Формирование понятия экологической безопасности в процессе отдыха детей в летних оздоровительных лагерях Омской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 25.06.2019

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Шамрай, Д. А. Формирование понятия экологической безопасности в процессе отдыха детей в летних оздоровительных лагерях Омской области / Д. А. Шамрай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61121/ (дата обращения: 17.12.2024).



Экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности Российской Федерации, тесно связанной с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видами безопасности страны. Особенно важным для национальной безопасности Российской Федерации в сложившихся условиях является экологическое воспитание детей и населения [1].

Чтобы минимизировать неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, не делать экологических ошибок и не создавать опасных для здоровья и жизни ситуаций, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления [2].

Для реализации новых идей и технологий в сфере экологической безопасности и экологии в будущем, необходимо воспитание нового экологически грамотного поколения.

Актуальность заключается в недостаточной изученности проблемы формирования понятий экологической безопасности в процессе отдыха детей в летних оздоровительных лагерях.

Цель — сформировать понятия экологической безопасности на основе исследовательской работы детей во время отдыха в летнем оздоровительном лагере «Березка».

Задачи:

1.Изучить специфику работы и условия деятельности летних лагерей дополнительного экологического образования Омской области с точки зрения экологической безопасности.

2.Разработать авторскую программу для формирования понятий экологической безопасности при воспитании школьников в системе дополнительного экологического образования в детских летних лагерях Омской области.

3.Дать рекомендации по формированию экологической безопасности при организации дополнительного экологического образования школьников в летних лагерях Омской области.

Объектом исследования является Государственное предприятие Омской области «Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) «Берёзка» находится в березово-сосновом лесу недалеко от пос. Ключи.

К методам, использованным при проведении исследовании в ДОЛ «Берёзка» относятся:

– анализ территории и условий функционирования учреждения;

– эмпирический метод, включающий проведение практических работ, анализ и обобщение полученных данных;

– биоиндикация.

Для достижения цели исследования была разработана авторская программа «Формирование понятий экологической безопасности при организации воспитания школьников в системе дополнительного экологического образования в детских летних лагерях Омской области».

В рамках данной программы были разработаны и апробированы несколько работ по основным разделам экологической безопасности.

При формировании понятия «Качество атмосферного воздуха» детям был преподнесён лекционный материал, а затем дети применили полученные знания на практических занятиях.

  1. Изучение запыленности территории лагеря.

Для оценки степени запылённости территории детского оздоровительного лагеря «Березка» (далее ДОЛ «Березка»), по осевшей пыли на листьях деревьев, была использована таблица 1.

Таблица 1

Оценка степени запыленности по пятибалльной шкале

Степень запылённости

Внешнее проявление запылённости при наблюдении прозрачной липкой ленты

Балл

Очень высокая

Очень большое количество пылевых скоплений, делающих ленту непрозрачной

5

Высокая

Большое количество пылевых скоплений на липком слое, ухудшающее прозрачность ленты

4

Средняя

Хорошо заметные скопления пылевых частиц, различимые даже при беглом взгляде, но не ухудшающие прозрачность ленты

3

Малая

Заметное наличие пылевых частиц

2

Незначительная

Едва заметное наличие пылевых частиц на прозрачной ленте

1

  1. Определение чистоты воздуха по степени покрытия деревьев лишайниками.

Степень покрытия деревьев лишайниками была определена по формуле, а определения чистоты воздуха происходило по таблице 2.

Таблица 2

Степень покрытия,%

Чистота воздуха

Очень низкая

Менее 5

Очень загрязнённый

Низкая

5–20

Загрязнённый

Средняя

20–40

Средне загрязнённый

Высокая

40–60

Слабо загрязнённый

Очень высокая

60–100

Чистый

Для формирования у детей понятия «Качество природных вод», им были даны теоретические знания. Затем были проведены экскурсия на близлежащий водный объект и 2 практических занятия.

  1. Оценка экологического состояния водоема методами биоиндикации.
  2. Органолептические показатели воды.

Для охраны здоровья детей даны рекомендации во время проведения экскурсий.

Для формирования понятия «Отходы потребления» с детьми была изучена теоретическая часть, а на основании её проделана практическая работа «Обращение с отходами потребления» в ходе которой дети подложили рекомендации по обращению с отходами потребления ДОЛ «Берёзка».

Для определения результата усвояемости материала по формированию понятия экологическая безопасность. В первый день был проведён входной контроль. А итоговый контроль проходит в форме презентации проекта о степени экологической безопасности территории лагеря «Берёзка».

Выводы:

  1. Детский оздоровительный лагерь «Берёзка» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации является экологически безопасным.
  2. Разработанная программа способствует формированию понятий экологической безопасности у детей в летних оздоровительных лагерях Омской области путем проведения исследовательской работы.

Практические рекомендации.

  1. Использовать программу «Формирование понятий экологической безопасности при организации воспитания школьников в системе дополнительного экологического образования в детских оздоровительных лагерях Омской области» для реализации экологического воспитания.
  2. При разработке программ экологического воспитания в процессе отдыха детей в летних оздоровительных лагерях Омской области необходимо учитывать местные природные условия.

Литература:

  1. Лагунова А. И. Экологическая безопасность регионов России. В 2-х частях. Ч.2. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 231с.
  2. https://infourok.ru/statya-formirovanie-ekologicheskoy-kulturi-1276237.html
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, Омская область, дополнительное экологическое образование, детский оздоровительный лагерь, лагерь, Российская Федерация, Формирование, чистота воздуха, авторская программа, национальная безопасность.


Похожие статьи

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Похожие статьи

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Задать вопрос