Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, в Москве (на примере деятельности общественных советов) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 3084 раза

Библиографическое описание:

Петрова, С. Н. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, в Москве (на примере деятельности общественных советов) / С. Н. Петрова, Н. В. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 631-634. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60337/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье актуализируется деятельность общественных советов как субъектов социальной работы, представлен теоретический анализ проблем, а также особенностей функционирования общественного совета.

Ключевые слова: социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, общественный совет.

Семья как ячейка очень важна в жизни не только человека, но и общества, и государства в целом. Именно семья становится для человека — источником любви, поддержки, сохранением традиций и обычаев. Именно в семье закладываются основы нравственности и духовности. Для стабильности и процветания гражданского общества важно наличие в системе общественных взаимосвязей здоровой и крепкой семьи.

Рождение ребенка в семье всегда большая радость для родителей и вместе с тем огромная ответственность. Этот маленький человечек притягивает к себе внимание и заботу окружающих его взрослых, ведь о нем надо не только непрерывно обеспечивать заботой, но и в дальнейшем научить необходимым навыкам и умениям, подготовить к самостоятельной, взрослой жизни и не бояться в нужный момент отпустить. Но бывает и так, что рождение ребенка омрачается жестоким словом: «инвалид».

Рассмотрим понятие инвалид. Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты 1.

В Москве число людей с инвалидностью в 2017 году снизилось на 100 тысяч человек и составило 1,1 млн. граждан. Количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет из общего числа инвалидов проживающих в городе Москве в 2017 году составило 39,5 тысяч человек 2.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

При нарушении жизнедеятельности ребенок может исключительно лимитировано или не может вовсе выполнять обычную для его положения роль в жизни в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения: ограничение физической независимости (неспособность вести себя независимо с другим лицом); ограничение подвижности (передвигаться самостоятельно); ограничение способности заниматься обычной деятельностью; ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в обществе, не участие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками. Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность у ребенка может возникнуть с младенческих лет или приобретено позже, может быть временным или постоянным. В современном мире все чаще патологии детского возраста переходят в острые формы заболеваний, а также в рецидивирующие и хронические.

При появлении в семье ребенка с ограниченными возможностями меняется привычный и размеренный быт семьи, происходит перенаправление интересов семьи на мероприятия, направленные на проведение реабилитационных и поддерживающих действия во благо нездорового ребенка.

Проанализировав литературу по проблеме исследования, можно выделить следующую классификацию семей, воспитывающих детей-инвалидов:

Безучастные (пассивные). Родители не в полной мере понимают всей глубины проблемы, или абстрагируются от нее, делая вид, что проблема не существует. В таких семьях родители избегают общения с внешним миром, замыкаются в себе, избегают разговоров о лечении, практически не применяют мер по реабилитации ребенка-инвалида.

Энергичные (активные). Родители готовы к трудностям, стараются справиться со всеми возникающие перед ними барьерами, ищут пути если и не вылечить, то хотя бы улучшить общее состояние ребенка. Они всегда в поиске новых методик лечения, высокопрофессиональных врачей, приобретают современные препараты, они не боятся операций и процедур. Семья сохраняет прежний круг общения и постоянно расширяет социальные связи за счет активного взаимодействия и поиска форм лечения, семья продолжает вести активную социальную жизнь при этом интересы семьи также подчинены интересам ребенка-инвалида.

Разумные (рациональные). Родители не боятся трудностей, но и не превращают борьбу с заболеванием в идею всей своей жизни. Они методично выполняют все указания медицинского персонала, выполняют назначенное медикаментозное лечение и реабилитационные мероприятия без излишнего фанатизма. Уделяя в достаточной степени внимания и заботы больному ребенку, они в такой же равной степени уделяю внимание и всем остальным членах семьи.

Человек становится личностью исключительно в ходе тесного взаимодействия с окружающей его средой, в результате освоения принципов социального существования, т. е. в процессе социализации. Личность подвергается социализации в различных областях жизнедеятельности: семье, образовательной инфраструктуре, неформальных объединениях и т. д. Семья — именно та общественная ячейка, в которой складывается мироощущение человека, развиваются социальные качества.

Подавляющее большинство семей с ребенком-инвалидом ощущают чувство непрерывного дискомфорта, что связано с неоднозначностью положения семьи, с непроходящим чувством тревоги за будущее ребенка-инвалида и соответственно за будущее всей семьи в целом. Положение в семье с появлением ребёнка-инвалида осложняется ещё и по причине увеличения финансовых затрат связанных с повышенной потребностью специализированного ухода, медицинских консультаций, покупкой лекарств, специализированного питания и т. д. Весьма часто единственным источником дохода в семье становится отец, в то время как мать вынуждена осуществлять уход за ребенком. И, к большому сожалению, очень часто мать, воспитывающая ребенка-инвалида, остается одна, без поддержки и заботы второй половины.

Осуществляя социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов очень важно учитывать семейные и социальные связи инвалида, ведь для каждого инвалида его семья является наиболее совершенной и высокофункциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Социальная работа с семьей требует создания партнерских отношений между специалистами учреждения и родителями в целях изучения внутрисемейного микроклимата и разработки индивидуальной стратегии в работе.

Социальная работа с семьями, имеющими детей-инвалидов, имеет многогранный характер. Социальную работу с данной категорией семей необходимо воспринимать как комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального статуса семьи, материального положения, психофизического состояния всех членов семьи, в которой растет ребенок-инвалид.

Сегодня одной из основных задач специалистов по социальной работе является внедрение в практическую работу положительно зарекомендовавших методик и технологий, применение инновационных мероприятий.

Для развития и оказания более продуктивной помощи семьям с детьми-инвалидами, необходимо привлекать к взаимодействию и работе государственные организации и учреждения, коммерческие структуры, благотворительные фонды, путем налаживания тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации.

Следует отметить, что в последние годы в Москве наметилась тенденция усовершенствования системы социальной поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями. Этому предшествовал ряд факторов, в частности, укрепление законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), изменение сознания граждан к проблеме инвалидности, активный рост числа учреждений реабилитационного профиля для детей с ограниченными возможностями.

В целях предоставления инвалидам и другим лицам, с ограничениями жизнедеятельности проживающим в городе Москве дополнительных мер социальной поддержки в 2005 году принят Закон г. Москвы от 26.10.2005 N 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве».

Действовавшая в 2011 году Комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» интегрирована в Государственную программу города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012–2018 годы», утвержденную Постановлением правительства Москвы от 6 сентября 2011г. № 420-ПП. Одной из приоритетных подпрограмм является подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп».

К 2018 году в состав Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы вошли 8 реабилитационно-образовательных учреждений, 10 реабилитационных центров предоставляющих услуги в стационарной, нестационарной форме и в форме мобильной бригады на дому, 1 ресурсный центр для инвалидов, 97 отделений социальной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) в качестве структурных подразделений функционирующих как на базе центров помощи семье и детям, так и на базе территориальных центров социального обслуживания.

Немаловажную роль в работе с семьями, имеющими детей-инвалидов, играет создание общественных объединений. С 2006 года в Москве в соответствии с Законом города Москвы от 12 июля 2006 г. № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» и постановлением Правительства Москвы от 25 июля 2006 г. № 564-ПП «О Концепции развития взаимодействия органов исполнительной власти с общественными и иными организациями на 2006–2010 г.г». создаются общественные советы и объединения. Общественный совет родителей, воспитывающих детей-инвалидов и молодых инвалидов при Департаменте социальной защиты населения города Москвы, создан и утвержден Приказом Департамента 14 января 2011 года № 45 городской Общественный совет родителей, воспитывающих детей-инвалидов. На уровнях округов и районов города функционируют окружные и районные общественные советы.

В единую систему взаимодействия равным образом входят все институты, в которые семья может не включаться лично, но которые могут опосредствованно оказывать влияние на семью: средства массовой информации; учреждения системы здравоохранения и системы социальной защиты населения, системы образования.

Основными целями деятельности Советов всех уровней являются:

− решение вопросов, направленных на повышение уровня и качества жизни;

− взаимодействие с благотворительными организациями, органами исполнительной власти в целях урегулирования задач по социальной поддержке семей с детьми-инвалидами и молодыми инвалидами в городе Москве;

− создание единой системы комплексной реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов;

− увеличение эффективности осуществляемых мероприятий по поддержке семей с детьми-инвалидами и молодыми инвалидами.

Члены общественного совета участвуют:

− в разработке и формировании направлений политики в отношении детей-инвалидов и молодых инвалидов, развитие и поддержка общественной активности,

− в формировании предложений в различных сферах деятельности непосредственно участвующих в обеспечении жизнедеятельности детей-инвалидов и молодых инвалидов;

− в формировании предложений и участие в разработке и реализации городских целевых программ по социальной интеграции инвалидов и социально значимых проектов в области социальной политики в отношении семей, воспитывающих детей-инвалидов;

− в организации и проведении благотворительных акций, конкурсов, выставок, фестивалей творчества детей-инвалидов, спартакиад и спортивных состязаний различного ранга для детей-инвалидов;

− в организации и проведение форумов, конференций, «круглых столов», семинаров, дискуссий по различным аспектам социально-экономического, общественно-политического и культурного развития города Москвы в сфере социальной политики;

− в формировании предложений по работе со СМИ и общественностью в части формирования общественного мнения и практической реализации в обществе принципов и норм толерантности, гуманизма и понимания проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов и молодых инвалидов.

Общественные советы родителей воспитывающих детей-инвалидов играют большую роль, в поддержке семьи инициируя современные формы, виды и технологии реабилитационной работы, направленные на всестороннюю помощь детям.

В ходе проведения мониторинговых исследований родители высоко оценивают значение деятельности общественного совета в их жизни, благодаря которой они смогли объединиться, обмениваются опытом, получают новую информацию, дети находят друзей и т. д. Результаты исследования свидетельствуют о том, что основной части родителей, вступивших в совет, характерен высокий уровень реабилитационной активности. В частности, высокий уровень социальной активности, то есть они, занимаясь оздоровлением ребенка, не забывают о том, что ребенку также необходимо социализироваться.

Общественные советы выступают также в роли общественного контроля и общественной экспертизы социальных программ, проектов и законов и иных правовых актов города Москвы и Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что общественные советы в рамках своих полномочий не только осуществляют защиту прав семей, но и оказывают существенное влияние на социальную политику города, внося конструктивные инициативы во властные структуры.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Электронный ресурс.
  2. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Население. Положение инвалидов. Детская инвалидность [Электронный ресурс].
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, семья, социальная работа, инвалид, общественный совет, ребенок, ограничение жизнедеятельности, ограничение способности, социальная поддержка семей, формирование предложений.


Ключевые слова

инвалид, общественный совет, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности

В статье рассматриваются возможности оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ

В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Теоретические основы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью

В статье раскрываются теоретические основания реализации технологии сопровождаемого проживание инвалидов, как инновационной технологии социальной работы, направленно на социализацию и адаптацию инвалида в социуме.

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Организация социальной работы с многодетными семьями

Данная статья посвящена рассмотрению социальных проблем многодетных семей и организации помощи им, на примере технологий социальной работы.

Организация работы специалистов интернатного учреждения по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник»

В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками и воспит...

Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации

В статье рассмотрена модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации.

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности

В статье рассматриваются возможности оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ

В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Теоретические основы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью

В статье раскрываются теоретические основания реализации технологии сопровождаемого проживание инвалидов, как инновационной технологии социальной работы, направленно на социализацию и адаптацию инвалида в социуме.

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Организация социальной работы с многодетными семьями

Данная статья посвящена рассмотрению социальных проблем многодетных семей и организации помощи им, на примере технологий социальной работы.

Организация работы специалистов интернатного учреждения по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник»

В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками и воспит...

Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации

В статье рассмотрена модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации.

Задать вопрос