Анализ существующих практик экспертизы готовности педагогов к поддержке детской инициативности в познавательно-исследовательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 13.06.2019

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Таран Л. В. Анализ существующих практик экспертизы готовности педагогов к поддержке детской инициативности в познавательно-исследовательской деятельности // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 442-444. — URL https://moluch.ru/archive/262/60614/ (дата обращения: 16.12.2019).



Исследовательская активность у многих детей с возрастом снижается. Данная проблема может быть связана с пресечением попыток исследовательского поведения, неспособность педагога занять позицию партнера, оказать недирективную помощь детям, ошибками во время образовательной деятельности и организации предметно-развивающей среды.

Возможные пути решения основываются на проведении оценки качества, которая позволит выявить недостатки и достоинства, оценить динамику изменений, предложить рекомендации по улучшению условий образования.

Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональная компетентность, познавательно-исследовательская деятельность, ECERS-R, анкетирование педагогов.

В соответствии с современными представлениями проведение экспертизы может осуществляться с помощью диагностических и экспертных методов оценки состояния обследуемого объекта и может быть одноразовым, или она может иметь и длительный, многоразовый характер, являясь средством мониторинга [4, с 21]. Однако, на данный момент существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов, для комплексной оценки качества дошкольного образования.

Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R, представляют собой шкалы наблюдений, которые позволяют оценивать одну конкретную образовательную группу дошкольного образовательного учреждения. В основе процедуры оценивания, лежит наблюдение, и занесение результатов этого наблюдения в оценочные листы с пояснениями, почему дана та или иная оценка по каждому индикатору [2].

Опираясь на международную практику, Е. Г. Юдина в своей статье отмечает, что шкалы ECERS — весьма интересный инструмент исследования качества дошкольных программ, особенно в связи с международными сравнительными исследованиями, поскольку являются бесспорным лидером по количеству стран, в которых они применяются [5, с 23]. Помимо высокой надежности и валидности, шкалы отличаются высоким уровнем качества разработки инструмента с точки зрения опоры на гуманистическую педагогику развития детей младшего возраста. Для российского контекста этот опыт представляется весьма полезным, поскольку в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования выделено пять образовательных областей, которые практически полностью совпадают со списком субшкал и показателей в этих инструментах.

Диагностика профессиональной компетентности воспитателя ДОУ, разработанная С. А. Езоповой и В. А. Новицкой позволяет изучить особенности профессиональной компетентности, выявить существующие проблемы и обозначить дальнейшую стратегию обогащения профессиональной компетентности воспитателя детского сада [1, с 68]. Диагностический материал состоит из оценочного листа, с указанием критериев, задач и комментарии к заполнению. Каждый критерий заканчивается рекомендациями:

– методы изучения готовности воспитателя к решению данной группы задач;

– обогащение опыта решения воспитателем данной группы задач;

– реализация воспитателем обозначенных рекомендаций.

К каждой задаче ставится балл и посредством оценивания характеристик профессиональной компетентности по критериям полученные результаты суммируются и делятся на количество критериев. Таким образом, определяется средний балл готовности воспитателя решать конкретную группу задач.

Диагностика позволяет оценить умения педагога в самообразовании и самоконтроле, педагогическом процессе (режимные моменты, занятия, прогулка, организация самостоятельной деятельности детей и индивидуальной работы и т. д.), работе с родителями, провести анализ плановой документации, развивающей среды.

Исследователь Н. Д. Чистякова в своей статье, делится опытом проведения анализа готовности педагогов ДОО к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников [3, ч 116]. Автор выделяет следующие компоненты компетентности педагога дошкольного образования:

– профессионально-содержательный (теоретический) — владение (знание) теоретическими и методическими основами познавательного развития детей дошкольного возраста; программами и технологиями познавательного развития детей; основами деятельностного подхода к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; современными тенденциями развития дошкольного образования и осознание роли воспитывающего взрослого (педагога, родителя) в развитии и организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников;

– профессионально-деятельностный (практический) — ориентир (выбор) на современные технологии познавательного развития старших дошкольников; на вариативное содержание познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; исследовательское содержание познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников использование развивающих методов (приемов), форм познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; поощрение и поддержка любознательности, интереса, инициативы и самостоятельности старших дошкольников; организация продуктивного взаимодействия старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности на основе выбора ими средств, способов, материалов и участников деятельности; создание условий для познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, для объединения участников образовательных отношений в детско-взрослые и детские сообщества.

– профессионально-личностный (ценностносмысловой) -самостоятельность в постановке и решении педагогических задач и проблем; настойчивое преодоление затруднений, возникающих при организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; осознанное использование инновационного содержания и форм организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения компетенции педагога; готовность к созданию авторских разработок для совершенствования содержания и условий организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; активность и нацеленность на продуктивное взаимодействие с субъектами образовательных отношений (дети, родители, социальные партнеры).

Также помимо мониторинга и анкетирования педагогов, Н. Д. Чистякова и др. использовали наблюдение за познавательно-исследовательской деятельностью детей, организованной и руководимой педагогом, взаимодействием педагога с детьми в условиях предметно-пространственной среды группы и участка детского сада, а также анализ материалов планирования.

Таким образом, разработанный материал позволяет оценить готовность педагогов дошкольных образовательных учреждений к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, увидеть недостатки в работе на определенном компоненте подготовки.

В целом, проанализировав диагностический инструментарий, можно говорить о том, что, критерии оценки педагогов недостаточно разработаны, зачастую излишне формализованы и не учитывают сущностных требований к условиям поддержки инициативности детей.

Литература:

  1. Езопова С. А., Новицкая В. А. Диагностика профессиональной компетентности воспитателя ДОУ/ Научное пособие Педагогическая диагностика как элемент познания СПб. 2008
  2. Тельма Х., Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО. М: Национальное издательство, 2017.
  3. Чистякова Н. Д. Анализ готовности педагогов дошкольного образования к организации познавательно исследовательской деятельности старших //Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (24) 2016 с.116
  4. Экспертиза образовательных инноваций // под.ред. Г. Н. Прозументовой Томск, 2007
  5. Юдина, Е. Г. Шкалы, ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7 (59) С.22–26.
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-gotovnosti-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-k-organizatsii-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-starshih
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников, ECERS-R, профессиональная компетентность, группа задач, детский сад, познавательное развитие детей, профессиональная компетентность воспитателя, ECERS, анкетирование педагогов.


Похожие статьи

Формирование экологической компетентности у старших...

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности.

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в процессе реализации ФГОС

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с

Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Определение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования давали в своих

Сорокина Т. М. понимает профессиональную компетентность педагога как единство его

Познавательно-творческий компонент профессиональной компетентности...

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми. Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс. Профессиональные компетенции формируются в деятельности и всегда проявляются в...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель; Костина Светлана Борисовна, воспитатель. МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного...

Реализация ФГОС дошкольного образования посредством...

Особенно значимо развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе поисково-исследовательской и проектной деятельности. Детский интерес поддерживается в процессе познания социального окружения и знакомства с природой.

Организация исследовательской деятельности детей...

Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях. Автор: Силина Екатерина Николаевна.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской...

Проблема формирования исследовательских умений у детей...

познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, окружающий мир, дошкольное образование, профессиональная компетентность

К старшему дошкольному возрасту исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими...

Похожие статьи

Формирование экологической компетентности у старших...

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности.

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в процессе реализации ФГОС

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с

Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Определение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования давали в своих

Сорокина Т. М. понимает профессиональную компетентность педагога как единство его

Познавательно-творческий компонент профессиональной компетентности...

Компетентность воспитателя дошкольного образования

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми. Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс. Профессиональные компетенции формируются в деятельности и всегда проявляются в...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель; Костина Светлана Борисовна, воспитатель. МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного...

Реализация ФГОС дошкольного образования посредством...

Особенно значимо развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе поисково-исследовательской и проектной деятельности. Детский интерес поддерживается в процессе познания социального окружения и знакомства с природой.

Организация исследовательской деятельности детей...

Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях. Автор: Силина Екатерина Николаевна.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской...

Проблема формирования исследовательских умений у детей...

познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, окружающий мир, дошкольное образование, профессиональная компетентность

К старшему дошкольному возрасту исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими...

Задать вопрос