущее во всем мире насилие и деструктивность привлекли внимание специалистов и мировой общественности к теоретическому исследованию сущности и причин агрессии. Целью данной статьи является: выявление эколого-психологических факторов человеческой деструктивности; определение возможных путей преодоление деструкций человека и эколого-социального кризиса, для обеспечения психологической безопасности современному человеку.
Причиной эколого-социального кризиса, который стремительно разворачивается в наше время, является потребительская ориентация современного общества. Она входит в противоречие с объективными законами природы. Если ставить материальное благополучие превыше всего, то укрепляется дух соперничества и насилия, и неизбежно начинается эксплуатация одних людей, другими и природы — всеми. Потребительская цивилизация есть одновременно цивилизация насилия. Она, есть, следствие становления агрессивно-потребительской структуры личности. Подобная личность и создает цивилизацию со всевозможными кризисами. Философ Ницше выразил суть такой цивилизации — «волю к власти», экономист А. Смит сформулировал её главный интерес — «производить как можно больше товаров», Фрейд определил, что «её желания коренятся в подсознании человека».
По Фрейду, человек по своей природе антисоциален. Фрейд, Лоренц придерживались инстинктивной природы агрессивности. Если степень подавления природных импульсов сильнее способности к сублимации, то индивиды становятся невротиками.
Возникшее в психологии начала ХХ века бихевиористское направление выдвинуло диаметрально противоположную инстинктивизму позицию. Бихевиористы утверждали, что человеческое поведение формируется исключительно под воздействием социального окружения, то есть определяется не «врожденными», а социальными и культурными факторами. Это касается и агрессивности, которая является одним из главных препятствий на пути человеческого прогресса. Они верили, что «хорошее общество» обеспечит формирование хорошего человека, сделает возможным проявление его лучших качеств.
Анализируя проблему человеческой деструктивности, Э. Фромм выделяет у человека «доброкачественную» и «злокачественную» агрессию. Доброкачественная сродни агрессии животных и носит инстинктивный характер. Но история человечества представляет нам картину невероятной жестокости и деструкции, которая во много раз превосходит агрессивность первобытных людей и животных. И это является проявлением злокачественной (по Фромму) агрессивности человека, которая является следствием культурно-исторического развития человеческого общества.
Фромм, также, выделяет экзистенциональные потребности человека, такие как: потребность в установлении связей — это преодоление ощущения изоляции от природы и отчужденности посредством «продуктивной любви»; потребность в преодолении — когда люди нуждаются в преодолении своей животной природы, чтобы стать активными, творческими созидателями своей жизни; потребность в корнях — когда люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира; потребность в идентичности — тождества с самим собой, что бы чувствовать свою непохожесть на других; потребность в системе взглядов и преданности — совокупности убеждений для постижения реальности. Названные потребности, по мнению Э. Фромма, являются исключительно человеческими и составляют его сущность. Однако их удовлетворение порой невозможны, так как возникает противоречие между экзистенциональными потребностями, в условиях свободного развития индивида и его стремлением к единению с миром. Это стремление имеет исторические корни и удовлетворяет биологическую потребность человека в безопасности. Невозможность удовлетворения экзистенциональных потребностей человека является причиной его деструктивности, возникает основная дихотомия «свобода — безопасность». Э. Фромм пишет: «Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время, изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на индивидуальности каждого» [10, 123]. Позитивную свободу Э. Фромм видит в проявлении любви и творческого труда.
Таким образом, основными эколого-психологическими факторами человеческой деструктивности являются, с одной стороны невозможность удовлетворения экзистенциональных потребностей, а с другой — невозможность обрести единства и гармонии с окружающей природой.
Осознание причин деструкции человека и глобального кризиса цивилизации помогает ученым в поиске путей их преодоления. Разработанная в 1987г. Зазнобиным В. И., Величко М. В., Ефимовым В. А. концепция общественной безопасности представляет в этом смысле наибольший интерес. Согласно концепции, развитие человека — это не накопление определенного запаса знаний, а совершенствование типа строя психики. Исследователи выделяют следующие типы строя психики: животный; биоробот; демонический и «человечный». Самый продуктивный тип психики — это «человечный», каждый его носитель осознает свою миссию на Земле.
Еще в 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро учеными была принята программа действий на двадцать первый век: «Устойчивое развитие». На конференции был выдвинут лозунг «От общества потребления, к обществу духа».
Л. Толстой также критиковал современную цивилизацию потому, что видел ее насильственную сущность. Он призывал, «уничтожить борьбу и внести единение, где был раздор». Основная мысль, которую Толстой стремился донести до нас в своей работе «Законы насилия и законы любви», заключается в отказе от насилия в пользу любви.
На основе представленных концепций развития общества, можно обозначить пути преодоления человеческих деструкций и глобального эколого-социального кризиса:
- Перейти от общества потребления к обществу «духа».
- Изменить потребительскую ориентацию развития общества на продуктивную.
- Изменить структуру личности с агрессивно — потребительской на любовно — творческую.
- Развивать «человечный» тип строя психики индивида.
Чтобы научиться управлять природой, человек прибегал к насилию. Тысячелетиями он боролся с природой, покорял её, преобразовывал, уничтожал. Теперь человек свободен, а природа побеждена. Такая свобода индивида оказалась мнимой и далеко небезопасной для него. Возникшая дихотомия свобода — безопасность, привела к глубокому конфликту, который проявился в деструктивных тенденциях развития личности. Люди начинают осознавать, что бездумное внедрение в законы природы, обращается против них самих. Природа всегда будет сильнее человека, она его породила. Отказываясь от насилия, мы спасаем природу и наши души.
Воспитывать подрастающее поколение необходимо в новой образовательной парадигме, в основу которой должны быть положены современные экологические концепции развития общества. Д. И. Кавтарадзе писал, что для решения экологических проблем, нужны новые формы экологического воспитания. Необходимо «вернуться к природе в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней, и это представляет наиболее трудную воспитательную задачу».
Литература:
- Баева И. А., Психологическая безопасность в образовании.- Санк-Петербург, издательство «СОЮЗ»,2002.
- Горелова А. А., Экология: учебное пособие.- М: Центр, 2000.-240с.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). Библиотека зарубежной психологии. Перевод с нем. Швейника Г. Ф.-М: «Прогресс» 1994–257с.
- Лихачев Б. Т. Экология личности// Педагогика, 1993 — № 2, с.19.
- Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологическое сознание. — М, 2001.
- Реан А. Агрессия и агрессивность личности. — СПб: Лань, 1996. — 232с.
- Скинер Б. Что такое бихевиоризм. Перевод с нем. Головина Н. А., 1999.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М: АСТ, 2006. — 640с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. — изд. Харвест, 2003
- Фрейд З. Введение в психоанализ. — М: Попурри,1997.