Важным положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который был разработан Министерством образования и науки РФ, утвержден (17 октября2013 г., № 1155) и вступил в силу с января 2014 г. является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». [1].
Основополагающим положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка». Целевые ориентиры не обязательны, но возможны и желательны для достижения интеллектуальном и личностном развитии дошкольника. Достижения в общении дошкольника с природой сформулированы в Стандарте следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Именно под эти формулировки нами рассматривается система экологического воспитания в современном детском саду.
Несомненно, целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мировоззрением, новой экологической культурой.
Поэтому одна из задач, которая стоит перед коллективом нашей дошкольной образовательной организации (ДОО) — формирование экологической культуры ребенка-дошкольника. Мы понимаем, что только экологически грамотное и сознательное население, занимающее активную природосберегающую позицию, в состоянии сохранить природу. Условия реализации задачи, которую мы определяем, как одну из важнейших в своей работе, является создание естественной для ребенка среды жизнедеятельности, знакомство с социальной и природной сферой микрорайона, города, экологией малой родины. Эколого-краеведческая деятельность способствует контактам ребенка с окружающим миром, дает ему убедительные, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины. Но система работы, нацеленная на успех, не может быть основана лишь на теоретическом просвещении ребенка в области основ экологии. Детей необходимо вовлечь в посильную практическую деятельность. Где основополагающим фактором будет являться высокий познавательный интерес и активность и взрослых, и детей. Такая деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями детей, активным восприятием всего того, что делает и говорит взрослый, педагог, родитель. Организация и проведение экологических природоохранных акций в ДОО в полной мере помогают нам в этом. Основной целью данной технологии является формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, окружающей природе, ее объектам на основе нравственного содержания.
В переводе на русский язык слово «акция» означает действие. Организуя и проводя акцию, мы определяем ее содержание, которое зависит от места расположения нашего детского сада, приоритета его деятельности, наличия ресурсов и многого другого. При этом обязательно соблюдаем правила при организации и проведении акции природоохранной тематики (Таб.1).
Таблица 1
Правила проведения экологической природоохранной акции
Правила проведения акции |
Осмысленность: до начала природоохранной акции все ее участники должны понимать, что именно и зачем они это делают. Особенно важно донести это до дошкольников. |
Согласованность: природоохранная акция, проводимая на законных основаниях, должна быть публичной, всегда проходить при поддержке населения. |
|
Отсутствие духа соревнования: участники природоохранной акции всегда должны быть настроены на результат совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге. |
|
Безопасность: проведение мероприятий в рамках акции должно быть безопасно для всех участников акции. Особенно для детей. |
|
Разумность: изготовленные продукты должны быть использованы для оформления, для проведения тематических игр, бесед, экскурсий, занятий и др. |
|
Системность: подобные природоохранные акции должны проводиться регулярно. Традиции. |
|
Гласность: природоохранная акция должна найти отклик, т. к. в первую очередь самым маленьким ее участникам — дошкольникам важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими. |
В акции важна мотивация. Однозначно, игровая мотивация не может служить основанием для проведения акции, основой должно быть только осознанное отношение к делу и действию. Учитываем обязательное условие — планирование действий вместе с детьми, педагогами-специалистами детского сада и, по возможности, родителями. Как показывает опыт, плодотворно привлекать к активным действиям на разных этапах учеников и их родителей из школы, которая находится по соседству с детским садом, а если удастся, то и детей младших групп своей дошкольной образовательной организации. Тематика экологических природоохранных акций разнообразна — это «Птицеград» (охрана птиц и забота о них), «Чистый пруд» (очищение берега пруда от мусора), «Пластик и не только» (сбор пластиковых крышек, бутылок, контейнеров), «Батарея батареек» (организация сбора отработанных батареек, изготовление временного контейнера для них, отправка в пункт приема для дальнейшей утилизации), «Букет цветов увядший цвет» (агитация за любование цветами на клумбе, в лесу, на поляне), «Елочка-красавица всем нам очень нравится» (агитация охраны хвойных деревьев) и многие другие.
Завершением акции всегда становится презентация, в подготовке и осуществлении которой самое непосредственное участие принимают наши воспитанники. Такие формы презентации, как выпуск «экстренного номера» настенной газеты, фоторепортаж, рисунки, плакаты, коллажи, альбомы-самоделки с текстами и иллюстрациями выполненными детьми, интересны и всегда отмечены в нашем микрорайоне. Презентация проводится всегда в общественных местах.
Ожидаемые конечные результаты проведенных акций всегда сводятся к повышению уровня экологических знаний у воспитанников, совершенствованию уровня профессионального мастерства педагогов по проведению природоохранных акций в дошкольной образовательной организации, организация продуктивного взаимодействия педагогического коллектива с родителями, социумом, как необходимого условия повышения эффективности процесса воспитания и всестороннего развития подрастающего поколения.
В одной из проведенных нами акций — «Берегите елочку!» приняла 71 семья. В ходе акции участниками были изготовлены елочки. Проявить творчество и индивидуальность было приятно и детям, и взрослым. Проявленная родителями активность, креативный подход к выполнению искусственных елочек восхищает и радует. Какие материалы только не были использованы — это цветная пряжа и мишура, ватные диски и бусины, пайетки и газеты, пластиковые бутылки и проволока, потолочная плитка и карандаши, бумажные и пластиковые коробки, кружева и синтепон, шелк и стеклярус, конфеты, шоколадки и даже бутылка шампанского! В хороводе лесных красавиц расположились и дружные снеговики. Они, как стражи порядка в созданном совместными усилиями новогоднем лесу. Почетное место здесь уже в этом году занимают поросята, игрушки-поделки — «конкурсанты новогоднего сувенира».
В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Они проявляют доброту и чуткость, проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Проведенное среди родителей старших групп анкетирование о значимости экологической работы для воспитания нравственности ребенка и взрослого человека, позволяет сделать вывод, что проблема экологии не оставляет равнодушных, волнуя и тревожа многих их нас. Только совместными усилиями взрослых с привлечением детей можно пытаться влиять на ситуацию. И в процессе систематически проводимых природоохранных акций мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
Если мы, люди, станем мудрее в отношении собственной среды, и сумеем, наконец, окончательно абстрагироваться от потерявшей, для многих областей, актуальность модели «мое дело — сторона» и ни шагу в сторону — то и на Марсе что-нибудь таки зацветет. Досрочно.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Приказ МинОбрНауки от 17.10.2013 № 155 / Дошкольное образование сборник нормативных документов. — М: изд. «Национальное образование», 2015.