Под занятиями по специальности в структурных подразделениях исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее — занятия по специальности) автор понимает занятия с государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга (далее — гражданские служащие) и лицами, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга (далее — работники), по вопросам деятельности (направлениям деятельности) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее — ИОГВ) и их структурных подразделений, а также исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими/работниками.
На наш взгляд, занятия по специальности в структурных подразделениях ИОГВ имеют следующие учебно-воспитательные цели:
– повышение профессионального уровня гражданских служащих и работников;
– повышение ответственности у гражданских служащих и работников за порученное дело;
– ликвидация/профилактика пробелов и недостатков, выявленных в процессе службы/работы гражданских служащих, работников;
– подготовка гражданских служащих, работников к выполнению заданий повышенной сложности либо новых заданий;
– привитие уважительного отношения к специальности/профессии.
Приведенный перечень учебно-воспитательных целей не является исчерпывающим и может быть расширен.
Занятия по специальности не только дополняют уже сформированную систему профессионального развития гражданских служащих (статья 62 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 769-163 «Об организации профессионального развития государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга»), но и обеспечивают получение работниками знаний по вопросам деятельности (направлениям деятельности) ИОГВ и их структурных подразделений, а также исполнения должностных обязанностей. Однако не секрет, что обучение по данным вопросам для лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, централизованно не предусмотрено [1].
Нередко у руководителей структурных подразделений Комитета по информатизации и связи и других ИОГВ возникает вопрос о том, какие темы могут стать предметами изучения на занятиях по специальности. Это могут быть как текущие вопросы/задачи, которые решает структурное подразделение, так и возложенные на него направления деятельности. Вот некоторые примеры тем занятий по специальности (текущие вопросы/задачи) для Отдела по вопросам государственной службы и кадров Комитета по информатизации и связи:
– особенности взаимодействия с инвалидами при их поступлении на государственную гражданскую службу Санкт-Петербурга;
– о разработке должностных регламентов государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга с учетом областей и видов деятельности;
– о порядке направления в служебные командировки на территории Российской Федерации лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в ИОГВ.
Для иллюстрации предметов занятий по специальности, посвященных направлениям деятельности, возложенным на структурное подразделение ИОГВ, перечислим направления деятельности Отдела по вопросам государственной службы и кадров Комитета по информатизации и связи [1]:
– охрана труда;
– ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях;
– обеспечение реализации трудовых отношений директорами подведомственных организаций;
– обеспечение реализации трудовых отношений лицами, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы;
– обеспечение прохождения гражданскими служащими государственной гражданской службы;
– кадровое строительство;
– кадровое делопроизводство и обеспечение деятельности комиссий (аттестационной, конкурсной, квалификационной и др.);
– работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органе государственной власти и подведомственных организациях; антикоррупционный мониторинг;
– воспитательная работа.
Необходимо обратить внимание на то, что руководители структурных подразделений должны соотносить объем рассматриваемого материала с лимитом времени, отведенного на проведение занятия по специальности. Так, продолжительность занятий по специальности, на которых рассматриваются текущие задачи/вопросы, может составлять в среднем от 20 до 45 минут. Разбор вопросов, связанных с направлениями деятельности структурного подразделения ИОГВ, как правило, требует гораздо больше времени. В частности, проработка с сотрудниками Отдела по вопросам государственной службы и кадров Комитета по информатизации и связи (далее — сотрудники) такого направления деятельности, как «Охрана труда», заняла два месяца. 30–40-минутные занятия по специальности, посвященные вопросам охраны труда, проводились два раза в неделю. Кроме того, для более глубокой проработки составляющих охраны труда сотрудники провели научно-исследовательскую работу, результатом которой стала научная статья [2]. В совокупности занятия по специальности и научно-исследовательская деятельность позволили всем сотрудникам серьезно расширить свои знания в сфере охраны труда в ИОГВ.
О подготовке начальника структурного подразделения к проведению занятия по специальности. Необходимо особо подчеркнуть, что руководитель структурного подразделения обязан глубоко владеть теорией и практикой вопросов, выносимых на занятие по специальности. Более того, он обязан иметь разработанный им план проведения такого занятия, который позволяет учесть все детали: от учебно-воспитательных целей до объема информации. Для наглядности представляем план занятия по специальности на тему «О специальной оценке условий труда» (см. схему 1).
Схема 1
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель Комитета по информатизации исвязи
Д.П.Чамара
20 мая 2019 года
План занятия по специальности ссотрудниками Отдела по вопросам государственной службы икадров Комитета по информатизации исвязи
Дата: 22.05.2019 Время: 16:00 — 16:45 Место: каб. 138
Тема: Оспециальной оценке условий труда
Учебно-воспитательные цели:
- Расширить знания сотрудников Отдела по вопросам государственной службы и кадров о специальной оценке условий труда.
- Подготовить сотрудников Отдела по вопросам государственной службы и кадров к проведению специальной оценки условий труда в Комитете по информатизации и связи.
- Продолжить воспитание в сотрудниках уважительного отношения к специальности/профессии.
Вопросы занятия:
- Порядок проведения специальной оценки условий труда.
- О разработке технического задания и государственного контракта.
Организационно-методические рекомендации по проведению занятия по специальности
№ п/п |
Изучаемые вопросы |
Время (мин) |
Организационно-методические рекомендации по рассмотрению основных вопросов |
1 |
Организация занятия |
3 |
Объявление темы, учебно-воспитательных целей, учебных вопросов занятия. Обзор литературы. |
2 |
Порядок проведения специальной оценки условий труда |
19 |
Теория вопроса. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда. Комиссия по проведению специальной оценки условий труда. Утверждение рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Классификация условий труда. График проведения специальной оценки условий труда. Практика вопроса. Рабочие материалы проведения специальной оценки условий труда в Комитете по информатизации и связи в 2015 году. |
3 |
О разработке технического задания и государственного контракта |
20 |
Практика вопроса. Выбор организации, оказывающей услуги в области охраны труда. Техническое задание. Требования к сроку и объему предоставления услуг. Гарантии качества услуг. Требования к техническим характеристикам услуг. Расчет цены контракта. Перечень отчетных документов. Заключение эксперта. Сведения об организации. Карты специальной оценки условий труда. Протоколы проведения исследований. Рекомендации. |
4 |
Заключительная часть |
3 |
Вопросы/ответы. Отведение срока сотрудникам Отдела по вопросам государственной службы и кадров Комитета по информатизации и связи для самостоятельного изучения/уяснения вопросов занятия. |
Начальник Отдела по вопросам государственной службы икадровВ.Н.Паршин
Комментируя приведенный план, следует обратить внимание на то, что в него обязательно должны быть включены положения о теории и практике вопроса. Дело в том, что занятие по специальности тем и отличается от инструктажа, что охватывает не только последовательность действий, но и практику и теорию вопроса. Опыт автора показал, что сотрудников необходимо основательно готовить к выполнению той или иной задачи. Погружение подчиненных в теорию и практику вопроса расширяет их представление об объеме работ и личных возможностях в самостоятельном поиске правильных решений; самопроверке; критическом анализе; самостоятельном планировании своей деятельности. Качество выполнения задачи напрямую зависит от качества подготовки ее исполнителя.
Необходимо акцентировать внимание еще на одном важном моменте. В настоящее время, к сожалению, не проводятся занятия по специальности с начальниками структурных подразделений ИОГВ. Сторонники такой позиции нередко задаются вопросами: кто будет проводить такое занятие? какой может быть его тема? Ответы же на них достаточно просты. Такие занятия (например, на тему: «О документах, разрабатываемых начальниками структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при управлении подразделением») может проводить как руководитель ИОГВ, так и его заместители. Причем темы занятий лежат на поверхности, могут быть сформулированы на основе многолетних наблюдений. Руководители структурных подразделений ИОГВ зачастую не владеют вопросами управления своим подразделениям (иногда даже не доводят свои решения до подчиненных) и не прогнозируют последствий действий разработанных ими документов (нередко не знают, какие документы они обязаны разрабатывать при управлении своим подразделением). Приведем примерный план занятия по специальности с руководителями структурных подразделений Комитета по информатизации и связи (модель) (см. схему 2).
Схема 2
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель Комитета по информатизации исвязи _______________
23 мая 2019 года
План занятия по специальности сначальниками структурных подразделений Комитета по информатизации исвязи
Дата: 24.05.2019 Время: 16:00 — 16:45 Место: каб. 104
Тема: Одокументах, разрабатываемых начальниками структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при управлении подразделением
Учебно-воспитательные цели:
- Расширить знания начальников структурных подразделений Комитета по информатизации и связи о документах, разрабатываемых при управлении подразделением.
- Привитие уважительного отношения к управленческой деятельности.
Вопросы занятия:
- Обзор документов, разрабатываемых начальниками структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при управлении подразделением.
- О разработке плана работы структурного подразделения Комитета по информатизации и связи.
Организационно-методические рекомендации по проведению занятия по специальности
№ п/п |
Изучаемые вопросы |
Время (мин) |
Организационно-методические рекомендации по рассмотрению основных вопросов |
1 |
Организация занятия |
3 |
Объявление темы, учебно-воспитательных целей, учебных вопросов занятия. Обзор литературы. |
2 |
Обзор документов, разрабатываемых начальниками структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при управлении подразделением |
24 |
Теория вопроса. Документы как выражение требования властности[Р1]. Обзор. Документы, разрабатываемые начальниками структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее — ИОГВ) при управлении подразделением: положение о структурном подразделении ИОГВ; должностные регламенты государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга (далее — гражданские служащие); должностные инструкции работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга (далее — работники); служебные записки и индивидуальные планы о направлении в служебную командировку подчиненных гражданских служащих; служебные записки о направлении в служебную командировку подчиненных работников; планы работы структурного подразделения (на месяц, квартал, полугодие, год); отзывы об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период; представления о награждении Почетной грамотой ИОГВ или об объявлении Благодарности ИОГВ подчиненным гражданским служащим; представления о награждении Почетной грамотой ИОГВ или об объявлении Благодарности ИОГВ подчиненным работникам; служебные записки вышестоящему руководителю с предложениями по применению к гражданским служащим подразделения мер поощрения и дисциплинарного взыскания; служебные записки вышестоящему руководителю с предложениями по применению к работникам подразделения мер поощрения и дисциплинарного взыскания; номенклатура дел структурного подразделения ИОГВ; служебные записки вышестоящему руководителю об оборудовании рабочего места гражданским служащим или работникам; служебные записки вышестоящему руководителю об определении подчиненного должностного лица, которое будет замещать начальника структурного подразделения в случае его временного отсутствия; служебные записки о планируемых отпусках гражданских служащих; служебные записки о планируемых отпусках работников; служебные записки об отзыве гражданских служащих, работников из отпуска; планы прохождения испытания гражданскими служащими/заключения об итогах выполнения планов; планы прохождения испытания работниками/заключения об итогах выполнения планов; представления об установлении квалификационных категорий гражданским служащим; табель учета рабочего времени гражданских служащих и работников; служебные записки с предложениями об установлении гражданским служащим надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячных денежных поощрений; служебные записки с предложениями об установлении работникам надбавок к должностному окладу за сложность и напряженность, ежемесячных денежных поощрений. |
3 |
О разработке плана работы структурного подразделения Комитета по информатизации и связи |
14 |
Разработка плана работы структурного подразделения Комитета по информатизации исвязи (далее— КИС) (пункт 4.4.4. Примерного положения о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп). 1. Для разработки плана работы структурного подразделения необходимо изучить: Положение о КИС. Регламент КИС. Положение о структурном подразделении КИС. ГОСТы, руководящие документы по отраслевой направленности/деятельности структурного подразделения. Направления деятельности, возложенные на структурное подразделение. 2. Обсуждение Плана с сотрудниками структурного подразделения КИС (решение — за начальником структурного подразделения). 3. Согласование/обсуждение Плана с курирующим структурное подразделение заместителем КИС/председателем КИС. В соответствии с пунктом 2.1. Регламента Комитета по информатизации и связи, утвержденного распоряжением Комитета по информатизации и связи от 16.11.2011 № 66-р, планы работы структурных подразделений формируются поквартально и на год. Практика вопроса. Планы работы Отдела по вопросам государственной службы и кадров Комитета по информатизации и связи за 2017, 2018, 2019 годы. |
4 |
Заключительная часть |
3 |
Вопросы/ответы. Отведение срока сотрудникам Отдела по вопросам государственной службы и кадров Комитета по информатизации и связи для самостоятельного изучения/уяснения вопросов занятия. |
Заместитель председателя Комитета _____________
О периодичности проведения занятий по специальности. На наш взгляд, занятия по специальности необходимо проводить не менее одного раза в два месяца. Практика показывает, что за этот период в работе сотрудников структурного подразделения выявляется определенное количество недостатков. Конечно, возможно более частое проведение занятий по специальности, если это связано с подготовкой сотрудников к исполнению новых заданий либо заданий повышенной сложности.
Таким образом, на занятиях по специальности гражданские служащие и работники оперативно, на месте (в своем ИОГВ) расширяют свои знания по вопросам деятельности (направлениям деятельности) ИОГВ и их структурных подразделений, а также исполнения должностных обязанностей; руководители же структурных подразделений ИОГВ расширяют свои знания в вопросах управленческой деятельности.
В контексте статьи хотелось бы обратить внимание на еще один важный момент. На наш взгляд, занятия по специальности, профессиональная переподготовка, повышение квалификации гражданских служащих и работников должны осуществляться только через призму государственного интереса Российской Федерации, действующего законодательства о государственной службе Российской Федерации, действующего законодательства о государственной гражданской службе Санкт-Петербурга, действующего трудового законодательства Российской Федерации, иного действующего законодательства Российской Федерации. При этом каждый руководитель (преподаватель, ученый, руководитель структурного подразделения ИОГВ и др.) занятия по специальности, занятия в системе профессиональной подготовки, занятия в системе повышения квалификации (далее — руководитель занятия) обязан иметь не только план занятия, но и его учебные/рабочие материалы с полным списком литературы, на которую он ссылается. Учебные/рабочие материалы руководителя занятия должны заблаговременно проверяться на предмет новизны, научности, соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Пристальное внимание к подготовке руководителей занятий необходимо, так как практика показывает, что они не всегда готовятся к занятиям, некоторые из них не имеют надлежащей подготовки и квалификации, не обладают знаниями в сфере действующего законодательства о государственной гражданской службе и не имеют понятия о государственном интересе. Наблюдения автора показали, что:
– зачастую руководители занятий (например, преподаватели вузов) имеют глубокую теоретическую подготовку (в вопросах государственной гражданской службы), но при этом ни одного дня не служили (не проходили государственную гражданскую службу и не имеют соответствующей практики);
– гражданские служащие, приглашаемые для проведения занятий, имеют богатый практический опыт, но не осведомлены в вопросах педагогики (занятия больше напоминают инструктаж);
– приглашенные для проведения занятий карьерные коучи, карьерные консультанты, бизнес-тренеры, сертифицированные фасилитаторы, организационные консультанты (перечень можно продолжить), прошедшие подготовку в различных странах, не всегда ориентируются в действующем законодательстве Российской Федерации и Санкт-Петербурга в частности.
При этом в большинстве своем руководители занятий не имеют плана занятия и учебные/рабочие материалы. Как правило, руководитель занятия приносит презентацию, в содержании которой нередко отсутствуют источники, которые он использовал при подготовке.
И самое главное, в настоящее время назрела необходимость решения таких насущных вопросов, как: кто и каким образом должен проверять готовность руководителя к проведению занятия? Определена ли процедура такой проверки? Соответствуют ли рабочие/учебные материалы руководителя занятия государственному интересу? Дело в том, что некоторые гражданские служащие, прошедшие повышение квалификации, плохо ориентируются в вопросах государственного управления, в частности демонстрируют отсутствие знаний о принципе единоначалия и таким образом создают предпосылки к нарушению существующей системы государственного управления. Возникают ситуации, когда специалист — гражданский служащий одного ИОГВ отдает поручение руководителю структурного подразделения другого ИОГВ, которое относится к компетенции руководителя другого ИОГВ (к компетенции руководителей ИОГВ). При этом устанавливается срок исполнения; подчеркивается спешность исполнения (исполнить необходимо прямо сейчас); поручение мотивируется принятием решения высокопоставленным начальником; проявляется служебный нажим; дается оценка деятельности руководителя структурного подразделения ИОГВ; игнорируется руководитель другого ИОГВ. Как правило, на вопрос о том, почему игнорируется руководитель данного ИОГВ и за него принимается решение по вопросу, отнесенному к его компетенции, звучат следующие ответы: «Все так работают»; «Вы не понимаете важность задания»; «Так быстрее»; «Меня не волнует»; «Я повторяю Вам…» Ответы таких гражданских служащих свидетельствуют о том, что они понятия не имеют о принципе единоначалия и не осознают того, что делают (гражданский служащий не имеет права принимать решения (совершать действия), относящиеся только к компетенции руководителя ИОГВ). Это тревожный факт.
Мы считаем, что от качества подготовки руководителей занятий зависит не только качество обучения гражданских служащих/работников, но и существующая система управления в ИОГВ. Если сегодня не обращать внимание на качество подготовки руководителей занятий, то через несколько лет это может привести к ослаблению государственного управления в целом (в частности, не получив от руководителя занятия надлежащую информацию о принципе единоначалия, гражданские служащие своими безграмотными действиями постепенно ослабляют управление ИОГВ). Для стабилизации ситуации предлагается обратить внимание на уже сформулированное предложение о создании института повышения квалификации в регионе/регионах Российской Федерации [1] с различными целями, включая:
– подготовку руководителей занятий (преподавателей по дисциплинам программ повышения квалификации, переподготовки гражданских служащих) из числа опытных в специальности/специальностях гражданских служащих, работников (10 лет и более стажа работы по специальности), склонных к педагогической деятельности;
– обсуждение учебных материалов, разработанных штатными преподавателями, приглашенными преподавателями, карьерными коучами, карьерными консультантами, бизнес-тренерами, сертифицированными фасилитаторами, организационными консультантами (обсуждение производится совместно с профессорско-преподавательским составом института и разработчиками учебных материалов на предмет научности, соответствия действующему занонодательству, государственному интересу и др.);
– разработку учебных, учебно-методических пособий по вопросам специальной подготовки граждан к гражданской службе и гражданских служащих по направлениям деятельности ИОГВ (например, управление структурным подразделением ИОГВ, управление ИОГВ, кадровая работа в ИОГВ и др.)
Таким образом, если профессиональное развитие гражданских служащих и работников продолжать доверять руководителям занятий, не имеющим надлежащей подготовки, и не проверять разработанные учебные материалы на соответствие действующему законодательству Российской Федерации и государственному интересу Российской Федерации, то это со временем приведет к ослаблению не только института государственной гражданской службы, но государственного управления в целом.
Информация, приведенная в данной статье, не является исчерпывающей. Мы продолжим исследование вопросов, связанных с занятиями по специальности в структурных подразделениях ИОГВ.
Литература:
- Паршин В. Н. О кадровой работе в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга/В. Н. Паршин. — Казань: Бук, 2019.
- Паршин В. Н., Смирнова Н. А., Чернов Д. В. К вопросу об охране труда в государственном органе // Молодой ученый. — 2018. — № 14. — С. 220–228.
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // СЗ РФ. — 2013. — № 52 (часть I). — Ст. 6991.
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. — 2013. — № 14. — Ст. 1652.
- Рабочие материалы проведения специальной оценки условий труда в Комитете по информатизации и связи в 2015 году.
[Р1]такой термин используется в госуправлении?