Организация начальником территориального органа МВД России взаимодействия подразделения дознания с иными подразделениями при расследовании уголовных дел, а также при выявлении и раскрытии преступлений: постановка проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 20.06.2019

Статья просмотрена: 1085 раз

Библиографическое описание:

Хафизов, И. И. Организация начальником территориального органа МВД России взаимодействия подразделения дознания с иными подразделениями при расследовании уголовных дел, а также при выявлении и раскрытии преступлений: постановка проблемы / И. И. Хафизов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60906/ (дата обращения: 27.10.2024).



Своевременное реагирование на изменения, происходящие в оперативной обстановке и качественное выявление и расследование уголовных дел и раскрытие преступлений должно осуществляться посредством комплексного применения сил и средств всех правоохранительных органов. Начальники территориальных органов МВД России должны своевременно осуществлять организацию по правовому, техническому и методическому обеспечению, осуществлять материальное стимулирование сотрудников, задействованных в данной работе. Однако на сегодняшний день в территориальных органах МВД России выявление, расследование и раскрытие преступлений обеспечивается, как правило, силами небольшого числа сотрудников.

Еще тридцать лет назад руководство МВД РСФСР указывало, что несмотря на то, что выявление, расследование и раскрытие преступлений это основные задачи всех служб, в действительности же в их решении принимает участие только один из двенадцати сотрудников ОВД [1]. Данное положение по прошествии более двадцати лет практически не изменилось, все еще остается стереотипным реагирование начальников территориальных органов МВД России на подобные изменения, происходящие в оперативной обстановке. Все еще среди них бытует мнение, что задачи по выявлению, расследованию и раскрытию преступлений должны решаться лишь подразделениями уголовного розыска, что не соответствует действующему законодательству и не отвечает установлениям нормативно-правовых актов МВД России. Начальники ОВД относятся невнимательно к проблемам организации взаимодействия служб в расследовании и раскрытии преступлений, редко ставят эти вопросы на заседаниях коллегий и оперативных совещаниях.

Изменения в структуре преступности, а также изменения в законодательстве должны быть приняты во внимание руководителями территориальных органов МВД России для совершенствования устаревших и отыскания новых форм комплексного использования сил и средств как для расследования уголовных дел, так и для выявления и раскрытия преступлений.

Выполнить основную задачу, стоящую перед правоохранительными органами, а именно полное, объективное и всестороннее расследование преступлений и привлечение к уголовной ответственности виновных лиц, не представляется возможным, если не прибегать к эффективному взаимодействию всех служб и подразделений ОВД [2].

Под взаимодействием понимается совместная или согласованная по целям, месту и времени деятельность следователей, сотрудников оперативно-розыскных служб, экспертно-криминалистических подразделений и иных подразделений ОВД, которая основывается на законе и подзаконных нормативных актах, обеспечивает эффективную расстановку сил, разработку и реализацию мероприятий, направленных на комплексное использование процессуальных, оперативно-розыскных и технико-криминалистических средств и методов для того, чтобы успешно провести расследование и раскрытие преступлений, изобличить виновных, выявить обстоятельства, способствующие совершению преступлений, и принять необходимые меры для их предотвращения [4].

Отличительной чертой взаимодействия выступает то, что при параллельном осуществлении субъектами взаимодействия своих функциональных полномочий дает более качественный результат по разрешению поставленных задач, они решаются на более качественном уровне по сравнению с тем, если бы они разрешались в индивидуальном порядке.

При этом должны соблюдаться условия взаимной ответственности субъектов взаимодействия за раскрытие преступлений, особенно это касается неочевидных преступных деяний, что должно способствовать более эффективным результатам расследования и раскрытия преступлений, которые на сегодня находятся не на должном уровне не отвечают предъявленным требованиям.

К принципам анализируемого взаимодействия необходимо отнести [3]:

 постоянное соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан всеми субъектами взаимодействия. Данный принцип относительно взаимодействия понимается как всесторонний и полный анализ всех обстоятельств дела, производство следственных и оперативно-разыскных мероприятий объективно и добросовестно, обеспечение установленных в законе гарантий неприкосновенности личности, прав и законных интересов граждан;

 комплексное применение сил и средств ОВД, но при четком разделении полномочий. Данный принцип связан с пониманием индивидуальной роли каждого субъекта взаимодействия: следователя, дознавателя, оперативного сотрудника;

 организующая роль следователя, дознавателя в процессе расследования, их процессуальная самостоятельность при принятии решений, за исключением случаев, установленных в законе. Следователь и дознаватель занимают главное место в объективном и всестороннем расследовании, они осуществляют свою деятельность, опираясь на нормы уголовно-процессуального законодательства, осуществляют доказывание по делу, вставая, при этом на защиту интересов невиновного;

 самостоятельность работников оперативных подразделений полиции при избрании средств и методов оперативно-разыскной деятельности в границах действующего законодательства. При этом использование оперативно-разыскных мер должно четко отграничиваться от обязанностей процессуального характера, поскольку данные меры могут производиться до возбуждения уголовного дела, после его приостановления, а в отдельных случаях — и после его прекращения;

 персональная ответственность следователя, дознавателя, руководителей оперативных подразделений и начальников полиции за осуществление и итоги следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий;

 согласованное планирование следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий;

 непрерывность взаимодействия, которое должно осуществляться в условиях сотрудничества и взаимной помощи в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений с того момента, как появляется повод для возбуждения уголовного дела и до тех пор, пока не будет принято окончательное решение по нему;

 активное применение результатов современной науки и техники в расследовании, раскрытии и пресечении преступных деяний;

 непрерывный информационный обмен между следственными и оперативными сотрудниками полиции. При этом должны соблюдаться требования законодательства о неразглашении данных предварительного следствия и оперативно-разыскных мероприятий.

В ведомственных нормативных актах предусматривается, что руководитель территориального органа МВД России отвечает за организацию взаимодействия следователей, дознавателей, работников оперативных и иных служб и подразделений при расследовании и раскрытии преступлений, выступает инициатором организации взаимодействия и поддерживает инициативу оперативных подразделений полиции.

Он правомочен издавать приказы по формированию следственно-оперативных групп. В данном приказе должно быть определено количество и состав следственно-оперативной группы, порядок взаимодействия с иными службами. Руководитель территориального органа МВД России также осуществляет контроль за деятельностью дежурной части ОВД по безотлагательному реагированию ее сотрудников на сообщение о совершенном преступлении, за своевременным и качественным осуществлением неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления по горячим следам.

Руководитель территориального органа МВД России в случае поступления информации о совершении тяжкого или резонансного преступления должен лично выехать на место происшествия, чтобы организовать взаимодействие и иные наиболее важные мероприятия. Он изучает собранные следственно-оперативной группой материалы, проводит совещание и дает указания по организации раскрытия и расследования преступления, не вмешиваясь при этом в процессуальную деятельность следователя. Начальник утверждает согласованный план следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, при необходимости обеспечивает выделение дополнительных сил и средств на их выполнение.

При проведении регулярных оперативных совещаний руководитель территориального органа МВД России заслушивает отчеты руководителей служб, следователей, дознавателей, работников иных служб и подразделений о работе по раскрытию преступных деяний, делает выводы и оценивает итоги взаимодействия, планирует меры для ликвидации выявленных недочетов. Во время проведения таких совещаний начальник, являясь организатором взаимодействия, должен придавать значение планированию совместных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, контролю за их выполнением. Кроме этого, руководитель территориального органа МВД России производит расстановку сил и средств для того, чтобы обеспечить качественный процесс по расследованию и раскрытию, исправляет ее при изменении оперативной обстановки.

Осуществляя взаимодействие между подчиненными службами, начальник территориального органа МВД России контролирует работу секретариата, который принимает и регистрирует письменные заявления и сообщения о преступлениях. Он направляет их для проверки в соответствующие подразделения, при этом он не имеет права давать указание о возбуждении уголовного дела, но имеет полномочия рассмотреть материал по существу и принять по нему решение в соответствии с законом.

Следует отметить, что во многих случаях итогом формального отношения к рассматриваемой важнейшей функции управления как организация взаимодействия подразделений ОВД на стадии рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях, становятся факты нарушения прав и свобод граждан, в том числе необоснованно отказывается в возбуждении уголовных дел.

Начальник территориального органа МВД России обязан также организовывать работу экспертно-криминалистических подразделений, в том числе их взаимодействие со следственными и другими подразделениями, которое осуществляется в виде участия в осмотре места происшествия и при производстве иных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.

Начальник территориального органа МВД России в процессе расследования и раскрытия преступных деяний организует использование специальных знаний, научно-технических средств и методов. Он должен внедрять в работу вверенного отдела внутренних дел новые научно-технические и криминалистические средства и методы, обеспечивать применение потенциала автоматизированных банков данных, АИПС и иных криминалистических учетов. При организации взаимодействия служб и подразделений в обязанности начальника территориального органа МВД России входит осуществление материально-технического, криминалистического, информационного обеспечения процесса расследования и раскрытия преступлений.

Однако, несмотря на довольно обширные полномочия руководителя территориального органа МВД России, довольно часто имеют место случаи отсутствия должного взаимодействия между подразделениями, не отлажен взаимный обмен информацией, отмечается несогласованность при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Полагаем, что в настоящее время необходимо разрабатывать дополнительные правовые, управленческие и организационные меры по повышению качества взаимодействия сотрудников ОВД с целью эффективной борьбы с преступностью. Только грамотная, действенная, постоянная, целенаправленная деятельность управляющего субъекта организации взаимодействия может привести к положительным результатам в оперативно-служебной деятельности сотрудников подразделений ОВД по указанному направлению.

Литература:

  1. Воронцов А. В. О проблемах комплексного использования сил и средств территориальных органов МВД России в раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан / А. В. Воронцов, А. В. Парфенов // Труды Академии управления МВД России. — 2016. — № 2 (38).
  2. Ищенко Е. П. Криминалистика: учебник для бакалавров / Е. П. Ищенко. — М.: Проспект, 2017.
  3. Колесников И. И. Организация расследования преступлений органами внутренних дел: курс лекций / И. И. Колесников, С. В. Валов, Б. Я. Гаврилов; под ред. И. И. Колесникова. — М.: Академия управления МВД России, 2011. Часть 1.
  4. Предварительное следствие: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / под ред. М. В. Мешкова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): территориальный орган МВД России, раскрытие преступлений, подразделение, возбуждение уголовного дела, мероприятие, оперативная обстановка, расследование, средство, субъект взаимодействия, следственно-оперативная группа.


Похожие статьи

Особенности взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и особенности расследования преступлений (на примере экстремистских молодежных преступных группировок)

Некоторые аспекты взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами

В данной статье рассмотрены понятие, принцы и формы взаимодействия следователей Следственного комитета с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность при раскрытии и расследовании таких преступлений как убийство. Приведён перечень осно...

Формы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными службами в расследовании преступлений против собственности

Есть ли недостатки административно-правового регулирования

Работа направлена на выявление недостатков законодательства об административных правонарушениях, а также проблеме выделения административно-процессуального права из административного права.

Проблемы в административном судопроизводстве

В данной статье будут рассмотрены основные проблемы, связанные с административным судопроизводством, важность правильной интерпретации этих проблем. Выявлены идеи, задачи и основные ошибки в действиях и бездействиях государственных органов, органов м...

Взаимодействие между службами и подразделениями следственно-оперативной группы в системе МВД

В статье рассматриваются организационные формы взаимодействия между службами и подразделениями следственно-оперативной группы в системе МВД. Автор отметил, следственно-оперативная группа является основной организационной формой взаимодействия между с...

Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях

В данной статье рассмотрены обобщенные теоретические и практические аспекты участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, а также некоторые вопросы, которые возникают при рассмотрении указанной категории дел судами. В...

Обстоятельства, подлежащие доказыванию, типичные следственные ситуации, особенности планирования и выдвижения версий, производство следственных действий по делам о нарушении уставных правил несения караульной службы

Особенности взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при расследовании преступлений

В статье автор рассматривает проблемы взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при расследовании преступлений, заключающиеся в слабой организации такого взаимодействия, выражающиеся в неправильном подб...

Следственно-оперативная группа как форма взаимодействия: проблемы правового регулирования

Расследование преступления представляет собой процесс, включающий в себя различные формы взаимодействия между следственными органами и другими участниками уголовного процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия при раскрытии и расследовании п...

Похожие статьи

Особенности взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и особенности расследования преступлений (на примере экстремистских молодежных преступных группировок)

Некоторые аспекты взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами

В данной статье рассмотрены понятие, принцы и формы взаимодействия следователей Следственного комитета с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность при раскрытии и расследовании таких преступлений как убийство. Приведён перечень осно...

Формы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными службами в расследовании преступлений против собственности

Есть ли недостатки административно-правового регулирования

Работа направлена на выявление недостатков законодательства об административных правонарушениях, а также проблеме выделения административно-процессуального права из административного права.

Проблемы в административном судопроизводстве

В данной статье будут рассмотрены основные проблемы, связанные с административным судопроизводством, важность правильной интерпретации этих проблем. Выявлены идеи, задачи и основные ошибки в действиях и бездействиях государственных органов, органов м...

Взаимодействие между службами и подразделениями следственно-оперативной группы в системе МВД

В статье рассматриваются организационные формы взаимодействия между службами и подразделениями следственно-оперативной группы в системе МВД. Автор отметил, следственно-оперативная группа является основной организационной формой взаимодействия между с...

Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях

В данной статье рассмотрены обобщенные теоретические и практические аспекты участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, а также некоторые вопросы, которые возникают при рассмотрении указанной категории дел судами. В...

Обстоятельства, подлежащие доказыванию, типичные следственные ситуации, особенности планирования и выдвижения версий, производство следственных действий по делам о нарушении уставных правил несения караульной службы

Особенности взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при расследовании преступлений

В статье автор рассматривает проблемы взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при расследовании преступлений, заключающиеся в слабой организации такого взаимодействия, выражающиеся в неправильном подб...

Следственно-оперативная группа как форма взаимодействия: проблемы правового регулирования

Расследование преступления представляет собой процесс, включающий в себя различные формы взаимодействия между следственными органами и другими участниками уголовного процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия при раскрытии и расследовании п...

Задать вопрос