О формировании структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Паршин, В. Н. О формировании структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга / В. Н. Паршин, Н. А. Смирнова, Д. В. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 129-139. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65045/ (дата обращения: 17.12.2024).



Вопрос о формировании структурных подразделений в исполнительных органах государственной власти (далее — ИОГВ) Санкт-Петербурга является одним из сложных и требует к себе внимания.

Авторы продолжают развивать тему кадрового строительства в ИОГВ [1]. Актуальность обращения к теме обусловлена отсутствием в настоящее время положения о типовом организационно-штатном построении ИОГВ и утвержденных положений нормирования служебной деятельности государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга (далее — гражданские служащие) и трудовой деятельности лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга (далее — работники).

Многолетний опыт кадровой работы показывает, что формирование структурных подразделений в ИОГВ — процесс трудоемкий, требующий от разработчиков глубоких знаний и развитых навыков кадрового строительства. К авторам часто обращаются коллеги, руководители структурных подразделений ИОГВ, руководители ИОГВ с вопросами о содержании формы обоснования формирования структурного подразделения в ИОГВ и на какие узловые моменты следует обратить внимание при формировании структурного подразделения ИОГВ.

По мнению авторов, при формировании структурного подразделения в ИОГВ необходимо учитывать следующие узловые моменты:

– задачи, полномочия, функции ИОГВ, планируемые к возложению на структурное подразделение (задачи, полномочия, функции ИОГВ изложены в положениях об ИОГВ) [4];

– финансово-экономическое обоснование содержания структурного подразделения в ИОГВ;

– требования законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга к формированию структурного подразделения в ИОГВ: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга», Закон Санкт-Петербурга от 08.06.2005 № 302-34 «О реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга», Закон Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, Закон Санкт-Петербурга от 23.06.2005 № 347-40 «О расчетной единице», постановление губернатора Санкт-Петербурга от 28.06.2005 № 224-пг «О группах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга», постановление правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2009 № 341 «О предельной численности должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга и должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга», постановление правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2010 № 528 «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» и другие законодательные акты;

– типовые (примерные) положения о структурных подразделениях ИОГВ;

– нормирование служебной деятельности гражданских служащих, трудовой деятельности работников ИОГВ;

– административные регламенты ИОГВ по исполнению соответствующей государственной функции (например, административный регламент Комитета по информатизации и связи по исполнению государственной функции по осуществлению от имени Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных действующим законодательством, правомочия обладателя информации, содержащейся в государственных информационных системах, в пределах своей компетенции, утвержденный распоряжением Комитета по информатизации и связи от 12.07.2010 № 30-р);

– теоретические вопросы кадрового строительства.

Комментируя узловые моменты формирования структурных подразделений в ИОГВ, авторы подчеркивают, что все вышеобозначенные составляющие должны быть в обязательном порядке проработаны и учтены разработчиками. Нельзя сформировать структурное подразделение, основываясь, например, только на типовых положениях о структурных подразделениях ИОГВ. Почему? Потому что типовые (примерные) положения о структурных подразделениях ИОГВ не содержат информации:

– о задачах, полномочиях, функциях конкретного ИОГВ, которые планируется возложить на структурное подразделение;

– о финансовых затратах, необходимых для содержания создаваемого структурного подразделения;

– о нормировании служебной деятельности гражданских служащих и трудовой деятельности работников;

– о требованиях законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга к формированию структурных подразделений в ИОГВ;

– о порядке реализации государственной функции, возлагаемой на структурное подразделение,

а также не учитывают теоретических вопросов кадрового строительства.

Особое внимание следует уделять теоретическим вопросам кадрового строительства. По мнению авторов, именно теоретические вопросы кадрового строительства остаются недооцененными в работе по формированию структурных подразделений в ИОГВ. А зря. В настоящее время ни один руководящий документ не раскрывает сущности терминов, например, «отдел» или «управление» как структурных подразделений в ИОГВ. Разобраться в сущности терминов и качественно выстроить структуру ИОГВ помогает теория кадрового строительства. Так, авторы довольно часто были свидетелями ситуации, когда руководители разного уровня стремились в одном ИОГВ сформировать сразу несколько управлений для решения определенного круга вопросов, не задумываясь над тем, что управление — это, в сущности, структурное подразделение ИОГВ, реализующие отраслевое (крупное, основное) направление деятельности ИОГВ. Оппоненты авторов мотивировали свою позицию исполнением нормативов Требований к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (комитетов, служб, палат, управлений, инспекций), утвержденных распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2006 № 78-рп: «Количество должностей в управлении в структуре исполнительного органа должно быть не менее 9 штатных единиц, при этом в управление в структуре исполнительного органа не может входить менее двух отделов». Однако их доводы нельзя признать убедительными в силу того, что для формирования такого структурного подразделения в ИОГВ, как управление, полагаться исключительно на зависимость от количества должностей недостаточно, ибо количество должностей определяет только внутреннюю структуру будущего подразделения ИОГВ, а главенствующим при формировании управления в ИОГВ является определение именно отраслевого (крупного, основного) направления деятельности ИОГВ, которое будет реализовывать структурное подразделение. Управление создается не для того, чтобы занять девять сотрудников ИОГВ и предоставить высокую должность гражданской службы некоему лицу, а для того чтобы реализовать отраслевое (крупное, основное) направление деятельности ИОГВ.

Перечень приведенных узловых моментов формирования структурных подразделений в ИОГВ не является исчерпывающим и будет дополняться и совершенствоваться.

Перейдем к рассмотрению содержания формы обоснования формирования структурного подразделения в ИОГВ. На сегодняшний день ни законодатель, ни регулятор вопроса (государственные органы, контролирующие кадровое строительство в государственных органах) не определили формы обоснования формирования структурного подразделения в ИОГВ (далее — обоснование). Авторы предлагают вариант формы обоснования с комментариями и пояснениями.

Форма обоснования формирования структурного подразделения в ИОГВ

  1. Рабочее название структурного подразделения ИОГВ (указывается название структурного подразделения, которое должно точно отражать задачи, полномочия и функции ИОГВ, возложенные на структурное подразделение).
  2. Отраслевое структурное подразделение или функциональное структурное подразделение ИОГВ (указывается отраслевое или функциональное структурное подразделение ИОГВ).

Отраслевые структурные подразделения ИОГВ. Для управления ИОГВ определенными отраслями (сферами деятельности) в ИОГВ создаются отраслевые структурные подразделения [2]. В частности, в Комитете по информатизации и связи (Санкт-Петербург) созданы следующие отраслевые структурные подразделения:

отдел развития информатизации (информационные технологии);

отдел аналитического обеспечения информатизации (информационные технологии);

отдел городских телекоммуникаций и развития сетей связи (связь);

управление информационной безопасности и технической защиты информации (защита информации).

Функциональные структурные подразделения ИОГВ. По мнению авторов, основу жизнедеятельности любого ИОГВ в контексте кадрового строительства составляют функциональные структурные подразделения, обеспечивающие его деятельность. А именно:

– подразделение по вопросам кадровой работы и государственной службы;

– подразделение по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений;

– подразделение юридического (правового) обеспечения;

– подразделение бухгалтерского (финансового) обеспечения;

– подразделение документационного обеспечения (делопроизводство, контроль исполнения документов, архив);

– подразделение информационно-технологического обеспечения (включая защиту информации);

– подразделение организационно-технического и хозяйственного обеспечения (включая вопросы охраны труда);

– подразделение по закупочной деятельности;

– подразделение по вопросам экономической и плановой работы;

– подразделение по вопросам международной деятельности (при ведении международной деятельности);

– подразделение по вопросам защиты государственной тайны;

– подразделение по вопросам осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных ИОГВ организациях (при наличии подведомственных организаций);

– подразделение по вопросам внутреннего финансового контроля в ИОГВ и подведомственных ИОГВ организациях;

– подразделение по вопросам осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг (при наличии подведомственных организаций);

– пресс-служба.

Для наглядности сформирована таблица 1, которая включает в себя наименования функциональных структурных подразделений ИОГВ и правовых источников, определяющих их создание.

Таблица 1

Подразделение по вопросам кадровой работы и государственной службы.

Распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп «О Примерном положении о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров»

Подразделение по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений.

Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»

Подразделение юридического (правового) обеспечения.

Постановление правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2006 № 821 «О мерах по совершенствованию правового обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти

Санкт-Петербурга»

Подразделение бухгалтерского (финансового) обеспечения.

Положение о финансово-бухгалтерском управлении администрации губернатора Санкт-Петербурга, утвержденное приказом администрации губернатора Санкт-Петербурга от 18.12.2003 № 56-пв

Функциональные структурные подразделения ИОГВ, обеспечивающие его деятельность

Подразделение документационного обеспечения (делопроизводство, контроль исполнения документов, архив, обращения граждан, обеспечение личного приема).

«Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения» — приказ Главархива СССР от 25.05.1988 № 33,

распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2004 № 76-рп «Об организации делопроизводства в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга»

Подразделение информационно-технологического обеспечения (включая защиту информации).

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 494 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге»,

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга»,

Квалификационный справочник должностей руководителей специалистов и других служащих (постановление Минтруда России от 21.08.1998 № 37)

Пресс-служба (включая обеспечение доступа к информации о деятельности ИОГВ).

Постановление правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 № 864 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов», постановление правительства Санкт-Петербурга от 18.11.2003 № 43 «Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга»

Подразделение по закупочной деятельности.

Федеральный закон от 05.09.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

постановление правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга»

Подразделение по вопросам экономической и плановой работы.

Федеральный закон от 05.09.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

постановление правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1095 «О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга»

Подразделение по вопросам международной деятельности.

Методические рекомендации по нормированию численности и формированию организационно-штатной структуры типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти (18.12.2017)

Подразделение по вопросам защиты государственной тайны.

Методические рекомендации по нормированию численности и формированию организационно-штатной структуры типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти (18.12.2017),

инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (постановление правительства РФ от 06.02.2010 № 63)

Функциональные структурные подразделения ИОГВ, обеспечивающие его деятельность

Подразделение по вопросам внутреннего финансового контроля в ИОГВ и подведомственных ИОГВ организациях.

Постановление правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2014 № 440 «О порядке осуществления внутреннего финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств Санкт-Петербурга, главными администраторами доходов бюджета Санкт-Петербурга, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга»

Подразделение по вопросам осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг.

Постановление правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2016 № 1145

«О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга»

Подразделение организационно-технического и хозяйственного обеспечения (включая вопросы охраны труда).

Методические рекомендации по нормированию численности и формированию организационно-штатной структуры типовых подразделений федеральных органов исполнительной власти (18.12.2017),

постановление правительства Санкт-Петербурга от 18.11.2003

№ 43 «Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга»

Подразделение по вопросам осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных ИОГВ организациях.

Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 05.12.2017 № 221-р «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Санкт-Петербурге»

  1. Задачи, полномочия, функции ИОГВ, планируемые к возложению на отраслевое (функциональное) структурное подразделение, изложенные вположении об ИОГВ (перечисляются задачи, полномочия, функции ИОГВ со ссылкой на нормативный правовой акт).
  2. Задачи и полномочия структурного подразделения ИОГВ (перечисляются задачи и полномочия формируемого структурного подразделения ИОГВ).
  3. Требования законодательства Российской Федерации, Санкт-Петербурга о создании структурного подразделения в ИОГВ (приводятся требования законодательства Российской Федерации, Санкт-Петербурга о создании структурного подразделения в ИОГВ). Например, в Порядке осуществления исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в подведомственных им организациях, утвержденном распоряжением Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 05.12.2017 № 221-р, определено создание в структуре ИОГВ структурного подразделения по осуществлению ведомственного контроля. Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2006 № 821 «О мерах по совершенствованию правового обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» установлено, что «правовое обеспечение деятельности исполнительных органов, предельная численность должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в которых составляет более 30, осуществляют юридические службы, которые входят в состав указанных исполнительных органов в качестве самостоятельных структурных подразделений и подчиняются непосредственно руководителям исполнительных органов».
  4. Вид структурного подразделения (указывается вид структурного подразделения ИОГВ): управление, отдел, сектор, отдел в управлении, сектор в управлении или отделе.

Справочная информация.

Управление ИОГВ — это структурное подразделение ИОГВ, реализующее отраслевое (основное, крупное) направление деятельности ИОГВ.

Например, управление информатизации Комитета по информатизации и связи (далее — управление информатизации). В соответствии с главой 2 «Задачи комитета», главой 3 «Полномочия комитета» Положения о Комитете по информатизации и связи, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2010 № 450, управление информатизации создается как структурное подразделения Комитета по информатизации и связи, реализующее крупное отраслевое направление деятельности Комитета по информатизации и связи «реализация государственной политики Санкт-Петербурга в сфере информационных технологий».

Отдел управления ИОГВ — это структурное подразделение ИОГВ, реализующее конкретное направление в рамках отраслевого (основного, крупного) направления деятельности ИОГВ, возложенное на управление ИОГВ.

Например, отдел информационно-компьютерной безопасности управления информационной безопасности и технической защиты информации Комитета по информатизации и связи. В соответствии с главой 2 «Задачи комитета», главой 3 «Полномочия комитета» Положения о Комитете по информатизации и связи, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2010 № 450, отдел информационно-компьютерной безопасности реализует конкретное направление «информационно-компьютерная безопасность» в рамках крупного основного направления деятельности «реализация государственной политики Санкт-Петербурга в сфере защиты информации», возложенного для реализации на управление информационной безопасности и технической защиты информации Комитета по информатизации и связи.

Сектор управления (отдела) ИОГВ — это структурное подразделение ИОГВ, реализующее часть направления в рамках отраслевого (основного, крупного) направления деятельности ИОГВ, возложенного на управление ИОГВ, реализующее часть самостоятельного направления деятельности, возложенного на отдел ИОГВ.

Например, сектор методического обеспечения отдела профессионального образования и воспитательной работы Комитета по науке и высшей школе. В соответствии с главой 2 «Задачи комитета», главой 3 «Полномочия комитета» Положения о Комитете по науке и высшей школе, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2004 № 176, сектор методического обеспечения реализует часть направления деятельности «разработка методических рекомендаций» в рамках самостоятельного направления деятельности «определение и осуществление политики в области среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного образования», возложенного для реализации на отдел профессионального образования и воспитательной работы Комитета по науке и высшей школе.

Отдел ИОГВ — это структурное подразделение ИОГВ, реализующее конкретное самостоятельное (отраслевое) направление деятельности, возложенное на ИОГВ или это функциональное структурное подразделение ИОГВ.

Например, отдел городских телекоммуникаций и развития сетей связи Комитета по информатизации и связи. В соответствии с главой 2 «Задачи комитета», главой 3 «Полномочия комитета» Положения о Комитете по информатизации и связи, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2010 № 450, отдел городских телекоммуникаций и развития сетей связи Комитета по информатизации и связи реализует самостоятельное (отраслевое) направление деятельности Комитета по информатизации и связи «реализация государственной политики Санкт-Петербурга в сфере связи».

Пример отдела как функционального структурного подразделения ИОГВ. Отдел по вопросам государственной службы и кадров Комитета по информатизации и связи создается для осуществления кадровой работы в Комитете по информатизации и связи. Правовые основы:

– Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

– распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2004 № 196-рп;

– Программа действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реформированию (совершенствованию) государственной службы в системе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга на 2005 год;

– распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп «О примерном положении о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров».

Сектор ИОГВ — это структурное подразделение ИОГВ, реализующее конкретные значимые задачи, возложенные на ИОГВ или это функциональное структурное подразделение ИОГВ (решение определенного круга вопросов, требующих контроля).

Например, сектор мониторинга общественного мнения Комитета по информатизации и связи. В соответствии с пунктом 3.39-31 Положения о Комитете по информатизации и связи, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2010 № 450, сектор мониторинга общественного мнения реализует конкретную значимую задачу, возложенную на Комитет по информатизации и связи: «обеспечивать проведение мониторинга общественного мнения».

Пример сектора как функционального структурного подразделения ИОГВ. Сектор закупок Государственной технической инспекции Санкт-Петербурга (далее — инспекция) создается для осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с деятельностью инспекции.

Правовые основы:

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

Положение о государственной технической инспекции Санкт-Петербурга, утвержденное постановлением правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2004 № 178.

Рекомендации:

Методические рекомендации Комитета государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга от 24.12.2013.

  1. Расчет количества должностей гражданской службы и должностей работников, входящих в структурное подразделение ИОГВ.
    1. Требования норм распоряжения правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2006 № 78-рп «О требованиях к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». Например, при обосновании количества должностей в структуре ИОГВ необходимо привести норму, изложенную в пункте 2 Требований к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (комитетов, служб, палат, управлений, инспекций), утвержденных распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2006 № 78-рп: «количество должностей в отделе в структуре исполнительного органа должно быть не менее 5 штатных единиц».
    2. Типовые (примерные) положения о структурном подразделении ИОГВ (указываются типовые (примерные) положения о структурном подразделении ИОГВ). Например, примерное положение о юридическом управлении (отделе, секторе) исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденное постановлением правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2006 № 821.
    3. Проект положения о структурном подразделении ИОГВ. Проекты должностных инструкций, должностных регламентов (к обоснованию приобщаются проекты положения о структурном подразделении ИОГВ, проекты должностных инструкций, должностных регламентов).
    4. Административные регламенты ИОГВ по исполнению государственной функции (указывается регламент ИОГВ по исполнению государственной функции). Пример: административный регламент Комитета по информатизации и связи по исполнению государственной функции по ежегодному утверждению плана обеспечения исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга товарами, работами, услугами в сфере связи и информационных технологий, утвержденный распоряжением Комитета по информатизации и связи от 18.06.2010 № 24-р.

Справочно. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа (предоставления государственных услуг или предоставления государственных функций) либо лица, замещающего государственную должность. Полномочия ИОГВ изложены в положениях об ИОГВ. В соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2011 № 1037 «О порядке разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) ИОГВ в обязательном порядке разрабатывают административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций (далее — административные регламенты). В административных регламентах определены должности гражданских служащих и работников, участвующих в предоставлении государственной услуги и исполнении государственной функции, а также состав, последовательность, сроки выполнения их действий по конкретной административной процедуре. Данная информация необходима для расчета норм времени на служебную деятельность гражданского служащего (трудовую деятельность работника) и определения количества должностей гражданской службы и работников, входящих в структурное подразделение ИОГВ.

7.5. Правовые источники, содержащие (определяющие) нормы труда и служебной деятельности (нормы времени, нормативы численности и другие нормы). Например, нормы времени на работу по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26.03.2002 № 23.

  1. Таблицы нормирования служебной деятельности гражданских служащих (трудовой деятельности работников) по должностям.

Приведем примеры.

  1. Расчет численности главных специалистов отдела развития информатизации Комитета по информатизации и связи (должность определена в административном регламенте), необходимой для исполнения государственной функции ежегодно утверждать план обеспечения исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и казенных учреждений Санкт-Петербурга товарами, работами, услугами в сфере информационных технологий, защиты информации и связи на очередной финансовый год (распоряжение Комитета по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга от 18.06.2010 № 24-р об утверждении административного регламента).

В основу расчета положены нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти, утвержденные постановлением Минтруда России от 26.03.2002 № 23.

Расчет на примере 2019 года. 247 рабочих дней в 2019 году, количество дней отпуска — 28 дней.

247 – 28 = 219 рабочих дней в году. 219 × 8 = 1752 часа в год.

Таблица 2

Расчет (информация не исчерпывающая)

Наименование работы

Единица измерения

Годовой объем работы

Норма времени на единицу измерения, ч, мин

Нормативная трудоемкость

1

Консультирование о требованиях правовых актов; о порядке направления перечней потребностей на обеспечение товарами, работами, услугами; о порядке проведения экспертизы технических заданий; о процедуре утверждения плана

консультация

450

20 мин

150

2

Ответы на устные обращения

разговор

400

10 мин

67

3

Ответы на письменные обращения

письмо

300

1 час 30 мин

450

4

Предоставление информации заявителю лично (прибытие в Комитет)

прием посетителей

90

20 мин

30

7

Проведение экспертизы обращения заявителя (пакет документов)

обращение (пакет документов)

280

6 часов*

1680

8

Отчет о проведении экспертизы

отчет

280

3 часа

840

9

Формирование сводного предварительного плана обеспечения

план

1

48,0

48

10

Подготовка проекта распоряжения об утверждении плана

проект распоряжения

1

6 часов

6

Итого

3271

*Распоряжение Комитета по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга от 18.06.2010 № 24-р.

3271/1752 = 1,87.

Итого: необходимо два главных специалиста отдела развития информатизации Комитета по информатизации и связи для исполнения государственной функции ежегодно утверждать план обеспечения исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и казенных учреждений Санкт-Петербурга товарами, работами, услугами в сфере информационных технологий, защиты информации и связи на очередной финансовый год (распоряжение Комитета по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга от 18.06.2010 № 24-р об утверждении административного регламента).

  1. Расчет общих затрат служебного (рабочего) времени гражданскими служащими (работниками) в год.

Таблица 3

Расчет общих затрат служебного (рабочего) времени гражданских служащих (работников) в год (информация не исчерпывающая)

Наименование работы (деятельность гражданского служащего, работника; осмотры)

Единица измерения

Годовой объем работы

Норма времени на единицу измерения

1

Участие в еженедельных совещаниях

совещание

52 часа

1 час

2

Участие в еженедельных занятиях по специальности

занятие по специальности

52 часа

1 час

3

Самостоятельное изучение (актуализация знаний) руководящих документов (законодательства по соответствующей отрасли или направлению деятельности, противодействию коррупции, прохождению гражданской службы; трудового законодательства) по специальности, профессии, служебной или трудовой деятельности (правовая подготовка к выполнению задания, поручения, ежедневного действия по видам деятельности, возложенным на отдел)

самостоятельное занятие

156 часов

3 часа в неделю

4

Обслуживание своего рабочего места, осуществление личных потребностей, включая физкультурные паузы

рабочий перерыв (физкультурная пауза)

73 часа

20 мин в день

5

Диспансеризация работника.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.03.2019 № 124Н «Об утверждении порядка проведения профилактического осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».

1 раз в три года в возрасте от 18 до 39 лет; ежегодно в возрасте 40 лет и старше

осмотр

8 часов

8 часов (один рабочий день)

6

Диспансеризация гражданского служащего.

Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденный приказом Министерства и здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2009 № 984н

осмотр

8 часов

8 часов (один рабочий день)

Итого (гражданские служащие)

341

-

Итого (работники)

341

-

Пояснение к таблице 3.

Опытным путем в течение 2015–2019 годов на примере отдела по вопросам государственной службы и кадров Комитета по информатизации и связи (далее — отдел) было определено, что гражданские служащие и работники:

– участвуют в еженедельных совещаниях (1 час в неделю) (постановка задач, отчеты о проделанной работе, доведение оперативной информации, подведение итогов). Анализ показал, что в течение года на участие в совещаниях в структурном подразделении гражданский служащий и работник затрачивает 52 часа рабочего времени (52 недели в каждом году), что составляет 3 % от всего рабочего времени гражданского служащего (работника) в год. Расчет на примере 2019 года. 247 рабочих дней в 2019 году, количество дней отпуска — 28 дней. 247 – 28 = 219 рабочих дней в году. 219 × 8 = 1752 часа в год. 52 от 1752 в процентном отношении составляет 3 %;

– участвуют в занятиях по специальности (1 час в неделю) [3]. Занятия по специальности проводятся для повышения профессионального уровня гражданских служащих и работников; ликвидации и профилактики пробелов и недостатков, выявленных в процессе службы гражданских служащих (работы работников). Гражданский служащий (работник) на участие в занятиях по специальности затрачивает 52 часа рабочего времени в год, что составляет 3 % от всего рабочего времени гражданского служащего (работника);

– самостоятельно изучают (актуализируют знания) руководящие документы (законодательство по соответствующей отрасли или направлению деятельности, противодействию коррупции, прохождению гражданской службы; трудовое законодательство) по специальности, профессии, служебной или трудовой деятельности (правовая подготовка к выполнению задания (поручения, ежедневного действия) по видам деятельности, возложенным на отдел) — 3 часа в неделю, что составляет 156 часов в год (9 % от всего рабочего времени гражданского служащего или работника);

– обслуживают свое рабочее место, реализуют личные потребности, включая физкультурные паузы, в объеме 20 минут в день, что составляет 20 × 219/60 = 73 часа в год (4 % от всего рабочего времени гражданского служащего или работника).

Пояснения к таблицам 2 и 3.

Нормативная трудоемкость (часы), рассчитанная для исполнения государственной функции, и общие затраты служебного (рабочего) времени гражданских служащих (работников) учитываются вместе при определении служебной (рабочей) нагрузки гражданского служащего (работника) и определении численности должностей гражданских служащих (работников) в структурном подразделении ИОГВ.

Например, используя итоговые данные из таблиц, производим расчет количества должностей гражданской службы (в нашем случае главные специалисты), в частности, в отделе развития информатизации Комитета по информатизации и связи:

3271 + 341 = 3612; 3612/1752 = 2,1. Итог: две должности гражданской службы.

  1. Группы, категории, наименование должностей гражданской службы (работников) (указываются группы, категории, наименования должностей гражданской службы (работников).

Правовые основы:

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга»;

Закон Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 302-34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга».

Теория вопроса.

Начальник структурного подразделения ИОГВ (управления, отдела, сектора) управляет структурным подразделением; выполняет организационно-административные работы; определяет тактику и стратегию деятельности подразделения; руководит реализацией задач, полномочий, функций ИОГВ, возложенных на подразделение; руководит разработкой и реализацией сложных программ, исследований, методик, планов, стратегий, инструкций, регламентов; организует планирование, координацию работы и контроль деятельности подразделения; обеспечивает его эффективное взаимодействие с другими подразделениями; разрабатывает управленческие решения, обосновывает их эффективность, осуществляет анализ управленческих решений, принимает управленческие решения; осуществляет воспитательную работу в подразделении; ведет занятия по специальности в подразделении; осуществляет переписку по вопросам деятельности подразделения; отвечает за выполнение работ по направлениям деятельности подразделения.

Главный специалист структурного подразделения ИОГВ в отсутствие руководителя структурного подразделения исполняет обязанности руководителя структурного подразделения ИОГВ; осуществляет методическое руководство специалистами по вопросам деятельности подразделения; выполняет аналитико-конструктивные работы; осуществляет анализ существующего положения дел по направлениям деятельности подразделения; разрабатывает проекты управленческих решений; участвует в реализации задач, полномочий, функций ИОГВ, возложенных на подразделение; осуществляет разработку писем, протоколов, заданий, программ, стратегий, инструкций, регламентов, планов; выполняет особо сложные работы по направлениям деятельности подразделения; отвечает за выполнение работ по одному из направлений деятельности подразделения.

Ведущий специалист структурного подразделения ИОГВ выполняет работы повышенной сложности; осуществляет разработку писем, протоколов, заданий, программ, стратегий, инструкций, регламентов, планов; отвечает за выполнение работ по одному из направлений деятельности подразделения; участвует в подготовке управленческих решений.

Специалист 1-й категории структурного подразделения ИОГВ выполняет работы средней сложности, осуществляет разработку писем, протоколов, заданий; осуществляет выполнение работ по одному из направлений деятельности подразделения на основе общих указаний руководителя; осуществляет разнообразные информационно-технические работы, связанные с документированием информации; участвует в подготовке некоторых элементов управленческих решений.

В соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 302-34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга» в целях технического обеспечения деятельности государственных органов Санкт-Петербурга в их штатные расписания могут включаться должности, не являющиеся государственными должностями Санкт-Петербурга и должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2010 № 528 «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» к должностям, не являющимся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, относит такие должности, как заведующий отделом; заведующий сектором; старший инженер; старший бухгалтер; старший экономист; старший инструктор; специалист по охране труда; специалист по охране труда, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; бухгалтер; экономист; инструктор; секретарь руководителя; документовед; специалист по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

10.Финансово-экономическое обоснование содержания структурного подразделения ИОГВ (финансово-экономическое обоснование содержания структурного подразделения ИОГВ прикладывается к обоснованию (подписывается) руководителями финансовой и кадровой служб ИОГВ). Финансово-экономическое обоснование включает в себя расчет месячного фонда заработной платы по установленным должностным окладам гражданских служащих и месячным должностным окладам работников за структурное подразделение в целом. Размер должностного оклада по должности гражданской службы (в расчетных единицах) берется из Реестра должностей гражданской службы Санкт-Петербурга, утвержденного Законом Санкт-Петербурга от 08.06.2005 № 302-34. Размер расчетной единицы берется из Закона Санкт-Петербурга от 23.06.2005 № 347-40 «О расчетной единице». Размеры месячных должностных окладов работников (в расчетных единицах) берутся из постановления правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2010 № 528.

Предложенный авторами вариант формы обоснования структурного подразделения не является исчерпывающим и будет дополняться, совершенствоваться. Тем не менее данная разработка может служить подспорьем кадровикам и руководителям всех уровней в ИОГВ для качественного формирования структурных подразделений в ИОГВ; внутреннего кадрового аудита; самоконтроля; обучения должностных лиц, начинающих разрабатывать обоснование формирования (оптимизации) конкретного структурного подразделения в ИОГВ.

В заключение авторы обращают внимание на следующие важные моменты:

  1. К заполнению формы обоснования формирования структурного подразделения ИОГВ следует приступать только после пработки всех узловых моментов, приведенных авторами. Если хоть один узловой момент не будет проработан досконально, это приведет к ошибкам либо полной невозможности обосновать формирование структурного подразделения в ИОГВ. Так, отсутствие административных регламентов ИОГВ по исполнению соответствующей государственной функции приводит к невозможности осуществить нормирование служебной деятельности гражданских служащих (отсутствует функционал действий) и определить количество гражданских служащих, которое необходимо для реализации данной государственной функции.
  2. К работе по формированию структурных подразделений ИОГВ должны привлекаться только опытные кадровики, юристы, финансовые работники, руководители всех уровней в ИОГВ, специалисты по отраслевой направленности ИОГВ, специалисты по нормированию служебной деятельности (труда). Командная работа по формированию структурных подразделений ИОГВ обусловлена комплексностью информации, сводимой в единое целое — обоснование формирования структурного подразделения в ИОГВ.
  3. Знание и понимание сущности терминов «управление ИОГВ», «отдел управления ИОГВ», «сектор управления (отдела) ИОГВ», «отдел ИОГВ», «начальник структурного подразделения ИОГВ», «главный специалист структурного подразделения ИОГВ», «ведущий специалист структурного подразделения ИОГВ», «специалист 1-й категории структурного подразделения ИОГВ» позволяют выстроить эффективные и работоспособные структурные подразделения ИОГВ (определить их предназначение, проверить обоснованность и законность их формирования, исключить ошибки).
  4. Вопросы нормирования служебной деятельности гражданских служащих, трудовой деятельности работников ИОГВ являются сложными и требуют самого пристального внимания. Авторы отмечают, что нормирование служебной деятельности гражданских служащих, трудовой деятельности работников ИОГВ есть живой процесс, не останавливающийся ни на минуту. Развитие новых технологий, применяемых на рабочих местах гражданских служащих (работников); дополнение, изменение задач и полномочий, возлагаемых на ИОГВ; совершенствование системы управления в субъектах Российской Федерации влекут за собой необходимость систематической актуализации норм служебной деятельности (труда). В связи с этим предлагается создать в каждом субъекте Российской Федерации структурное подразделение по вопросам нормирования служебной деятельности гражданских служащих и трудовой деятельности работников в ИОГВ для ведения системной, единообразной работы по нормированию служебной деятельности гражданских служащих и трудовой деятельности работников ИОГВ; оказания методической помощи кадровикам и руководителям ИОГВ по профильному вопросу.
  5. В целях выработки единого подхода к разработке обоснования формирования структурных подразделений в ИОГВ предлагается продолжить работу над созданием единой формы обоснования формирования структурного подразделения в ИОГВ и формы обоснования ввода новых должностей гражданской службы и работников в штатные расписания ИОГВ Санкт-Петербурга.

Перечень вопросов формирования структурных подразделений в ИОГВ, затронутых в статье, не является исчерпывающим и будет дополняться и совершенствоваться.

Литература:

  1. Паршин В. Н., Смирнова Н. А., Чернов Д. В. О кадровом строительстве [Текст] // Право: современные тенденции : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018.
  2. Паршин В. Н. О кадровой работе в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга / В. Н. Паршин. — Казань : Бук, 2019.
  3. Паршин В. Н. О занятиях по специальности в структурных подразделениях исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга // Молодой ученый. — 2019. — № 24. — С. 237–243.
  4. Положение о Комитете по информатизации и связи, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2010 № 450.
  5. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2006 № 78-рп «О требованиях к формированию структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга».
  6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  7. Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга».
  8. Закон Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 302-34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга».
  9. Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 09.10.1989 № 335а/П-11 «О проведении внеочередной аттестации сотрудников аппарата органов государственного управления».
Основные термины (генерируются автоматически): структурное подразделение, Санкт-Петербург, подразделение, постановление правительства Санкт-Петербурга, Российская Федерация, служебная деятельность, государственная власть Санкт-Петербурга, гражданская служба, служащий, государственная гражданская служба.


Похожие статьи

О направлениях и формах управленческих и иных решений руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и руководителей структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

О занятиях по специальности в структурных подразделениях исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

О документах, разрабатываемых начальниками структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при управлении подразделением

Особенности полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений

Предложения реформирования подходов реализации отдельных функций органов власти субъектов РФ

Федеральное законодательство в механизме реализации полномочий органов местного самоуправления

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: перспективы совершенствования

Особенности развития следственных органов Российской Федерации

Формы участия Администрации Президента Российской Федерации в законотворческом процессе

Гендерные отношения в структуре государственной и муниципальной власти Республики Саха (Якутии)

Похожие статьи

О направлениях и формах управленческих и иных решений руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и руководителей структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

О занятиях по специальности в структурных подразделениях исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

О документах, разрабатываемых начальниками структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при управлении подразделением

Особенности полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений

Предложения реформирования подходов реализации отдельных функций органов власти субъектов РФ

Федеральное законодательство в механизме реализации полномочий органов местного самоуправления

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: перспективы совершенствования

Особенности развития следственных органов Российской Федерации

Формы участия Администрации Президента Российской Федерации в законотворческом процессе

Гендерные отношения в структуре государственной и муниципальной власти Республики Саха (Якутии)

Задать вопрос