Механизм управления финансовыми обязательствами организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 14.06.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Алещенко О. М., Мори А. Механизм управления финансовыми обязательствами организации // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 314-316. — URL https://moluch.ru/archive/262/60669/ (дата обращения: 19.07.2019).



В данной статье дано определение механизма управления финансовыми обязательствами, рассмотрены две основные группы управления финансовыми обязательствами: внешние и внутренние, определена цель управления финансовыми обязательствами, указаны методы и этапы управления обязательствами организации.

Ключевые слова: механизм управления обязательствами, методы управления, этапы управления обязательствами, платежеспособность.

In this article defines the mechanism for managing financial obligations, discusses two main groups for managing financial obligations: external and internal, defines the goal of managing financial obligations, specifies methods and steps for managing an organization’s obligations

Keywords: mechanism of obligations management, management methods, stages of obligations management, solvency.

Финансовые обязательства организации в общем виде представляют собой сумму финансовых требований, как внутренних, так и внешних, которые в соответствии с законодательством, предъявляются конкретной компании в течение расчетного периода.

Данные обязательства подразделяются на две основные группы: внешние и внутренние [3].

Внешние обязательства компания несет перед следующими субъектами:

– государством (в виде отчислений в бюджет и внебюджетные фонды) в форме перечисления налогов и иных платежей в объемах и в сроки, установленные законодательством, а также различного вида неустойки и пени при нарушении обязательств по договорам;

– банками;

– партнерами по деятельности фирмы.

Внутренние обязательства компания несет перед:

– собственниками компании (в виде учредителей, пайщиков, акционеров) по выплате дивидендов, паёв и иных видов;

– филиалами и дочерними компании по перечислениям в виде платежей, установленным условиями договоров;

– наемным персоналом по оплате труда, в соответствии с договорами.

Механизм реализации финансовых обязательств предприятия определяется текущими условиями его функционирования. Существует две формы расчетов по обязательствам организации:

  1. Традиционные формы расчетов по обязательствам. Когда предприятие располагает достаточными свободными финансовыми ресурсами для реализации собственных обязательств, т. е. в нормальных условиях, соответствующие расчеты осуществляются в сроки, которые действуют налоговым законодательством, а также хозяйственными, кредитными и трудовыми договорами заключенными ранее. К ним относятся:

– перечисление средств с расчетного счета, считается традиционной формой реализации обязательств в условиях благополучного финансового состояния предприятия;

– перечисление средств, предварительно полученные в виде краткосрочной ссуды банка на восполнение недостатка собственных оборотных средств (т. е. для реализации одних обязательств организация вынуждена принимать на себя новые обязательства, и это не способствует улучшению финансового состояния).

  1. Нетрадиционные (кризисные) формы реализации обязательств. Когда на расчетном счете предприятия нет необходимой для соответствующего платежа сумма, т. е. в кризисной ситуации вступает в силу нормативная очередность платежей, установленная Гражданским Кодексом РФ. К ним относятся:

– безвозмездная отгрузка продукции или оказание услуг кредитору;

– добровольная передача кредитору части имущества предприятия в счет погашения задолженности (ценные бумаги, недвижимость, высоколиквидные производственные запасы и т. п.);

– реализация финансовых обязательств неплатежеспособной организации в режиме, установленном Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” [2].

Основной целью, служащей для управления финансовыми обязательствами организации, является повышение ее платежеспособности, т. е. возможности рассчитаться по своим обязательствам.

Методы управления обязательствами подразумевают собой часть общей финансовой стратегии организации, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного и привлеченного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Управление обязательствами — это концепция управления бизнес-процессами, предусматривающая сбалансированность между взятыми организацией обязательствами, ситуацией по денежному потоку и выбранной стратегией.

Управление обязательствами компании создается индивидуально в виде общего проработанного финансового механизма — особой части хозяйственного механизма, который представляет собой систему форм и методов управления финансами компании в целях достижения максимальных коммерческих результатов. В свою очередь, финансовый механизм управления обязательствами организации подразумевает методы и формы аккумулирования источников финансовых средств для оптимального процесса производства [1].

Финансовый механизм управления финансовыми обязательствами компании включает в себя:

  1. Финансовые методы, на основе данных методов осуществляется непосредственное воздействие финансовых отношений на хозяйственные процессы, управление движением финансовых ресурсов и оценка эффективности их использования на основе анализа финансовых показателей. К ним относятся: финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование, планирование и контроль, налоги, страхование и т. д.
  2. Финансовые инструменты — контракты, из которых возникает актив для одной компании и финансовое обязательство или инструмент капитального характера для другой компании. Иначе говоря, это документ, который является свидетельством долга, в случае продажи которого продавец обеспечивается дальнейшим финансированием.
  3. Правовую базу. Управление финансовыми обязательствами, разработка финансовой политики компании невозможны без правового обеспечения. В её основе лежит действующее на данный момент времени законодательство и нормативные акты, которые регулируют предпринимательскую деятельность, определяющие финансовые отношения фирм с бюджетной системой, банковской и страховыми системами, поставщиками и потребителями.
  4. Информатизацию. Управление финансовыми обязательствами компании также невозможно без должного информационного обеспечения — информации, необходимой для управления экономическими процессами и информационных систем. Информационная база, необходимая для управления финансовыми обязательствами компании, достаточно обширна и включает в себя сведения финансового характера. Текущее состояние и качество обеспечения информацией оказывают мощное воздействие на принятие конечных управленческих решений.

Финансовый механизм управления финансовыми обязательствами организаций должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансовой стратегии компании, выполнение финансами своих функций и их взаимодействию.

Литература:

  1. Грачев А. В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление. / А. В. Грачев — М.: Дело и сервис, 2014. — 192 с.;
  2. Жилкина А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия. / А. Н. Жилкина — М.: Инфра — М, 2017. — 336 с.;
  3. Лукаш Ю. А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути её повышения. / Ю. А. Лукаш — М.: Флинта, 2015. — 282 с.


Задать вопрос