Библиографическое описание:

Якимова Л. С. Исследование феномена телесности в психологии // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1385-1389.



Феномен телесности включает в себя телесное и духовное; временное и пространственное; биологическое, социальное и культурное. Тело человека является детально изученным лишь в медицине и естественных науках. Человеческое тело невозможно рассматривать изолированно от его памяти, мышления, духовности, сознания и других составляющих. Проблема тела и телесности человека затрагивается во многих областях психологии. Большинство эмпирических исследований в психологии телесности посвящено изучению образа тела.

Актуальность проблемы феномена телесности на современном этапе обуславливается в первую очередь тем, что человеческая телесность так или иначе встроена в любой вид деятельности — наше тело участвует во всем, что мы делаем. С помощью тела мы предъявляем себя и взаимодействуем с окружающим миром. Наше тело и все, что с ним связано является одним из средств самовыражения [14].

Природа тела, закономерности его изображения и представления, сущность тела и телесности активно обсуждаются на научных конференциях, отражаются и описываются в научных статьях, междисциплинарных сборниках, серийных публикациях. Феномену телесности посвящены множество научных работ в области философии, социологии, культурологии и психологии. Феномен телесности является сложным и многомерным, что создает трудности в его изучении и описании [14].

До последней трети XX в. в советской науке человеческое тело считалось природной данностью, которая представляет интерес лишь для медицины и биологии. И. С. Кон (2003) в работе «Мужское тело в истории культуры» пишет об особой «бестелесности» науки в Советском союзе. Общественные и гуманитарные науки обращали внимание на проблему тела лишь в контексте философской проблемой соотношения духовного и материального или же относительно истории искусства и физической культуры [2].

Рассматривая феномен телесности, мы можем выявить, насколько множественны его измерения. Данный феномен включает в себя телесное и духовное; временное и пространственное; биологическое, социальное и культурное [1].

Обширность и богатство накопившегося в истории изучения и осмысления тела человека материала, столь впечатляюще, что уже могло бы служить существенным основанием для возникновения убежденности в том, что телесность — предмет детально и глубоко прочитанный, изученный, и истолкованный. Но это в полной мере касается лишь естественнонаучной парадигмы. Тело человека является предметом детального изучения во многих областях: анатомия, физиология, антропология, биомеханика, сексология, гигиена и др. [1,5].

Существующие на настоящий момент исследования тела и телесности отражают целый ряд вопросов: исследование статуса телесности, изучение проблемы телесности в контексте истории; интерпретация «телесных схем» в психоанализе с опорой на идеи З. Фрейда; анализ соотношения телесного и духовного в психологии и психотерапии [8].

В исследовании телесности можно выделить 2 основных подхода: социокультурный и экзистенциально-феноменологический. С позиции социокультурного подхода телесность рассматривается в качестве социокультурного феномена, обладающего значениями и смыслами, а также выполняющего определенные культурные функции.Повышению интереса к социокультурным аспектам человеческой телесности способствуют такие социальные процессы как изменения во взаимоотношениях между полами, сопротивление подчиненному положению женщин в обществе. Были проведены эмпирические исследования тела в психофизиологии и психологии, разработаны специфические телесные техники с целью решения задач психотерапии. Это способствовало повышению внимания к человеческой телесности со стороны ученых и широкой общественности [8].

Согласно взгляду В. И. Кудашова(2014), на сегодняшний день необходимо не только проводить дифференцированный анализ тела как объекта и субъекта, но и уделять внимание интегративному анализу совокупности его различных качеств, состояний, и способностей, которые объединяются в феномен телесности. При этом невозможно рассматривать человеческое тело изолированно от его памяти, мышления, духовности, сознания и других составляющих[8].

Проблемное поле современных исследований телесности включает в себя вопросы о границах человеческого тела и телесности, диалектики внешнего и внутреннего уровней телесности, свободы и детерминированности телесной организации человека в разных культурах. Социокультурные аспекты телесности пересекаются на уровне символики и семиотики тела, как особенный«язык» тела» [8].

Экзистенциально-феноменологический подход был открыт в XX в.. Согласно данному подходу понятие «моего тела» определяется как основа присутствия в мире, обладания собой и направленности на окружающий мир[2].

Человеческое Я, как пишет А. В. Сенкевич (2012), представляет из себя подлинный и уникальный жизненный проект. Телесность связана с теми конкретными ситуациями, в которых я узнает себя как тело, и в этом смысле телесность это уже задача, а не данность. Телесность становится задачей лишь в контексте социума, так как именно культурная среда, общественная микро- и макросреда обозначают границу ценностей и норм, в том числе и в отношении к телу [11].

Психология рассматривает не само тело как таковое, а определенные состояния сознания, которые связаны с телом, например, нарушение схемы тела, его границ либо ощущений [15].

Психология телесности является относительно новым направлением в психологии. Была предпринята попытка аннулировать дихотомию психики и тела, психического и физиологического путем интегрирования психического и физиологического в единую сущность. Это поспособствовало выделению телесности в качестве объекта исследования в психологии.

Проблема тела и телесности человека тем или иным образом затрагивается в психологии личности, нейропсихологии, психофизиологии, психологии развития, психосоматике, специальной психологии, психология внешности и других. В настоящий момент проблема телесности в психологии является противоречивой и недостаточно разработанной. Многие исследователи не проводят границу между понятиями «образ тела» и «телесность» [7].

В зарубежной и в отечественной психологии, понятия «телесность» и «образ тела» имеют связь с конструктом «Я-телесное», «психофизической проблемой», телесно-ориентированной терапией, психосоматикой.

К настоящему моменту в психологии было проведено множество эмпирических исследований телесности как таковой и в частности образа тела. Были созданы и адаптированы ряд методик, направленных на изучение телесности, а также проведены эмпирические исследования, отражающие формирование образа тела, отношение к нему, особенности образа тела у определенных групп исследуемых.

В работах Н. Л. Ильиной (2013) рассматривается психология внутриличностного конфликта между душой и телом. По словам автора, этот конфликт выражается в двух противоположных вариантах: в полном непринятии телесности, и игнорировании ее, или же, напротив, в чрезмерном внимании к ней. И в том и другом случае тело рассматривается в качестве объекта оценивания и как средство, которое либо мешает, либо помогает достичь поставленной цели. Для того, чтобы сформировалась самоидентичность, необходимо преодоление дуализма тела и души, а также осознание и принятие собственной телесности. Успешность формирования самоидентичности зависит от того, каким образом будет простроена система «душа — тело — мир» [4].

Процессы осознания и становления отношения внутренним и внешним составляющим образа тела имеют определенную логику. Внешние компоненты образа тела осознаются при взаимоприкосновении своего собственного тела с телом другого, а также соотнесения собственного видимого образа с эталоном, и тело при этом выступает в качестве объекта оценивания: хорошее-плохое, устраивает-не устраивает, красивое-некрасивое, привлекательно-непривлекательно и т. п. [6].

Само тело человека объективно, но его восприятие человеком — субъективно. Человеческое тело имеет определенное вещественное оформление, его граница видима, осязаема. Восприятие тела выходит за его границы, границы могут быть непредсказуемы, они очерчиваются нашей психикой и находятся в зависимости от нее. В процессе социализации человек «обрастает» разными клише, относящимися к его телу, они представляют собой идеи, формы, идеалы, стереотипы, которые были усвоены от родителей, ближайшего окружения, СМИ и др. На формирование образа тела также влияет статус, ментальность, социальные роли, владение языком и речью [6].

Н. А. Польская (2014) в статье «эмоционально-личностные корреляты модификаций тела» отражает результаты исследования, которое направлено на изучение корреляции между модификациями тела и самоповреждениями. Данное исследование подтверждает существование связи между модификациями тела и самоповреждениями. При этом модификации тела представляют из себя так называемый идентификационный тип самоповреждающего поведения. Самоповреждение в рассматриваемом контексте имеет культурное значение, оно проходит ритуализацию и символизируется в телесных модификациях и определяет новую идентичность субъекта [10].

Н. Л. Ильина (2013, 2014) исследовала образ тела у мальчиков и девочек, занимающихся спортом. В ее работе говорится о наличии особенностей в формировании образа тела у мальчиков через занятия физической культурой и спортом. Автором статьи выдвигается предположение о том, что через особенность спортивной деятельности и путем предъявления к ребенку очень высоких требований со стороны спортивного тренера, а также родителей могут быть сформированы завышенные притязания относительно внешних данным и физических способностей. При этом чем существеннее эти предъявленные требования и «идеальные образы» отличаются от реальности 9–11 летнего мальчика, тем меньше удовлетворенности своей телесностью он будет ощущать [3,4].

Формированию образа тела у студентов-психологов была посвящена работа В. М. Минярова (2012). Автором была разработана учебная программа курса «Психология тела» для студентов психологического факультета. Программа раскрывает проблематику формирования образа тела у студентов в вузе, а также дает ей целостную характеристику его основ в качестве системы знаний, умений и навыков, которые необходимы современному специалисту-психологу для сознательного применения в его будущей профессиональной деятельности [9].

Эксперименты по формированию образа тела в сознании студентов-психологов на формирующем этапе эксперимента были выявлены позитивные изменения всех трех компонентов образа тела, а именно: когнитивного, эмоционального и динамического у студентов экспериментальной группы [Миняров В. М. Формирование образа тела в сознании студентов-психологов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Т. 14. — № 2(4). — 2012. — с. 968–972.].

Изучая особенности образа тела у людей с разным типом телосложения, Д. А. Толкунова (2012) выявила, что адекватный образ тела наиболее присущ эндоморфам. Исходя из результатов исследования, это связано с тем, что лишние килограммы, если постараться, можно скрыть, но они реально существуют, и замечаются как окружающими, так и теми, у кого они имеются. «Заниженный» образ тела в большей степени присущ мезоморфам, так как из-за занимаемого ими среднего положения, им трудно воспринимать себя объективно. Кто-то склонен приписывать себе лишние килограммы, а кто-то считает себя худым и пытается поправиться. «Завышенный» образ тела при этом в большей степени характерен для эктоморфов, так как они считают себя идеальными, и современная мода это подтверждает. Д. А. Толкуновой было выявлено, что то, как человек воспринимает себя, совершенно не зависит от его пола. И женщины, и мужчины могут иметь и адекватный образ тела, и «завышенный», и «заниженный» [13].

С. С. Татаурова (2012) проводила сравнительное кросс-культуральное исследование образа тела как когнитивной структуры самосознания. При планировании данного исследования предполагалось существование чрезмерной зависимости формирования образа тела и представлений о нем от идеалов и стандартов красоты, прививаемых СМИ. В целом, в ходе исследования была установлена меньшая обеспокоенность русскоязычных молодых людей проблемой избыточного веса и большая, по сравнению с американскими сверстниками, их удовлетворенность не только своим телом, но и отдельными его параметрами [12].

Теоретический анализ подходов в исследовании феномена телесности позволил выявить:

  1. К настоящему моменту не выделено единой концепции телесности, можно лишь сказать, что этот феномен является крайне сложным, обширным и многокомпонентным. При проведении исследования телесности необходимо учитывать не только цель, основу, источник, средство распознавания и критерии истинности, но не упускать из виду интеграцию разных видов диагностических приемов и методов.
  2. Телесность как таковая стала рассматриваться и изучаться только в ХХ в. До этого времени человеческое тело рассматривалось исключительно в рамках естественнонаучной парадигмы.
  3. В исследовании телесности можно выделить 2 основных подхода: социокультурный и экзистенциально-феноменологический. С позиции социокультурного подхода телесность рассматривается в качестве социокультурного феномена, обладающего значениями и смыслами, а также выполняющего определенные культурные функции. Экзистенциально-феноменологический подход определяет понятие «моего тела» как основу присутствия в мире, обладания собой и направленности на окружающий мир.

4. В психологии тело рассматривается как своеобразный контейнер, в котором собраны ощущения и чувства, являющиеся следствием пережитых ситуаций. Согласно телесной психологии, тело в виде мышечных блоков собирает в себе остатки невыраженных эмоций, чувств и желаний. Психология также рассматривает отношение человека с собственным телом и восприятие им телесности как таковой. Рассматривается тело в системе ценностей и идеалов.

  1. Образ тела представляет собой сложное психологическое образование, включающее в себя весь спектр мыслей, чувств и ощущений, связанный с собственным телом у каждого конкретного индивида. На его формирование влияет совокупность множества факторов, основными являются прошлый опыт, семейные установки, общественные стереотипы, личностные особенности.

6. Большинство эмпирических исследований в психологии телесности посвящено образу тела. В частности, описываются эксперименты по формированию образа тела, изучаются особенности образа тела у детей, занимающихся спортом, в исследованиях рассматривается степень влияния СМИ на образ тела.

Литература:

  1. Виляева С. И. Историческое развитие понятия «человеческая телесность» // Аналитика культурологии. — № 28. — 2014. — с. 20–32.
  2. Горячев В. В. О методологических проблемах исследования телесного сознания школьников // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — Том 20. — 2014. — с. 64–66.
  3. Ильина Н. Л., Егоренко Л. А. Особенности восприятия образа тела у девочек 10–12 лет, занимающихся спортом. // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». — № 9 (115). — 2014 год. — с. 172–176.
  4. Ильина Н. Л. Формирование образа тела у мальчиков 9–11 лет // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — № 11 (105). — 2013. — с. 50–54.
  5. Ирина А. М. Телесность как доминанта культуры постмодерна // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. — № 1 (27). — часть 1. — с. 143–146
  6. Искандирова А. Б., Малыгин В. Л., Меркурьева Ю. А. Особенности эмоциональной сферы и образа тела у подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению, и его коррекция. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 5. URL: http:// medpsy.ru
  7. Кисляковская, В. В. Телесность и самоидентификация как аспекты формирования самосознания у подростков в норме и с нарушениями зрения [электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/472/2076.
  8. Кудашов В. И. Исцеление тела и целостность телесности // Сибирское медицинское обозрение. — № 4. — 2014. — с. 99–104.
  9. Миняров В. М. Формирование образа тела в сознании студентов-психологов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Т. 14. — № 2(4). — 2012. — с. 968–972.
  10. Польская Н. А. Эмоционально-личностные корреляты модификаций тела // Известия Саратовского университета. Философия. Психология. Педагогика. — 2014. — Т. 14. — выпуск 2. — с. 84–90.
  11. Сенкевич А. В. Телесность как Фактор страдания // Известия ВГПУ. — т. 67. — № 3. — 2012. — с. 12–14.
  12. Татаурова С. С. Сравнительное кросс-культуральное исследование образа тела как когнитивной структуры самосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. — № 31. — 2012. — 18–24.
  13. Толкунова Д. А., Пономарева Т. Ю. Особенности образа тела у людей с разным типом телосложения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — № 8. — 2012. — с. 55–61
  14. Цветоус-Сальхова Т. Э. К определению понятий «тело» и «телесность» // Профессиональное образование в современном мире. — № 2(5). — 2012. — с.101–108.
  15. Черкашина А. Г. Самоотношение в структуре телесного самовосприятия студенток вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — т. 12. — № 5. — 2010. — с.168–172.
Основные термины (генерируются автоматически): образа тела, образ тела, особенности образа тела, Формирование образа тела, формирование образа тела, исследование образа тела, формированию образа тела, формирования образа тела, Проблема тела, адекватный образ тела, изучению образа тела, исследования тела, модификациями тела, Формированию образа тела, частности образа тела, составляющим образа тела, компоненты образа тела, формировании образа тела, компонентов образа тела, Особенности образа тела.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос