Правовая характеристика межбюджетных трансфертов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 16.06.2019

Статья просмотрена: 622 раза

Библиографическое описание:

Монгуш, А. А. Правовая характеристика межбюджетных трансфертов в Российской Федерации / А. А. Монгуш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60688/ (дата обращения: 17.12.2024).



Российская Федерация является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Размер ее территории составляет 17 125 191 километров квадратных, занимая первое место по площади территорий в мире.

Большие территории и значительная протяженность границ государства предопределяет неравенство их потенциалов и уровня социально-экономического развития регионов, во многом зависящих от территории, географического положения, численности населения, исторически сложившейся структуры экономики и т. д. Между тем Президент в своем ежегодном послании отметил необходимость пространственного развития городов и сельских поселений на всей территории Российской Федерации [4]. Исходя из чего равномерное развитие различных регионов нашего государство актуально и в настоящий момент, исследования и модернизация механизмов ее реализации имеет научное и практическое значение.

Основным механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности регионов согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации являются межбюджетные трансферты.

Сущность межбюджетных трансфертов заключается в возмещении бюджетам, которые находятся на нижних уровнях системы, расходов, которые связаны с исполнением задач общенационального значения; устраняют горизонтальные диспропорции между бюджетами, стабилизируют экономическое равенство регионов Российской Федерации.

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета, представлены в форме дотаций, субвенций, субсидий [1].

Первой формой межбюджетных трансфертов, исходя из статьи 131 Бюджетного Кодекса, являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Выплачиваются в том случае, если уровень расчетной бюджетной обеспеченности региона не превышает установленный на отчетный финансовый год плановый критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Предоставление бюджетных средств при данной форме межбюджетных трансфертов возможно как в натуральной форме (земля, расходные материалы, ресурсы и т. д.), так и в денежной форме. Дотации имеют не целевой характер и устанавливаются в соответствии с Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 N 670 (ред. от 31.12.2017) «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации», который утверждается на каждый финансовый год [2].

Второй формой межбюджетных трансфертов являются субсидии — это предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации выплат в целях долевого финансирования расходов, которые возникают при выполнении субъектом федерации полномочий органов государственной власти Российской Федерации, а также в случае исполнению полномочий, которые относятся к предметам совместного ведения. Отличительной чертой данных межбюджетных трансфертов в отличие от дотаций является их целевой характер и долевое финансирования расчетных обязательств. Предоставление бюджетных средств при данной форме межбюджетных трансфертов возможно как в натуральной форме (земля, расходные материалы, ресурсы и т. д.), так и в денежной форме. Порядок предоставление дотаций субъектам Российской Федерации определяется исходя из Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 (ред. от 31.01.2018) «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»

Третьей формой межбюджетных трансфертов вступают субвенции — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации, в случае если субъекту Российской Федерации делегированы расходные обязательства, которые относятся к предмету ведения Российской Федерации. Предоставление бюджетных средств в данном случае осуществляется строго в денежной форме, а срок реализации полномочий строго регламентируется временными сроками. Также их особенность заключается в полном покрытии расходных обязательств субъекта Российской Федерации по тем или иным основаниям. Это объясняется делегированием конкретных полномочий Российской Федерацией субъекту Российской Федерации.

Общим фактором данных форм трансфертов является их характер — безвозмездный и безвозвратный. Однако устанавливается ряд ограничений по целевому использованию бюджетных средств. Так по отношению к субвенциям и субсидиям устанавливается обязанность их целевого использования. В случаи если бюджетные средства расходуются без целевого назначения — они подлежат возврату. Кроме того, по отношению к субвенциям устанавливается также временной срок их использования. Государство осуществляет строгий контроль за использованием межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, за исключением дотаций, ввиду отсутствия их целевого назначения.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации также устанавливает ряд ограничений, связанных с межбюджетными трансфертами. Так не допускаются выплаты, если не соблюдаются требования бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах. Государственный долг субъекта Федерации превышает его общий годовой доход, а дефицит бюджета превышает 15 %.

Отдельные ограничения затрагивают регионы, где доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и 40 % соответственно, устанавливая дополнительные меры и ограничивая права в сфере расходных обязательств.

Анализируя вышесказанное, представляется верным разделение ответственности за осуществление расходов с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств. То есть выполнения только тех обязательств, которые входят в их исключительную компетенцию без делегирования полномочий другим субъектам бюджетных правоотношений. Данный шаг позволит отойти от субсидий и субвенций, сконцентрировав внимание на субсидиях в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

2. Постановления Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 (ред. от 31.01.2018) «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»

3. Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 N 670 (ред. от 31.12.2017) «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации»

4. Электронный ресурс — Официальные сетевые ресурсы Президента России, URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957, дата обращения 10.06.2019

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, бюджетный Кодекс, трансферт, федеральный бюджет, бюджет субъектов, бюджетная обеспеченность субъектов, денежная форма, натуральная форма, расчетная бюджетная обеспеченность, целевое использование.


Похожие статьи

Специальные правовые режимы налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Правовая природа неналоговых платежей в Российской Федерации

Характеристика и особенности правовых документов, регламентирующих процессы ценообразования в РФ

Правовое регулирование инициативного бюджетирования в Российской Федерации

Правовое регулирование государственной пенсионной системы РФ

Правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности в России

Оценка динамики и структуры расходов в части реализации государственных программ Федеральной таможенной службы России на основе данных Федерального казначейства РФ

Специфика государственной поддержки, регулирования и контроля предпринимательской деятельности в РФ

Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: общая характеристика

Похожие статьи

Специальные правовые режимы налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Правовая природа неналоговых платежей в Российской Федерации

Характеристика и особенности правовых документов, регламентирующих процессы ценообразования в РФ

Правовое регулирование инициативного бюджетирования в Российской Федерации

Правовое регулирование государственной пенсионной системы РФ

Правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности в России

Оценка динамики и структуры расходов в части реализации государственных программ Федеральной таможенной службы России на основе данных Федерального казначейства РФ

Специфика государственной поддержки, регулирования и контроля предпринимательской деятельности в РФ

Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: общая характеристика

Задать вопрос