Здоровый образ жизни как условие формирования общей культуры будущего специалиста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 17.02.2014

Статья просмотрена: 1974 раза

Библиографическое описание:

Землянская, М. Ю. Здоровый образ жизни как условие формирования общей культуры будущего специалиста / М. Ю. Землянская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 199-202. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5125/ (дата обращения: 25.04.2024).

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Особенностью современной социально-экономической и социокультурной ситуации в России является изменение качественных требований к специалисту любого профиля, обеспечивающих его востребованность на рынке труда, успешную и квалифицированную профессиональную деятельность, продвижение по службе, социальную защищенность и плодотворную жизнедеятельность в целом. К таким требованиям относятся: личностное творческое отношение к самоопределению в социальной жизни, наличие высокой общей работоспособности, основанной на здоровье и должном физическом развитии, высокий профессионализм в любой сфере жизнедеятельности.

В этой связи формирование здорового образа жизни, сознательного отношения обучающихся к собственному здоровью, физическому и психическому состоянию актуализируется на всех этапах обучения в процессе учебной, внеучебной, воспитательной работы и выступает как социально-значимая задача.

Формирование здорового образа жизни в колледже включает в себя четыре составляющих: информирование обучающихся о негативном влиянии факторов риска на здоровье;воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внеколледжные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.); профилактика аддиктивного поведения;мотивация молодежи к активному образу жизни.

В 2012–2013 учебном году в Кузнецком многопрофильном колледже обучалось 1431 чел. из них 911 несовершеннолетних, иногородних — 687, проживали в студенческих общежитиях — 178 чел., 596 человек из неполных семьях, 323 — из многодетных, 504 — из малообеспеченных, 166 — из неблагополучных семей, замужних и женатых — 54 чел., имеющих малолетних детей — 56 человек, матерей-одиночек — 14 человек; детей — сирот и относятся к лицам, оставшимся без попечения родителей — 100 чел., инвалидов — 16 чел. На 20 мая 2013 года на учете в ПДН ОМВД г.Кузнецка и Кузнецкого района состояли 20 человека, на внутриколледжном — 45, в группе социального риска — 10 обучающихся.

Учитывая сложность контингента, большое внимание уделяется сохранению социально-психологического здоровья обучающихся. Своевременную квалифицированную помощь обучающимся и семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, оказывает педагог-психолог, консультации и занятия с которым направлены на формирование положительной «Я — концепции», развитие волевых черт характера, умения сказать «нет», самопознание, самоопределение и самореализацию несовершеннолетних. Организована работа клуба «Познай себя», на занятиях которого широко применяются такие методы лечебной педагогики как арттерапия, имаготерапия, изотерапия.

Для того, чтобы здоровый образ жизни стал для обучающихся потребностью, а не временной формой поведения, принятой на время учебы в колледже, внешней демонстрацией подчинения его требованиям без внутреннего его принятия, необходимо сформировать у них новую, здоровую систему ценностей.

Для этого были разработаны программы «На пути к профессии», «Путь к успеху», цикл семинаров — практикумов для классных руководителей и мастеров производственного обучения, тематика родительских собраний, направленные на осуществление комплексного подхода к воспитательной работе, создана единая социально-педагогическая служба колледжа, в состав которой вошли 2 педагога-организатора, 3 социальных педагога, в том числе социальный педагог по работе с детьми-сиротами, юрист, руководитель службы содействия трудоустройству выпускников, классные руководители, мастера производственного обучения, комендант студенческого общежития. Руководит службой заместитель директора по воспитательной работе.

Понимая, что важнейшим аспектом проведения эффективной работы является координация действий всех ее участников, специалисты службы работают в тесном взаимодействии со всеми звеньями системы профилактики города: ОМВД, ПДН, КДН и ЗП, отделом социальной защиты, отделом по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, духовенством, прокуратурой, учреждениями здравоохранения, Центром занятости молодежи, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры.

Разработаны планы совместной работы колледжа с подразделением по делам несовершеннолетних, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав города Кузнецка и Кузнецкого района, заключены договора о взаимодействии с городскими библиотеками, музыкальным колледжем, спортивными школами, спортивно-оздоровительным комплексом «Рубин», Центром защиты детства, центром «АнтиСПИД».

Чтобы обеспечить сознательное принятие обучающимися принципов здорового образа жизни, необходимо своевременно обеспечить их качественной информацией, позволяющей сделать выбор и принять ответственность за собственное решение. Эта работа проводится при активном участии медицинских работников, священнослужителей, работников библиотек, наркоконтроля, полиции.

Особое внимание уделяется первокурсникам. С целью сокращения периода адаптации в сентябре традиционно проходит декада первокурсника, включающая групповые тренинги на сплочение групп, Дни рождения групп, игру на местности «Путь доверия», которая позволяет наблюдать за поведением обучающихся нового набора в неформальной обстановке, тестирование, анкетирование на выявление отношения обучающихся к своему здоровью, проводятся рейды по месту жительства обучающихся первых курсов.

Информационная, просветительская, воспитательная работа осуществляется в комплексе с профилактической при активном участии классных руководителей, мастеров производственного обучения, педагогов дополнительного образования, родителей, ДНД из числа преподавателей и обучающихся колледжа, ОМОД, волонтеров, которые проводят социологические опросы, акции, участвуют в подготовке и проведении массовых мероприятий.

Для воспитания культуры здоровья используются следующие формы работы: классные часы на темы: «Умей сказать нет», «Сделай свой выбор», «Наше здоровье — в наших руках», «Цена человеческой жизни», «Береги здоровье смолоду», «Скажи мне, кто твой друг», конкурс газет «Отдай спорту время — получи здоровье», круглые столы, дискуссии «Правда и мифы о наркотиках», акции «Красная ленточка», «Письмо неравнодушному человеку», «Подари себе праздник или Счастливого Нового года!», видеолектории, брейн-ринги, конкурсы электронных презентаций, экскурсии в православные храмы, мечеть, следственный изолятор, встречи с представителями различных религиозных конфессий, психологические тренинги, направленные на формирование умения противостоять негативному влиянию окружающих. Пропаганде здорового образа жизни посвящается ежегодный фестиваль агитбригад «Радуга жизни». Агитбригада колледжа неоднократно становилась победителем и призером городского конкурса творческих работ детей и молодежи «Будем жить!».

Тема пропаганды здорового образа жизни прослеживается в научно-исследовательских работах обучающихся — победителей и призеров областной научно-практической конференции «Ступени в будущее» в секции «Здоровый образ жизни».

Одним из эффективных элементов воспитательной работы по формированию здорового образа жизни является общение в интерактивных группах. Такое общение в большей степени включает коммуникацию равных, а не общение между молодежью и инструктором. Учитывая это, педагогом-психологом колледжа разработана и успешно внедряется программа «Сделай свой выбор», основными формами реализации которой являются ролевые игры, мозговой штурм, тренинги, групповые дискуссии.

Большое внимание уделяется сохранению и укреплению физического здоровья обучающихся. Колледж обладает необходимой материальной базой и высококвалифицированными педагогическими кадрами. В распоряжении обучающихся 5 спортивных залов, тренажерный зал, 2 лицензированных медпункта, 3 спортивных площадки, работают 15 спортивных секций: лыж, волейбола, баскетбола, плавания, легкой атлетики, аэробики, спортивной гимнастики, настольного тенниса, шахмат, атлетической гимнастики, полиатлона. Для обучающихся с ослабленным здоровьем организована работа групп здоровья.

Команда колледжа является многократным победителем городских соревнований по различным видам спорта, легкоатлетических эстафет на призы Губернатора Пензенской области, городской и областной спартакиады допризывной молодежи, пятикратным победителем областной спартакиады среди обучающихся учреждений среднего профессионального образования, областного смотра физической подготовленности учащейся молодежи и с 2009 года представляет Пензенскую область на Всероссийском смотре в Анапе.

Положительный пример обучающимся показывают преподаватели и сотрудники колледжа — четырехкратные победители областной спартакиады по программе «Здоровье» среди сотрудников учреждений начального и среднего профессионального образования.

Самым серьезным и проблемным направлением в воспитательной работе колледжа была и остается профилактика аддиктивного поведения.

Отработан алгоритм работы с обучающимися, склонными к зависимостям:

1.      Первичная диагностика обучающихся нового набора;

2.      Формирование и исследование банка данных обучающихся, склонных к зависимостям;

3.      Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в колледже;

4.      Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям;

5.      Разработка схем организации контактов с обучающимися, их родителями или законными представителями;

6.      Консультирование;

7.      Разработка и реализация программ профилактической работы;

8.      Диагностика результатов работы.

Предметом особого внимания в колледже является организация разумной занятости обучающихся во внеурочное время. В колледже работают клубы «Познай себя», «Зажигай!», «Хозяюшка», «Леди», вокальная студия «Поющие сердца», кружки хореографии и декоративно-прикладного творчества, вязания, театр моды «Креатив», педагогический отряд «Надежда», военно-патриотический клуб «Снайпер». Ведется мониторинг занятости обучающихся.

Рис. 1. Количество обучающихся, занятых в кружках и секциях (по направлениям)

Организована служба трудоустройства выпускников, основным назначением которой является помощь в поиске работы, профессиональной адаптации и профессиональном становлении молодого специалиста.

По результатам проводимой работы вносятся изменения в программы, корректируется банк данных обучающихся группы риска, в том числе, склонных к зависимостям, меняются и совершенствуются формы воспитательной работы.

Здоровье молодого поколения — это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства, достойная старость каждого из нас. Обеспечить будущее специалисту, в том числе за счет ценностного отношения к здоровью и овладения им основами здорового образа жизни применительно к требованиям профессиональной деятельности — одна из важнейших задач колледжа.

Литература:

1.                  Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения учебное пособие для вузов. — М.:ТЦ Сфера, при участии «Юрант-М», 2001.

2.                  Козлова Н. В., Тимонина Т. А., Картавых Н. Е. Роль педагогической диагностики в формировании компетентности здоровьесбережения обучающихся в профессиональном образовании: методическое пособие. — Пенза, 2009.

3.                  Кулинич Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8–11 классы. — М.: ВАКО, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, воспитательная работа, областная спартакиада, обучающийся, активное участие, дополнительное образование, Кузнецкий район, особое внимание, Пензенская область, профессиональное образование.

Похожие статьи

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство...

игра, ребенок, реализация проекта, детский сад, здоровый образ жизни, дворовый, дворовая игра, дошкольное образование, игровое взаимодействие, мое детство. Мир фитнеса — мир здоровья (из опыта работы). детский фитнес, здоровый образ жизни...

Активная спортивная деятельность как платформа для...

Активный образ жизни — залог здоровья и жизненного успеха.

Победители проводимых соревнований и спартакиад получают призы, которые

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни.

Особенности физкультурно-оздоровительной работы через...

Особенности физкультурно-оздоровительной работы через занятия зимними видами спорта в условиях детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования).

Особое внимание уделяю воспитанникам, имеющим слабую физическую подготовленность, которым...

Физическое воспитание в учреждениях дополнительного...

Министерству образования и науки Российской Федерации определены полномочия в области развития массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни подрастающего поколения.

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания...

Таким образом, важно уделять большое внимание патриотическому воспитанию, особенно в системе образования [2]. Патриотическое воспитание – это

Особое внимание необходимо уделить организации массовой работы в патриотическом воспитании учащихся.

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере...)

III, воспитательная работа, активное участие, трудовое воспитание, физическое воспитание, здоровый образ жизни, Кадет, кадет класса, интеллектуальное развитие, физическая культура.

Система работы образовательного учреждения по...

В школе уделяется большое внимание формированию у учащихся здорового образа жизни.

Работа МО классных руководителей дает хорошую возможность для повышения уровня профессионального мастерства педагогов.

Условия формирования здорового образа жизни школьников...

Профессиональная деятельность педагога имеет особое влияние на его психическое

здоровый образ жизни, образовательный процесс, педагогический процесс, студент

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье...

Похожие статьи

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство...

игра, ребенок, реализация проекта, детский сад, здоровый образ жизни, дворовый, дворовая игра, дошкольное образование, игровое взаимодействие, мое детство. Мир фитнеса — мир здоровья (из опыта работы). детский фитнес, здоровый образ жизни...

Активная спортивная деятельность как платформа для...

Активный образ жизни — залог здоровья и жизненного успеха.

Победители проводимых соревнований и спартакиад получают призы, которые

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни.

Особенности физкультурно-оздоровительной работы через...

Особенности физкультурно-оздоровительной работы через занятия зимними видами спорта в условиях детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования).

Особое внимание уделяю воспитанникам, имеющим слабую физическую подготовленность, которым...

Физическое воспитание в учреждениях дополнительного...

Министерству образования и науки Российской Федерации определены полномочия в области развития массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни подрастающего поколения.

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания...

Таким образом, важно уделять большое внимание патриотическому воспитанию, особенно в системе образования [2]. Патриотическое воспитание – это

Особое внимание необходимо уделить организации массовой работы в патриотическом воспитании учащихся.

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере...)

III, воспитательная работа, активное участие, трудовое воспитание, физическое воспитание, здоровый образ жизни, Кадет, кадет класса, интеллектуальное развитие, физическая культура.

Система работы образовательного учреждения по...

В школе уделяется большое внимание формированию у учащихся здорового образа жизни.

Работа МО классных руководителей дает хорошую возможность для повышения уровня профессионального мастерства педагогов.

Условия формирования здорового образа жизни школьников...

Профессиональная деятельность педагога имеет особое влияние на его психическое

здоровый образ жизни, образовательный процесс, педагогический процесс, студент

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье...