Статья раскрывает необходимость повышения качества выполнения мероприятий автотехнического обеспечения марша, совершенствования системы работы начальника автомобильной службы, обеспечения высокой скорости выполнения работ по восстановлению неисправной автомобильной техники в ходе совершения марша техническим замыканием колонны.
Ключевые слова: автотехническое обеспечение, автомобильная служба, марш, техническое замыкание.
Одним из основных направлений обеспечения военной безопасности Российской Федерации является поддержание высокой боевой готовности и боеспособности Вооружённых сил.
Высокая боевая готовность войск зависит от многих факторов, одним из которых является своевременное и полное тыловое обеспечение. Успех боя и операции определяется качеством всестороннего обеспечения войск, которое включает такие виды обеспечения, как боевое, морально-психологическое, техническое и тыловое.
Техническое обеспечение в боевой и повседневной деятельности войск — это комплекс мероприятий, включающий [3]:
обеспечение войск вооружением и военной техникой, ракетами, боеприпасами и военно-техническим имуществом, их эксплуатацию (использование (боевое применение), техническое обслуживание, транспортирование и хранение);
восстановление (техническую разведку, эвакуацию, ремонт, возвращение в строй) повреждённых (неисправных) вооружения и военной техники;
техническую и специальную подготовку личного состава в ходе подготовки к выполнению поставленных задач.
Видами технического обеспечения в части (соединении) являются: ракетно-техническое обеспечение, артиллерийско-техническое обеспечение, танкотехническое обеспечение, автотехническое обеспечение, инженерно-техническое обеспечение, техническое обеспечение радиационной, химической и биологической защиты, техническое обеспечение связи и автоматизированных систем управления, техническое обеспечение по службам тыла, метрологическое обеспечение.
Подготовка автомобильной техники к совершению марша
Автотехническое обеспечение (АТО) — комплекс мероприятий, включающий обеспечение соединения (воинской части) автомобильной техникой и автомобильным имуществом, их эксплуатацию и восстановление, а также техническую и специальную подготовку личного состава. Кроме того, осуществляются мероприятия по всестороннему обеспечению сил и средств автотехнического обеспечения, и организуется управление автотехническим обеспечением [1].
Основным органом управления автотехническим обеспечением соединения (части) является автомобильная служба во главе с начальником автомобильной службы соединения (части).
Основным организатором и непосредственным руководителем автотехнического обеспечения является начальник автомобильной службы соединения (части). Он несёт полную ответственность за выполнение задач по автотехническому обеспечению, непосредственно организует и осуществляет автотехническое обеспечение на основе решения и указаний заместителя командира соединения (части) по вооружению и старших начальников по службе.
Начальник автомобильной службы соединения (части) обязан [1]:
в совершенстве знать автомобильную технику, правила её эксплуатации, восстановления, порядок и правила обеспечения автомобильным имуществом;
организовывать учёт наличия и состояния автомобильной техники, автомобильного имущества;
принимать меры к своевременному укомплектованию частей (подразделений) автомобильной техникой, организовывать её получение, доставку и ввод в эксплуатацию (строй);
организовывать обеспечение автомобильным имуществом;
руководить работами по подготовке автомобильной техники к использованию (боевому применению), контролю технического состояния;
контролировать соответствие техническим требованиям горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов и правильность их применения, а также своевременность освежения (замены) горючего в баках автомобильной техники и дополнительных ёмкостях;
постоянно знать тактическую, техническую (автотехническую) обстановку в объёме, необходимом для выполнения своих служебных обязанностей;
быть готовым доложить заместителю командира соединения (части) по вооружению (представить в штаб) соединения (части) и старшему начальнику по службе данные об укомплектованности частей (подразделений) автомобильной техникой и её состоянии, обеспеченности автомобильным имуществом, об уровне технической и специальной подготовки личного состава соединения (части), о состоянии и возможностях подчинённых подразделений и склада автомобильного имущества;
принимать решение и представлять в установленные сроки заместителю командира по вооружению расчёты и предложения по автотехническому обеспечению при подготовке и в ходе боя (боевых действий);
участвовать в разработке распоряжений, планов и сводок (донесений) по техническому обеспечению;
руководить работами, по восстановлению вышедшей из строя автомобильной техники, передачей автомобильной техники, не охваченной ремонтом в соединении (части), силам и средствам старшего начальника;
руководить технической и специальной подготовкой личного состава соединения (части) по своей службе, лично проводить занятия по технической и специальной подготовке с офицерами соединения (части);
изучать причины выхода из строя автомобильной техники и принимать меры к их предупреждению;
проводить мероприятия по продлению ресурса автомобильной техники, вести рекламационную работу;
разрабатывать и контролировать меры безопасности при эксплуатации и восстановлении автомобильной техники;
участвовать в рационализаторской и изобретательской работе;
обобщать и внедрять передовой опыт организации и осуществления автотехнического обеспечения;
своевременно представлять сводки, донесения и отчёты по своей службе;
проверять не реже двух раз в год наличие и техническое состояние автомобильной техники и автомобильного имущества.
Контроль технического состояния техники перед совершением марша
Начальник автомобильной службы воинской части по своей специальности имеет право:
давать указания и рекомендации командирам подразделений по боевой подготовке личного состава и эксплуатации автомобильной техники и автомобильного имущества;
проводить внезапные проверки наличия и состояния автомобильной техники и автомобильного имущества в подразделениях и на складах воинской части;
прекращать эксплуатацию автомобильной техники и автомобильного имущества при обнаружении недостатков, которые могут привести к происшествиям или их выводу из строя, а также при невыполнении требований безопасности военной службы.
На автомобильную службу воинской части возлагаются:
организация технически правильной эксплуатации автомобильной техники и поддержание её в постоянной боевой готовности; организация технической разведки, эвакуации, своевременного, качественного ремонта и возвращения в строй автомобильной техники;
внедрение передовых методов ремонта, повышение эффективности работы ремонтных частей и подразделений;
своевременное обеспечение частей и подразделений автомобильной техникой и автомобильным имуществом по установленным нормам (штатам, табелям);
учёт и перераспределение автомобильной техники и автомобильного имущества;
руководство технической подготовкой водителей и других специалистов автомобильной службы и автомобильной подготовкой личного состава воинской части;
участие в разработке мероприятий по мобилизационной подготовке автомобильной службы и поддержание автотехнических подразделений в постоянной боевой готовности;
обобщение опыта работы автомобильной службы и разработка предложений по её совершенствованию;
контроль за эксплуатацией и ремонтом автомобильной техники, за выполнением требований приказов и директив Министра обороны, директив Генерального штаба Вооружённых Сил, инструкций и руководств по вопросам автомобильной службы, а также Наставления по АТО войск.
Автомобильная служба соединения (части) обычно размещается на командном пункте, который, как правило, включает: группу боевого управления, узел связи и группу обеспечения. В составе группы боевого управления развёртывается пункт управления материально-техническим (техническим) обеспечением, на котором, соответственно, размещаются рабочие места должностных лиц автомобильной службы.
В условиях современных высокоманёвренных боевых действий войск, особенно с применением противником средств массового поражения, маршевая подготовка войск имеет исключительно важное значение.
Марш — это организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район. Часть (подразделение) совершает марш на машинах с соблюдением установленного режима движения, а также мер боевого обеспечения. Основной целью марша является прибытие войск в назначенный район, своевременно и в полной боевой готовности [2].
Построение колонны перед выходом из парка
Успех марша зависит от хорошей организации всех видов его обеспечения, и главным образом автотехнического.
Автотехническое обеспечение марша включает подготовку водителей машин, личного состава ремонтных мастерских, автомобильной техники, ремонтных и эвакуационных средств, а также мероприятия, связанные с передачей излишествующего автомобильного имущества и повреждённых машин, которые не могут быть восстановлены мастерскими части (подразделения) до начала марша, доведением запасов автомобильного имущества до установленных норм, организацией технического замыкания колонн, эвакуацией, ремонтом машин на марше и приведением их в полную исправность по прибытии в назначенный район.
Автотехническое обеспечение марша осуществляется штатными и табельными средствами подразделений и частей, совершающих марш, и средствами, приданными старшим по службе начальником.
Техническое обслуживание машин в ходе марша осуществляется на привалах, в районах отдыха и по прибытии в район сосредоточения.
Обслуживание автомобильной техники на привалах ограничено по времени, поэтому на них проводится контрольный осмотр, дозаправка машин и работы в объёме ежедневного обслуживания. Неисправности, замеченные в пути и обнаруженные при осмотре, устраняются.
В ходе марша возможен значительный выход машин из строя как от эксплуатации, так и из-за боевых повреждений.
Опыт совершения маршей подразделениями и частями в послевоенный период показывает, что среднесуточный выход машин в ремонт от эксплуатации может составлять 3…4 %. При этом, как правило, все машины, вышедшие в ремонт от эксплуатации, восстанавливаются текущим ремонтом. До 1/3 из них для восстановления потребуются незначительные трудозатраты, примерно до 0,5 чел./час, и могут быть восстановлены техническим замыканием колонн подразделений в ходе марша и на привалах. Примерно 1/4...1/5 этих машин с трудозатратами по восстановлению до 0,5…1 чел./час может быть восстановлена техническим замыканием части в ходе марша и на привалах и такое же количество машин, но с продолжительностью ремонтных работ от 1 до 3 чел./час может быть восстановлено в районах дневного отдыха.
Таким образом, до 3/4 машин, вышедших в ремонт от эксплуатации, может быть восстановлена средствами подразделений и части в ходе марша, на привалах и в районе дневного отдыха. Остальную часть машин, а также машины, вышедшие в ремонт из-за боевых повреждений, требующие среднего и капитального ремонта, буксировать до места назначения нецелесообразно, так как в этом случае техническое замыкание не сможет оказать действенной помощи неисправным машинам, требующим устранения незначительных дефектов, что отрицательно скажется на скорости движения колонны в целом.
Для восстановления неисправных и повреждённых машин в ходе марша используются запасные части и материалы из индивидуальных комплектов, имеющихся на каждой машине, и запасов, содержащихся в техническом замыкании.
Техническая разведка относительно автомобильной техники заключается в добывании, сборе, анализе, обобщении и передаче информации, необходимой для организации и осуществления автотехнического обеспечения соединения (части). Она проводится в целях своевременного выявления вышедших из строя машин, определения их технического состояния, объёма эвакуационных и ремонтных работ, состояния экипажей (расчётов), водителей (механиков-водителей); изучения районов размещения (развёртывания) сил и средств автотехнического обеспечения, маршрутов их передвижения (манёвра), путей эвакуации, мест передачи вышедших из строя машин; оценки состояния и возможностей использования местной промышленной базы, трофейной техники и имущества.
Выполнение работ по замене пробитого колеса
Организация технической разведки включает:
определение потребности в технической разведке;
определение возможностей соединения (части) по ведению технической разведки, мест размещения, способов и порядка перемещения сил и средств технической разведки;
определение и постановку задач, планирование технической разведки;
организацию взаимодействия.
Техническая разведка ведётся пунктами технического наблюдения, группами технической разведки, ремонтно-эвакуационными (ремонтными, эвакуационными) группами, эвакуационными командами и замыканиями колонн.
Для ведения технической разведки выделяются, как правило, бронированные высокопроходимые средства подвижности со средствами связи, а при необходимости — вертолёты.
В ходе марша начальник автомобильной службы должен контролировать выполнение мероприятий автотехнического обеспечения марша, быть постоянно осведомлённым о сложившейся обстановке по службе, быстро реагировать на её изменения, своевременно принимать решения и доводить их до исполнителей.
Кроме того, в ходе марша начальник автомобильной службы должен быть готовым в любое время доложить обстановку по службе и своевременно представлять донесения.
Восстановление машин в ходе марша осуществляется: на маршрутах движения — силами и средствами замыканий колонн соединения, частей и подразделения; в районах отдыха и наибольшего выхода техники из стоя — основной частью ремонтной роты АТ (автомобильного ремонтного взвода).
Техническая разведка на марше ведётся силами и средствами замыканий колонн, и группами технической разведки. При необходимости используются вертолёты.
Для ведения технической разведки в соединении (части) на каждом отдельном (изолированном) направлении действий частей (подразделений) могут создаваться группы технической разведки (ГТР), а также батальонные и ротные пункты технического наблюдения (ПТН). В условиях ограниченной видимости из состава ГТР и ПТН выделяются специальные посты для наблюдения за вооружением и техникой на трудно просматриваемых участках и направлениях. Органы технической разведки обеспечиваются высокопроходимыми машинами с радиостанциями для связи в сети технического обеспечения и оснащаются приборами ночного видения. При необходимости в интересах технической разведки предусматривается использование вертолётов.
Основными задачами ПТН относительно автомобильной техники являются [1]:
наблюдение за машинами в ходе боя;
поиск и нанесение на карту мест нахождения вышедших из строя машин;
определение степени заражённости местности и вышедших из строя машин;
выяснение состояния водителей (механиков-водителей);
определение причин и характера повреждений (неисправностей) машин, объёма эвакуационных и ремонтных работ, необходимых сил и средств для их проведения;
поиск укрытий для размещения вышедших из строя машин и удобных мест для развёртывания (размещения) ремонтно-восстановительных (ремонтных) органов;
поиск удобных путей для подхода эвакуационных и ремонтных органов к вышедшим из строя машинам;
своевременное доведение добытой информации до старшего начальника.
Группы технической разведки создаются по распоряжению заместителя командира соединения (части) по вооружению. Они выполняют задачи, аналогичные задачам ПТН, и дополнительно [1]:
поиск и уточнение районов (мест) сосредоточения наибольшего количества вышедших из строя машин и определение их принадлежности;
уточнение путей эвакуации машин, районов (мест) размещения (развёртывания) и путей перемещения ремонтных и эвакуационных подразделений;
ведение радиационной, химической, биологической и инженерной разведки на путях эвакуации, в местах (районах) размещения ремонтных и эвакуационных органов, а также на путях их перемещения;
определение состояния местной промышленной базы и возможности её использования для ремонта машин; определение местонахождения, состояния и возможности использования трофейной техники и имущества.
Колонна на марше
По всем перечисленным вопросам начальник ГTP обязан докладывать заместителю командира соединения (части) по вооружению, начальнику автомобильной службы и командиру ремонтно-восстановительного батальона соединения (ремонтного подразделения части).
При действиях соединения (части) в особых условиях особое внимание уделяется защите, охране и обороне подразделений автотехнического обеспечения в районах их размещения (развёртывания). При необходимости для обороны могут выделяться общевойсковые подразделения [4].
Связь технического обеспечения на марше осуществляется главным образом с помощью подвижных средств связи, а внутри ремонтных подразделений, кроме того, сигнальными средствами.
Радиосредства ремонтных подразделений и тылового пункта управления работают только на приём в готовности к работе на передачу с завязкой встречного боя.
При необходимости в отдельных случаях по решению командира полка может быть создана специальная сеть связи для управления органами технического обеспечения, для чего штаб выделяет необходимые силы и средства.
Указанный перечень мероприятий АТО марша обычно выполняется с задержками на время передачи информации от водителя (старшего машины) через командиров подразделений (начальников колонн), начальника автомобильной службы до командира части (заместителя командира по вооружению), что приводит к предпосылкам срыва выполнения боевой задачи, затягиванию сроков прибытия подразделений в назначенный район. Меры, принимаемые начальником автомобильной службы, направленные на устранение неисправностей, эвакуацию вооружения и военной техники с маршрутов движения в свою очередь также требуют затрат большого количества времени.
Анализ требований нормативно-правовых документов по организации и проведению АТО марша автомобильной колонны, комплекса мероприятий, проводимых автомобильной службой и её начальником позволяет сделать вывод о целесообразности систематизации решаемых задач. Систематизация задач в свою очередь наталкивает на мысль о разработке «мобильного рабочего места» начальника автомобильной службы (технического замыкания) в колонне и, кроме того, повышения качества применяемых средств обеспечения связи и управления силами и средствами автотехнического обеспечения.
Во всех руководящих документах, регламентирующих деятельность начальника автомобильной службы, сил и средств АТО включена ссылка на возможность использования вертолёта для обеспечения своевременности и повышения качества выполнения задач технической разведки, обеспечения деятельности ГТР и ПТН. Однако необходимо понимать, что наличие вертолётов в штате воинских частей и подразделений предусмотрено крайне редко и в связи с этим командиром воинской части применяться не может. С учётом этого обстоятельства можно предположить, что введение в штат вооружения и военной техники воинских частей (подразделений) беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) окажет неоценимую помощь в организации управления повседневной и боевой деятельности и, кроме того, позволит на высоком уровне организовать выполнение мероприятий АТО марша начальником автомобильной службы.
Беспилотный летательный аппарат класса «микро» — ZALA 421–21
Беспилотные летательные аппараты принято делить по таким взаимосвязанным параметрам, как масса, время, дальность и высота полёта. Выделяют следующие классы аппаратов:
«микро БПЛА» (мБПЛА) массой до 10 килограммов, временем полёта около 1 часа и высотой до 1 километра,
«мини БПЛА» — массой до 50 килограммов, временем полёта несколько часов и высотой до 3…5 километров,
средние БПЛА («миди БПЛА») — до 1000 килограммов, временем 10…12 часов и высотой до 9…10 километров,
тяжёлые БПЛА — с высотой полёта до 20 километров и временем полёта 24 часа и более.
Для обеспечения выполнения задач проведения мероприятий технической разведки достаточно иметь БПЛА класса «микро», а обеспечение задач оказания технической помощи, доставки запасных частей, инструмента и приспособлений (ЗИП), горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (ГСМ) уже необходим БПЛА класса хотя бы «мини». Причём необходимо учитывать, что взлёт и посадка должны осуществляться в автоматическом режиме вертолётным способом из кузова-контейнера.
Беспилотный летательный аппарат класса «микро» — Supercam X6M2
В качестве возможных вариантов рассматриваются БПЛА компаний «Беспилотные системы» и «ZALA AERO».
С целью устранения предпосылок к срыву выполнения боевых задач, выполняемых подразделениями, совершающими марш, предполагается разработка специализированного кузова-контейнера, представляющего собой «мобильное рабочее место» начальника автомобильной службы (технического замыкания) размещённого на шасси автомобилей типа КамАЗ или Урал.
Реклама мобильной станции управления БПЛА производства группы компаний ZALA AERO
Специализированный кузов-контейнер предположительно должен включать (рисунок 1):
рабочее место начальника автомобильной службы (технического замыкания);
рабочее место оператора БПЛА;
средства связи (радиостанция);
зона размещения группового комплекта ЗИП;
зона размещения БПЛА.
Предполагаемый общий вид кузова-контейнера представлен на рисунке 2.
Организация совместной работы начальника автомобильной службы (технического замыкания) и оператора БПЛА по управлению колонной на марше и в местах временного расположения воинских частей (подразделений) должна включать выполнение определённого перечня задач (мероприятий):
1) Организация технической разведки.
2) Определение и контроль тактической, технической (автотехнической) обстановки марша.
3) Контроль технического состояния машин на марше и процесса восстановления неисправных и повреждённых машин в ходе марша.
Рис. 1. Мобильное рабочее место начальника автомобильной службы с местами хранения БПЛА и группового ЗИП (проект кузова-контейнера): 1 — входная дверь; 2 — медицинская аптечка; 3 — огнетушитель; 4 — отопитель; 5 — сейф; 6 — письменный стол; 7 — ПЭВМ (рабочее место начальника автомобильной службы); 8 — стол; 9 — стул; 10 — угловой шкаф; 11 — ПЭВМ (рабочее место оператора БПЛА); 12 — откидное окно; 13 — оконный кондиционер; 14 –???; 15 — места установки ящиков ЗИП; 16 — БПЛА малого типа (разведчик); 17 — БПЛА среднего типа (грузовой); 18 — съёмный навес
4) Своевременное выявление вышедших из строя машин, определения их технического состояния, объёма эвакуационных и ремонтных работ, состояния экипажей (расчётов), водителей (механиков-водителей).
5) Доставка необходимых для восстановления машин запасных частей и материалов из индивидуальных комплектов.
6) Руководство работами, по восстановлению вышедшей из строя автомобильной техники колонны (подразделений на марше).
7) Изучение районов размещения (развёртывания) сил и средств АТО, маршрутов их передвижения (манёвра), путей эвакуации.
8) Поиск укрытий для размещения вышедших из строя машин и удобных мест для развёртывания (размещения) ремонтно-восстановительных (ремонтных) органов.
Рис. 2. Предполагаемый общий вид кузова-контейнера «Мобильное рабочее место начальника автомобильной службы»: I — рабочий (жилой) объём кузова-контейнера; II — объём кузова-контейнера для хранения и взлёта / посадки БПЛА; III — объём кузова-контейнера для хранения ЗИП, ГСМ
9) Ведение радиационной, химической, биологической и инженерной разведки на путях эвакуации, в местах (районах) размещения ремонтных и эвакуационных органов, а также на путях их перемещения.
10) Своевременное доведение добытой информации до старшего начальника.
Литература:
1. Наставление по автотехническому обеспечению войск (соединение, воинская часть, подразделение), проект, — М.: МО РФ, 2013, http://reftop.ru/nastavlenie-po-avtotehnicheskomu-obespecheniyu-vojsk.html, (обращение от 16.06.2019 года).
2. Кривоусов П. Ф., Попов Ю. А., Божескул Ю. Д., Содержание работы начальника автомобильной службы части (подразделения) при планировании и организации автотехнического обеспечения марша, учебное пособие, — Омск: СибАДИ, 2010, http://www.compancommand.com/index/rabota_nachalnika_avtosluzhby/0–424, (обращение от 16.06.2019 года).
3. Шаранов А. В., Малий В. И., Никитин А. В., Автотехническое обеспечение частей и подразделений РВСН, учебное пособие, — Серпухов: ФВА РВСН, 2017.
4. Автотехническое обеспечение войск и воинские автомобильные перевозки. Часть 2. Воинские автомобильные перевозки [Текст]: учебник / Ю. В. Тимофеев [и др.]. — Рязань: РВВДКУ (ВИ), 2010, chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html, (обращение от 16.06.2019 года).