В данной статье рассматриваются причины аварийности и анализ зависимости технического состояния автотранспорта на количество ДТП. Предлагается мероприятие по повышению качества предрейсового осмотра. Подводиться итог по предложенному мероприятию.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, предрейсовый осмотр, водитель, транспортное средство, подвижной состав, техническая неисправность.
Автомобильный транспорт один из самых значимых видов транспорта во всем мире. Он является востребованным в каждой стране и конечно в России, так как является самостоятельным видом деятельности, так и связующим между другими видами транспорта. По статистике Росстата за 2020 год в процентном соотношении занимает первое место по грузообороту 67,9 % и пассажирообороту 61,6 % [1].
Помимо его важности и значимости для функционирования государственной экономики, так же играют роль негативные факторы, связанные с работой автомобильного транспорта. С развитием автопарка страны и улично-дорожной сетью особенно снизилась безопасность дорожного движения. Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий [2]. К негативным факторам работы автомобильного транспорта можно отнести следующее: смертность и ранение граждан в результате ДТП; материальный ущерб; загрязнение окружающей среды и т. д. Рассматриваемые негативные последствия связаны с разными причинами их возникновения, а именно: человеческий фактор и транспортные средства. Понятно, что от человеческого фактора больше всего происходит ДТП и иных побочных действий. Но стоит также обратить внимание на подвижной состав, а именно на его состояние.
Особое внимание стоит уделить автотранспортным предприятиям, которые осуществляют деятельность по перевозке грузов и пассажиров. Массовость работ и наличие крупного автотранспорта повышает ущерб от их деятельности. Очень часто владельцы предприятий не уделяют должного внимания за состоянием подвижного состава и готовы выпускать на линию с нарушениями и наличием технической неисправности. Связано это в первую очередь с материальным доходом, который они теряют при простое автотранспорта на ремонте и дороговизной запасных частей. Во-вторых сами сотрудники относятся халатно к своей работе связать это можно с недостаточным стимулом, недостаточным контролем и к ограниченным срокам ремонтных работ, что является последствием работы директора.
Вследствие неисправности транспортных средств возникает большое количество дорожно-транспортных происшествий, которые зачастую приписывают к человеческому фактору. Можно наблюдать статистику аварийности при эксплуатации ТС с техническими неисправностями за 2020 год с процентным сравнением с 2019годом приведенной в таблице 1 [3, стр.39 и 43].
Таблица 1
Аварийность за 2020 год при эксплуатации ТС с техническими неисправностями
Вид транспорта |
ДТП, кол-во |
± % |
Погибло, чел. |
± % |
Ранено, чел. |
± % |
Тяжесть последствий |
Грузовой |
76 |
+11,8 |
20 |
+81,8 |
99 |
+17,9 |
16,8 |
Автобусы |
489 |
-22,6 % |
52 |
-16,1 % |
856 |
-38,2 % |
9,8 |
По данным таблицы можно сделать вывод, что техническая неисправность транспортного средства также наносит высокий ущерб государству и даже снижение аварийности на автобусных перевозках нельзя рассматривать как реальное улучшение состояние, так как в 2020 году было распространение новой вирусной инфекции COVID-19. В связи с карантином, многие граждане перешли на дистанционную работу и учебу, в итоге многие маршруты были закрыты и уменьшено количество выпускаемого транспорта на линии.
В результате ДТП с участием неисправного транспортного средства, погибают и получают ранения граждане. Это можно рассматривать как экономический и социальный урон государству. Так же наноситься материальный ущерб — порча транспортной инфраструктуры, дорожного полотна, выводится из строя автотранспорт и т. д. Экологический ущерб можно рассматривать в виде загрязнения окружающей среды из-за выброса горюче-смазочных и технических жидкостей из автотранспорта, необходимости производства запасных частей для восстановления транспорта или полная замена подвижной единицы.
Сами владельцы автотранспортных средств несут огромный материальный ущерб, так как при ДТП очень много возникает статей расходов:
- Выбывание из строя трудовой единицы. При небольшом автопарке это будет особенно ощутимо, так как объемы выполняемых работ сократятся в разы.
- Выплаты по страховым расходам. Очень часто все расходы не вмещаются в страховую премию и требуют дополнительных расходов.
- Непредвиденные выплаты. За порчу или потерю груза в результате ДТП, хоть груз и может быть застрахован, но неустойку придется платить из личного кармана.
- Возможное лишение лицензии. Это больше относиться к автобусным перевозкам.
- Судебные разбирательства и иные штрафы. Данные расходы будут наложены на виновника совершения ДТП, а именно на организацию к которой относиться транспортное средство. В следствии совершенного ДТП предприятие ждет массовое количество проверок и соответственно будут выписаны штрафы за множество нарушений.
Очень часто причинами технической неисправности автотранспорт, является некачественный предрейсовый осмотри или его отсутствие. Например, сами водители спешат и выезжают без осмотра, отсутствие на рабочем месте механика по выпуску, неполный технический осмотр и т. д. Для повышения качества предрейсового осмотра предлагается внедрить видеоконтроль и сохранение записи о его прохождении. Где будет четко фиксироваться: все проделанные контроли по отношению к каждому транспортному средству и виден ответственный за прохождением предрейсового осмотра. Место проведения технического осмотра должно соответствовать всем нормам и правилам, и установка видеоконтроля никак не повлияет на ухудшение, с технической точки зрения, процесса проведения проверки.
Данное мероприятие поможет повысить качество предрейсового осмотра и выпуска на линию более подготовленного транспортного средства, путем возможного удаленного контроля со стороны руководителя. Наличие видеоотчета поможет избежать незаслуженного наказания каждого из участников, как механика по выпуску, так и самого водителя, путем изучения сохранившегося видеофайла с информацией даты и времени и полноты прохождения осмотра. Возможность наказания или увольнения лиц, отклонившихся от прохождения предрейсового осмотра, что поможет фильтровать недобросовестных сотрудников.
Литература:
- Федеральная служба государственной статистики// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport, свободный. — Загл. с экрана;
- Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О безопасности дорожного движения» (принят ГД ФС РФ от 15.11.1995);
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. — М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021.