К вопросу о потребности в речевом общении: с древних времен до нашего времени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 16.06.2019

Статья просмотрена: 517 раз

Библиографическое описание:

Жагипарова, Г. Б. К вопросу о потребности в речевом общении: с древних времен до нашего времени / Г. Б. Жагипарова, А. К. Сатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 462-464. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60668/ (дата обращения: 17.12.2024).



Никто не знает, когда люди впервые заговорили — и как это случилось. Вероятно, человеческая речь начиналась как подражание звукам природы: шуму ветра, шелесту листвы. Когда у людей появилась речь, им стало значительно проще понимать друг друга. Происхождение языка не было одномоментным и скачкообразным. Ведь у млекопитающих всех детей рожают и растят мамы, и для успешного выращивания потомства матери и детеныши — в каждом поколении — должны достаточно хорошо понимать друг друга. Поэтому такой точки во времени, до которой предки человека не умели говорить, а после которой сразу заговорили, конечно же, не существует. Но даже очень медленное накапливание различий между поколением родителей и поколением потомков за миллионы лет способно дать переход количества в качество.

Самой главной причиной, почему начал говорить человек, все же является развитие его мозга, который на порядок выше животных. Между тем, видя перед собой или мысленно воспроизводя в своей голове то или иное явление, человек называет, обозначает в своей речи это явление словами, т. е. такими звукосочетаниями, которые и для других людей обозначают то же самое. В результате в голове человека, воспринимающего речь, возникает представление или понятие, мысль об этом явлении. Речь, в отличие от голосовых реакций животных, позволяет людям передавать друг другу то, что отражается в их голове, позволяет обмениваться мыслями.

Еще естественной предпосылкой возникновения речи служило относительно высокое развитие у предков человека инстинктивного голосового общения. Об этом свидетельствует тот факт, что у современных обезьян ясно выделяются не менее девяти разнохарактерных звуков, достигаемых сочетанием таких, в частности, движений, как движения челюстей, губ, языка, которые создают возможность уже некоторой членораздельности голосовых реакций. Таким образом, речь человека возникла уже на достаточно подготовленной в процессе биологической эволюции анатомической и физиологической основе. Развитие членораздельной речи вызвало также дальнейшее совершенствование слуха. Под влиянием речи слух человека приобрел значительно большую точность анализа именно речевых звуков.

Эволюцию речи можно наблюдать на примере детей. Когда они рождаются, то не умеют говорить, позже издают звуки, откликаются на определенные звуки и голоса родителей по-разному, потом «агукают», так появляются отдельные слоги, слова, предложения и, наконец, внятная речь.

Самой первой ступенькой речевого развития ребенка будет воспитание потребности речевого общения. Ребенок учится понимать, что для нормального взаимодействия с взрослыми ему необходимо овладеть их языком, т. е. словесно обозначить свои просьбы, желания, потребности. [1] Начинать развивать речь ребенка необходимо как можно раньше. Как только вы его увидели и «познакомились», общение должно быть постоянным.

Речь — одна из высших психических функций, является тонким психологическим процессом. Интерес к речевой деятельности и речевым расстройствам можно отследить еще с давних времен, одним из первых источников является медицинский папирус Эдвина Смита, где впервые упоминается о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. [2]

Так же древним источником является книга «Нянь-Цзин», которая датируется третьим веком до нашей эры, родом из Китая. П. Я. Пясецкий писал в своих трудах: «Из врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа». [3]

Древнегреческий ученый Гиппократ в своих трудах упоминал почти обо всех формах расстройствах речи: aphonia, anaudia, traulotes, asapheia, ischnophonia. Перевод этих терминов — потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Так же в своих сочинениях он пишет о значение головного мозга: «Глаза, уши, язык, руки и ноги выполняют то, что одобрит мозг. Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара, больной теряет речь, не видит и не слышит», тем самым выделяя функции головного мозга как самые первостепенные.

Гиппократ описывает органы и функции органов чувств человека, свои мысли о голосообразовании и речи людей, где отдельную роль отводит воздушной струи, языка, артикуляции и голоса — «Человек говорит вследствие воздуха… Выталкивая через пустоту, воздух производит звук, ибо голова резонирует. Язык артикулирует вследствие ударов; прегражденный в горле и ударяя в небо и зубы, он дает ясность звукам. Если бы язык каждый раз не артикулировал при столкновении, человек не имел бы раздельной речи, и испускал бы только простые звуки». [4]

Именно у Гиппократа можно найти одни из первых исследований по классификации речевых расстройств, а также о главенствующей роли головного мозга. Так же в его трудах встречаются первые попытки описание органов и функций слуха и зрения, голоса и речи, роли воздушной струи и органов артикуляции в звукообразовании.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что к вопросу речи человечество имеет давний интерес, с древнейших времен развития общества. Появление специальных знаний, их накопление и систематизации вызывали первые попытки различить разные речевые расстройства и попытки избавиться от них. Эти первые труды, были зачатками развития таких наук как физиология, анатомия, дефектология и логопедия.

Говоря о речевом общении, следует рассмотреть «общение» сточки зрения психологии. В психологии общение изучается как фактор психического развития в работах Г. М. Андреевой [5], Л. C. Выготского [6], Д. Б. Эльконина [7]; раскрывается социальная сущность общения в исследованиях A. A. Леонтьева [8], Б. Ф. Ломова [9]; его связь с познавательными и мыслительными процессами у A. A. Брудного [10], генезис в работах М. И. Лисиной [11]; средства общения у В. А. Звегинцева [12] и др. В результате исследований психологов по вопросам общения выяснены многие особенности его развития и функционирования.

Базисные и теоретические подходы к определению сущности общения, его характерных особенностей и специфики проявлений определены в работах A. A. Леонтьева [10], М. И. Лисиной [11], Д. Б. Эльконина [12]. В советской психологии при всем различии подходов к толкованию феноменов общения принимается идея единства общения и деятельности. В связи с этим синонимом общения является «коммуникативная деятельность».

Общение — это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [13].

Общение — это исторически первая форма развития человеческой культуры, именно с усвоения потребности в нем ребенок начинает свое социальное развитие. Б. Ф. Ломов видит основную функцию общения в «преодолении ограниченности индивидуального опыта» [14], и представлении индивиду возможности усваивать определенный опыт.

Логопедия как наука, начала зарождаться сравнительно недавно, в конце 19-го века благодаря таким ученным как М. Мюллер, В. Ф. Олтушевский, К. Вернике, П. Брока, В. М. Бехтерев, И. А. Сикорский, И. К. Хмелевский, А. Куссмаль и другие. Она, изучая структуру речевых нарушений и методы их преодоления, опирается на психолого-педагогические знания о развитие ребенка и формирование его речи.

Проблема развития потребности в речевом общении у детей с общим недоразвитием речи не теряет своей актуальности, ведь развитие речи и умственных способностей ребенка — неотделимы. Ведь ребенок не умеет через язык выражать свои потребности, желания, чувства и мысли, и не будет использовать речь. Условием развития потребности в речевом общении детей является создание ситуаций, которые заставляют детей испытывать эмоции. Например, устное народное творчество — верный помощник речевого развития. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми.

Развитие детей с речевыми патологиями — это сложный процесс, но не легкий он и для обычных детей. Всегда требуется работа со взрослыми. И чем раньше вы начнете прорабатывать проблемные моменты, тем легче будет в будущем ребенку адаптироваться в языковой среде.

Литература:

  1. Макерова О.С Развитие потребности речевого общения у ребенка раннего возраста, или Как помочь ребенку начать говорить- 2013, https://solnet.ee/parents/log_65_10
  2. Булгаков В. В. Древне-Египетская медицина.// Врачебное дело. — 1928.- № 22
  3. Пясецкий П. Я. Как живут и лечат китайцы.- М., 1882.
  4. Гиппократ Коский. Избранные книги/ Пер. с греческого В. И. Руднева. — М., 1936- Т. 1.
  5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений, — М.: Аспект-Пресс, 1998, — 376 с.
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь: Собрание сочинений в 6 т. — М.: Педагогика, 1982, — 504 с.
  7. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте. — Москва — Воронеж, 1995, — 414 с.
  8. Леонтьев A. A. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979, — 47 с.
  9. Ломов Б. Ф. Психологические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии — М., 1975, — с. 151–164.
  10. Леонтьев A. A. Психология общения. — М.: Смысл, 1999, — 365 с.
  11. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986, — 144 с.
  12. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  13. Лисина М. И. Развитие общения дошкольников со сверстниками. — М.: Педагогика, 1989,-215 с.
  14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии -М.: Наука, 1984,-444 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое общение, речь, головной мозг, друг друга, звук, общение, первое, предок человека, работа, устное народное творчество, язык.


Задать вопрос