Тело и психика в психотерапии: от дифференциации к интеграции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 14.06.2019

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Курицин, С. В. Тело и психика в психотерапии: от дифференциации к интеграции / С. В. Курицин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 466-468. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60598/ (дата обращения: 26.04.2024).



В современной психотерапевтической практике все более актуальной становится потребность в понимании взаимодействия телесных и психических феноменов клиента во время терапевтического процесса. В тоже время за более чем столетнюю историю психотерапии возникло большое количество направлений, по-разному решающих задачу, которую можно определить как частное «знаменитой» психофизиологической проблемы. Термин Самость выбран с точки зрения охвата всего многообразия понятий, с помощью которых исследователи пытаются описать личность клиента («Самость», «Я», «Образ Я», «Я-концепция» и т. д.), таким образом сужая задачу исследования.

Самость по Юнгу — это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности; она занимает центральное место в управлении психической жизнью «С интеллектуальной точки зрения самость — не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую… С таким же успехом её можно назвать „Богом в нас“ [6]. Таким образом Юнг подразумевает, но специально не выделяет тело как самостоятельный феномен самости. Можно предположить, что под целостностью Юнг подразумевал моническое единство телесных и психических феноменов.

С точки зрения гештальт-подхода самость это прежде всего процесс контактирования. Фредерик Перлз называет самостью систему контактов в каждый конкретный момент с окружающей средой. «Самость — система контактов — всегда интегрирует перцептивно-проприоцептивные, моторно-мускульные функции и органические потребности. Она осознает и ориентируется, осуществляет агрессию и манипуляцию, а также эмоционально чувствует, подходят ли друг другу среда и организм. Не бывает хорошего восприятия без вовлечения мышц и органической потребности; воспринимаемая фигура не бывает яркой и четкой без того, чтобы субъект заинтересовался этим, сфокусировался на этом и внимательно всмотрелся» [7]. Таким образом Перлз считает психическое и телесное проявление тождественным друг другу и сводит телесное проявление самости до организмической реакции на среду.

Жак Блез, развивая подход Перлза, отмечает, что «отказ «считать своим» может касаться не только наклонностей и импульсов, но также частей тела …» [8]. Таким образом ставится знак равенства между психическим и телесным проявлением самости. Данная идея получила развитие в различных направлениях телесно-ориентированной терапии.

С точки зрения Гордона Оллпорта самостьэто ядро личности, некоторый индивидуальный и трудно поддающийся описанию потенциал, для обозначения которого Оллпорт ввел специальный термин «проприум» (от лат. proprius — собственный). В проприум входят только те аспекты жизненного опыта человека, которые он сам считает важными. Функциями проприума являются ощущение тела, расширение самости, самоидентичность, самоуважение, рациональное управление самим собой, создание образа себя и проприативное стремление. Оллпорт выделяет ощущение тела как важную функцию проприума, так как полагает, что наше переживание границ своего тела оказывает влияние на принятие жизненных решений [5]. Таким образом Олпорт стоит на позициях писхофизиологического дуализма и говорит о взаимодействии психического и телесного, тело приходит в психику в качестве ощущений и оказывает влияние на восприятие индивидуумом себя.

Дж. Крепнер продолжает эту мысль и замечает, что человек может идентифицировать те полярности, которые он осознаёт и может назвать своими, вписывая их в образ «Я», в то время как те полярности, которые человек не осознаёт, становятся отчуждёнными, то есть «не — Я». При этом каждая из отчуждённых частей «Я» имеет «корни как в телесных ощущениях и поведении, так и в … образных и вербальных символизациях» [9].

Современный исследователь Р. Баумайстер продолжает эту традицию и замечает, что полное понимание самости должно включать физическое тело, социально определяемую идентичность (т. е. роли и взаимоотношения), личность и знания человека о самом себе (т. е. Я-концепцию) [10].

Большинство современных источников склоняются к идее дополнительности (позаимствованному из квантовой физики), где телесное и психическое являются двумя сторонами одного и того же явления. Много внимания уделяется вопросам интеграции телесного и психического опыта в восприятии «Я» клиента. «Контакт и дифференциация, встреча и расставание определяют цель гештальт терапии в помощи клиенту стать более интегрированным с самим собой и в отношении с другими, другими словами помочь клиенту создать дифференцированное единство, для клиента это означает осознание мыслей, чувств и ощущений или интеграция разума и тела (mind and body integration) [4].

Современные телесно-ориентированные направления ищут интеграцию в особых физиологических процессах (например дыхание): «… дыхание это мост между произвольной и непроизвольной системами организма» [1].

Относительно недавно появившееся направление Интегрированной телесно-ориентированной терапии (IBP) определяет самость как «… в своем ядре энергетически переживаемая как чувство благополучия, идентичности и непрерывности, которая ощущается в теле» [3]. С точки зрения IBP отношение к селф и отношение к другим включает в себя два аспекта одного и того же процесса развития. «Таким образом терапевт признает человеческую взаимозависимость наряду с потребностью обладать своими собственными границами, чувством отдельного селф…»

Таким образом можно предположить, что дальнейшее развитие психотерапии будет связано с все более внимательным отношением к телесному проявлению самости, попытками найти и подержать опыт интеграции психического и телесного проявления «Я» клиента, расширить, усилить, сделать более устойчивым самость клиента за счет включения телесных феноменов в переживания. Ведь по мысли Розенберга самость — это то, что возникает в теле при рождении и уходит со смертью человека. Это то, что мы чувствуем, когда мы действительно любим и любимы, когда мы в творческом поиске, когда мы радуемся или горюем, или признаемся в чем-то очень личном. Мы переживаем самость каждый раз, когда мы присутствуем в моменте осознанными и живыми» [2].

Литература:

  1. An Application of Body Psychotherapy, Jochen Lude (this article is published in the book ‘Humanistic Approach to Psychotherapy’ by Eric Whitton, 2003, London, Whurr Publishers)
  2. Rosenberg, Rand, and Asay, Body, Self and Soul, pp 20–22, Humanics Limited, 1985

3. Self, Body and Boundaries, Marjorie Rand, Ph.D. with Gerry Fewster, Ph.D. https://www.drrandbodymindtherapy.com/self-body-and-boundaries/

4. Gaffney S. Gestalt at work, 2009.

5. Нуркова В. В., Березанская Н. Б.. Психология Учебник. 2004

6. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. — Москва, 1995. — С. 219.

7. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М., 2004. 247 с.

8. Блез Ж. Проекция: клинический подход с точки зрения феноменологии //Сборник материалов Московского Гештальт Института. М., 2007. С. 30–48.

9. Кепнер Дж. Телесный процесс: в 2 ч. Ч. 1. Методические материалы для студентов гештальт институтов и психологов. М., 2005. 63 с.

  1. R. F. Baumeister. The need to belong: desire for interpersonal attachment as a fundamental human motivation, 1995
Основные термины (генерируются автоматически): IBP, самость, телесное проявление самости, образ, ощущение тела, система контактов, тело.


Похожие статьи

Особенности самопринятия подростками своего тела

Многие исследователи образа тела отмечают подростковый возраст как период интенсивного изменения схемы тела и образа тела

Для определения общего уровня сформированности позитивного образа тела, нами были определены критерии: осознание (образ физического...

Соматический аспект содержания процесса образования

Попытки преодолеть сумбур телесных ощущений Р. Бернс связывает с уяснением ребенком для себя границ тела, его возможные положения и соотношение его частей. Большинство этих ощущений, как считает ученый, возникает в ходе исследовательской деятельности.

Анализ телесно ориентированных методик | Статья в сборнике...

Телесный образ «я» можно понять, как визуальное воплощение чувств, ощущений и представлений человека о собственном теле. Телесных образов «я» может быть много — столько же, сколько разных образов «я» согласно юнгианским представлениям об архетипах...

Исследование феномена телесности в психологии | Молодой ученый

Феномен телесности включает в себя телесное и духовное; временное и пространственное; биологическое, социальное и культурное. Тело человека является детально изученным лишь в медицине и естественных науках.

Психологическая коррекция неудовлетворенности своим телом...

Ключевые слова: образ тела, неудовлетворенность своим телом, юношеский возраст, психокоррекция. В настоящее время все чаще наблюдается недовольство людьми своим телом и внешностью, что воспринимается в обыденной жизни как проявление отношения к себе.

Проблема субъекта в философских учениях: от Шеллинга...

Понятия самосознания, моего «Я», самости, субъекта сознания являясь основными элементами структуры сознания, и в зависимости от философской концепции, могут рассматриваться как основание для объяснения природы сознания. Попытаемся проследить путь понимания...

Проблема сознания в «Брихадараньяке» и «Чхандогье» упанишадах

Первичный телесный образ возникает, сталкиваясь с другими телами, пространственными вещами. Термин «тело» возникает в

Обладая все теми же телесными ощущениями, слыша все то же имя и замечая за собой те же навыки и. Высший человек, по суфийским меркам, тот...

Исследование представлений о схеме собственного тела у детей...

В статье описаны особенности схемы тела детей с РАС, представлена диагностическая процедура представления о схеме тела у детей с аутизмом. Описаны методики диагностики: «Модифицированная карта наблюдений сенсомоторного развития детей Эрнста Й. Кипхарда»...

Механизмы прерывания контакта у больных артериальной...

При интроекции граница между самостью и миром смещена вглубь самости, поэтому

Таким образом, формирование симптома в теории гештальт-подхода тесно связано с механизмами

Механизмы прерывания контакта действуют бессознательно, то есть человек не в состоянии...

Похожие статьи

Особенности самопринятия подростками своего тела

Многие исследователи образа тела отмечают подростковый возраст как период интенсивного изменения схемы тела и образа тела

Для определения общего уровня сформированности позитивного образа тела, нами были определены критерии: осознание (образ физического...

Соматический аспект содержания процесса образования

Попытки преодолеть сумбур телесных ощущений Р. Бернс связывает с уяснением ребенком для себя границ тела, его возможные положения и соотношение его частей. Большинство этих ощущений, как считает ученый, возникает в ходе исследовательской деятельности.

Анализ телесно ориентированных методик | Статья в сборнике...

Телесный образ «я» можно понять, как визуальное воплощение чувств, ощущений и представлений человека о собственном теле. Телесных образов «я» может быть много — столько же, сколько разных образов «я» согласно юнгианским представлениям об архетипах...

Исследование феномена телесности в психологии | Молодой ученый

Феномен телесности включает в себя телесное и духовное; временное и пространственное; биологическое, социальное и культурное. Тело человека является детально изученным лишь в медицине и естественных науках.

Психологическая коррекция неудовлетворенности своим телом...

Ключевые слова: образ тела, неудовлетворенность своим телом, юношеский возраст, психокоррекция. В настоящее время все чаще наблюдается недовольство людьми своим телом и внешностью, что воспринимается в обыденной жизни как проявление отношения к себе.

Проблема субъекта в философских учениях: от Шеллинга...

Понятия самосознания, моего «Я», самости, субъекта сознания являясь основными элементами структуры сознания, и в зависимости от философской концепции, могут рассматриваться как основание для объяснения природы сознания. Попытаемся проследить путь понимания...

Проблема сознания в «Брихадараньяке» и «Чхандогье» упанишадах

Первичный телесный образ возникает, сталкиваясь с другими телами, пространственными вещами. Термин «тело» возникает в

Обладая все теми же телесными ощущениями, слыша все то же имя и замечая за собой те же навыки и. Высший человек, по суфийским меркам, тот...

Исследование представлений о схеме собственного тела у детей...

В статье описаны особенности схемы тела детей с РАС, представлена диагностическая процедура представления о схеме тела у детей с аутизмом. Описаны методики диагностики: «Модифицированная карта наблюдений сенсомоторного развития детей Эрнста Й. Кипхарда»...

Механизмы прерывания контакта у больных артериальной...

При интроекции граница между самостью и миром смещена вглубь самости, поэтому

Таким образом, формирование симптома в теории гештальт-подхода тесно связано с механизмами

Механизмы прерывания контакта действуют бессознательно, то есть человек не в состоянии...

Задать вопрос