Направления работы по социальной адаптации и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 06.07.2019

Статья просмотрена: 997 раз

Библиографическое описание:

Теплякова, Т. В. Направления работы по социальной адаптации и подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни / Т. В. Теплякова, Е. В. Лихаузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 285-288. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61422/ (дата обращения: 26.04.2024).



Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Каждой жизни присущ свой путь, своя дорога поиска, ошибок и утверждений. Каждый решает возникшие на этом пути препятствия, используя свой опыт.

Выстраивая модель своей самостоятельной жизни, молодые люди опираются на опыт своих родителей и свой собственный. Имея возможность ежедневно, ежеминутно наблюдать разные модели ролевого поведения в семье, семейных отношениях, впитывая в себя семейные и общечеловеческие ценности, является базой формирования общей культуры личности, отражающейся в отношениях человека к самому себе окружающим его людям, миру, семье, фактически так и осуществляется подготовка молодого человека к самостоятельной жизни.

А как быть в тех случаях, когда семьи нет, или образ ее жизни формирует негативные образцы семейного поведения? Вот тогда возникает необходимость и целесообразность в систематической, комплексной и последовательной деятельности по подготовке к самостоятельной жизни.

Каждый день нам, взрослым, приходится принимать решения. Мы делаем это легко, почти автоматически, когда дело касается наших повседневных забот. Ребенок видит и запоминает, кто выдвигает идеи в семье, обсуждаются ли они, как выбираются лучшие, учитывается ли мнения, пожелания всех в семье, в том числе детей.

Находясь в государственном учреждении, ребенок не имеет возможности самостоятельного выбора. За него всегда решают взрослые: воспитатели, учителя, администрация учреждения; когда вставать и ложится спать, чем заниматься после уроков, в какое время садится выполнять домашнее задание, в какой кружок, секцию записаться, даже куда пойти учится после школы порой уже определено взрослыми.

В условиях жесткой регламентации и пошагового контроля у воспитанников Центра нет возможности, а потом и желания, принимать ответственность за происходящее и его последствия на себя.

Выйдя же в самостоятельную жизнь, им придется строить свои семьи, устраиваться на работу, покупать вещи. И далеко не всегда выбор очевиден. Порой приходится жертвовать или делать выбор из нескольких вариантов.

Выпускники государственных учреждений постоянно сталкиваются с рядом проблем: заниженная или завышенная самооценка, проблемы в общении, нежелание самостоятельно решать финансовые проблемы, вопросы трудоустройства, неспособность планировать семейные отношения. Поэтому проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно сложны и актуальны, и решать их нужно так, чтобы выпускники на пороге новой жизни не стали социальными иждивенцами, а могли самостоятельно решать свои проблемы.

Основные проблемы выпускников:

– адаптация личности к новым для нее социально-экономическим условиям;

– проблемы с трудовой мотивацией;

– проблемы с профессиональной ориентацией и профессиональной подготовкой;

– невротические реакции, связанные со сменой стиля жизни;

– межличностные конфликты с новым социальным окружением;

– трудности с достижением социального одобрения.

Сегодня, в современных социально-экономических условиях, как никогда остро встает вопрос о дальнейшей судьбе воспитанников социально-реабилитационных центров. Дети-выпускники, привыкшие к постоянной заботе в центре, находятся на государственном довольствовании и опеке социальных органов защиты, оказываются в ситуации полностью им незнакомой. И в этих обстоятельствах они становятся наиболее уязвимыми. Для общества состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых ценностей. При резком изменении качества жизни, зачастую не в лучшую сторону, снижении уровня жизни, изменении стиля жизни и ее уклада именно дети-выпускники первыми теряют способность сохранить соответствующую возрасту устойчивость и потеряться в «новой жизни».

Сопровождение выпускника предполагает веру в его силы и возможность принять самостоятельное оптимальное решение в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение ведет к позитивным результатам в том случае, если оно опирается на деятельность самого выпускника. Сопровождать — не значит вести за руку, решать всегда за него, «обкладывать подушками», оберегать от всех возможных опасностей. Сопровождать — значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, помогать преодолевать возникающие трудности.

Социальная реабилитация выпускников Центра, которая включает в себя комплекс мероприятий по организации социальных связей и функций, восполнения среды для нормального жизнеобеспечения выпускника.

– подготовка к самостоятельной жизни;

– развитие личности и личностного общения;

– профессиональная подготовка через развитие навыков трудовой деятельности;

– оказание помощи в выборе профессии и в последующем трудоустройстве;

– юридическая помощь выпускникам;

– психологическое сопровождение в процессе адаптации в новой обстановке.

Основной целью социализации воспитанников является — заложить у детей фундамент готовности к труду, сделав акцент на формирование у них установки на труд и положительное отношение к нему, а также общетрудовых навыков и умений, через формирование навыков самообслуживания, СБО, творческое развитие личности, профессиональное самоопределение, здоровый образ жизни.

Рассматривая выпускника как человека, который входит в самостоятельную жизнь и владеет основным набором социальных знаний и умений, необходимых во взрослой жизни, мы включили в коррекционно-воспитательную программу следующие образовательные блоки:

– «Я и мои права»

– «Патриоты России»

– «В мире художественного слова»

– «Природа и мы»

– «Основы безопасности жизнедеятельности»

– «Социально бытовая ориентировка»

– «Каникулы»

– «Праздничные и памятные даты»

– «В мире профессий»

– «Этика поведения»

«В мире художественного слова»

Приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива МКУ СРЦН «Полярная звезда» является — подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Окружающая среда способна подавлять или ускорять действия человека, она является источником информации для человека. Самая неблагоприятная среда — пустая, бессодержательная среда.

В Центре придаётся большое значение созданию развивающей среды. Одним из важных её составляющих является — система дополнительного образования.

– коррекция недоразвития личностных особенностей детей посредством занятий в кружках и секциях Центра;

– профориентация старших воспитанников;

– формирование навыков и умений, пригодных в самообслуживании;

– трудовая подготовка воспитанников;

– воспитание у подростков личностных качеств, необходимых труженику (трудолюбия, бережливости, самостоятельности, аккуратности, дисциплинированности, взаимопомощи, умения планировать свою работу т. д.);

– подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

В Центре работают кружки и секций эстетической, трудовой и спортивной направленности целью которых является осуществление всестороннего развития воспитанников.

Кружки эстетической направленности («Музыкальный серпантин», студия «Рисунок»)

Цель: Коррекция недостатков развития детей с особенностями в развитии посредством эстетического воспитания. Развитие творческих способностей, эмоциональной сферы воспитанников, способствование их духовному росту. Формирование интереса к художественно-творческой деятельности

Кружки спортивной направленности отделения ОФОР (Оздоровительное плавание, Спортивные игры, Подвижные игры)

Цель: физическое развитие воспитанников, привитие привычки к здоровому образу жизни. Развитие волевых качеств личности детей.

Кружки трудовой направленности (СБО)

Цель: формирование у воспитанников различных умений, которые должны стать основой начальной допрофессиональной подготовки. Выявление и развитие способностей и склонностей воспитанников.

Созданные программы воспитателей соответствуют строгим требованиям к их структуре и содержанию, потребностям учреждения, и направлены на:

– создание условий для развития личности ребенка;

– развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

– профилактику асоциального поведения;

– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

– целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

– взаимодействие воспитателей с другими специалистами Центра.

В своей работе с воспитанниками я использую следующие программы: «Профессия», «Социально-бытовая ориентировка», «Этика –душа человека», «Сбереги себя сам», «Наш выбор здоровье», «Трудовое воспитание, как ведущий фактор социализации подростков», «Воспитание культуры общения и межличностных отношений, «Патриотическое воспитание».

Педагоги Центра участвуют в создании копилки разработок занятий по направлениям: полоролевое воспитание, подготовка к семейной жизни, общение, социально-бытовая ориентировка, экономическое воспитание, ЗОЖ, правовое воспитание и др.

К моменту выпуска из Центра у воспитанников должны быть сформированы компетенции по основным критериям, определяющим их готовность к самостоятельной жизни.

Сфера социальных контактов и способы ориентации и поведения ребенка-сироты в социальной среде — это своего рода интегральный показатель успешности всей деятельности педагогического коллектива. То, насколько ребенок успешен в этой сфере, обусловлено и уровнем его интеллектуального развития, и устойчивостью его эмоционально-волевой сферы, и сформированностью его личностных структур.

Литература:

  1. https://refdb.ru/look/2486875.html
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная жизнь, жизнь, здоровый образ жизни, педагогический коллектив, подготовка воспитанников, профессиональная подготовка, профессиональное самоопределение, создание условий, художественное слово, Центр.


Похожие статьи

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через...

Но жизнь их может стать еще сложнее, если они не будут знать законов, которые оберегают их, которые

Поэтому прилежная учеба, добросовестный труд, здоровый образ жизни, налоги

Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе...

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

Готовность воспитанников ксамостоятельной жизни — одна из основных задач

Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта

Содействовать адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в образовательном...

Здоровый образ жизни как условие формирования общей...

Для того, чтобы здоровый образ жизни стал для обучающихся потребностью, а не временной формой поведения, принятой на время учебы в колледже, внешней демонстрацией подчинения его требованиям без внутреннего его принятия, необходимо сформировать у них новую...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

В жизни каждого человека работа занимает важнейшее место. Выполнение любой работы связано с использованием специальных знаний

Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к...

Художественно-творческая деятельность в системе...

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома.

Только качественное образование, как ресурс человека, обеспечивающий ему свободу и самоопределение, может быть гарантией его...

Особенности социально-педагогической поддержки...

Особенности социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения воспитанников детского дома в условиях малого

Таким образом, профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей-сирот.

Система работы по организации сопровождения...

В настоящее время проблема профессиональной ориентации, или профессионального самоопределения выпускников, достаточно широко обсуждается в широких слоях педагогической общественности, является одной из приоритетных задач образования, т. к...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

Ключевые слова: образовательный комплекс, здоровый образ жизни, преемственность, единый педагогический коллектив. Целью настоящей работы является осмысление организационно-педагогических условий воспитания здорового образа жизни детей...

Похожие статьи

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через...

Но жизнь их может стать еще сложнее, если они не будут знать законов, которые оберегают их, которые

Поэтому прилежная учеба, добросовестный труд, здоровый образ жизни, налоги

Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе...

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

Готовность воспитанников ксамостоятельной жизни — одна из основных задач

Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта

Содействовать адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в образовательном...

Здоровый образ жизни как условие формирования общей...

Для того, чтобы здоровый образ жизни стал для обучающихся потребностью, а не временной формой поведения, принятой на время учебы в колледже, внешней демонстрацией подчинения его требованиям без внутреннего его принятия, необходимо сформировать у них новую...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

В жизни каждого человека работа занимает важнейшее место. Выполнение любой работы связано с использованием специальных знаний

Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к...

Художественно-творческая деятельность в системе...

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома.

Только качественное образование, как ресурс человека, обеспечивающий ему свободу и самоопределение, может быть гарантией его...

Особенности социально-педагогической поддержки...

Особенности социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения воспитанников детского дома в условиях малого

Таким образом, профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей-сирот.

Система работы по организации сопровождения...

В настоящее время проблема профессиональной ориентации, или профессионального самоопределения выпускников, достаточно широко обсуждается в широких слоях педагогической общественности, является одной из приоритетных задач образования, т. к...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

Ключевые слова: образовательный комплекс, здоровый образ жизни, преемственность, единый педагогический коллектив. Целью настоящей работы является осмысление организационно-педагогических условий воспитания здорового образа жизни детей...

Задать вопрос