Корпоративная социальная ответственность и ее влияние на деятельность фирмы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 01.06.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Коваленко Ю. С. Корпоративная социальная ответственность и ее влияние на деятельность фирмы // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 546-548. — URL https://moluch.ru/archive/260/59882/ (дата обращения: 22.07.2019).



В статье рассмотрена теоретическая сущность корпоративно-социальной значимости (КСО) и ее влияние на деятельность бизнеса. Выделены основные направления КСО при практическом применении. Проанализирован круг взаимосвязи КСО с заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Изучена оценка эффективности корпоративной социальной ответственности, как инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса фирмы.

Ключевые слова: корпоративно-социальная ответственность, КСО, российский бизнес, конкурентоспособность бизнеса, заинтересованные лица, стейкхолдеры, управление бизнесом.

В последнее время российский бизнес демонстрирует увеличение разницы между успехами компаний, которые выступают лидерами рынками и всеми остальными игроками. Причин такому много, но ключевой среди них является повышение уровня социальной значимости крупнейших брендов рынка в глазах потребителей, что влияет на их показатель уровня лояльности. Со стороны малого и среднего бизнеса, такой процесс, как корпоративно-социальная ответственность выглядит чем-то «второсортным» и инструментом лишь тех компаний, которые обладают весомыми финансовыми запасами.

По своей сути КСО — это имплементированный в корпоративное управление определенный тип социальных обязательств (в большинстве своем добровольных) перед работниками, партнерами, институтами гражданского общества и обществом в целом. Рассматривая КСО, как инструмент корпоративного управления, стоит выделить следующие направления ее практического значения [1, с.73]:

– производство качественных товаров и услуг для населения;

– создание новых рабочих мест и инвестиции в их увеличение;

– обязательное выполнение требований государства, касаемо налоговой, экологической и трудовой политики;

– построение добросовестных взаимоотношений со всеми заинтересованными лицами;

– эффективное управление бизнесом с целью создания добавленной стоимости в общий ВВП страны;

– вклад в формирование гражданских позиций и учет их интересов при введении своего бизнеса.

В конечном результате идет выполнение различных социально значимых целей и задач, которые в сумме приносят положительный эффект влияния со стороны внешней среды на предприятие. Именно в этом заключается основной процесс использования корпоративно-социальной ответственности, как инструмента повышения уровня конкурентоспособности бизнеса на потребительском рынке. В первую очередь, данный эффект создается за счет так званных стейкхолдеров, которые выступают заинтересованными лицами в деятельности предприятия (рисунок 1).

image020.png

Рис. 1. Виды стейкхолдеров и их ожидания от предприятия [2]

На рисунке 1 отображены ключевые стейкхолдеры современного бизнеса, каждый из которых требует от фирмы определенных ожидаемых действий и результатов.

В целом, можно выделить два стиля корпоративного управления по отношению ко всем стейкхолдерам:

– пассивное управление;

– активное управление.

При пассивном управлении мы наблюдаем своеобразную «пустоту», где существует предприятие, ее корпоративное управление и стейкхолдеры, которые надеются на то, что менеджеры компании будут учитывать их интересы.

При активном управлении все иначе. Именно данный стиль корпоративного управления стоит считать эффективным и правильным с точки зрения рыночной эффективности деятельности фирмы. При данном стиле, предприятие и ее корпоративное управление нацелено на новые действия и меры по отношению к тому, чтобы удовлетворить интересы всех стейкхолдеров. В таком случае, руководство компании применяет различные практические инструменты по отношению каждому стейкхолдеру, среди которых и КСО. По этой причине, фирмы, которые применяют корпоративно-социальную ответственность в своем бизнесе, принимают активное управление в построение правильных взаимоотношений с заинтересованными лицами. Наибольшую роль в КСО занимают такие стейкхолдеры, как правительство, работники, социально незащищенные, общественность и потребители.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия зависит от социально–экономических показателей бизнеса, в том числе от дохода и благосостояния внутренних и внешних потребителей, качества их жизни, развития навыков и образовательных возможностей, корпоративной культуры, образуя тем самым интеллектуальный потенциал общества. Все эти показатели и формируют корпоративную социальную ответственность предприятия с позиции корпоративных ценностей как инструмент развития персонала и общества в целом [3].

Доказательством эффективности КСО как инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса являются глобальные исследования Гарвардской бизнес школы. Так, если 1 доллар, вложенный в социально ответственный бизнес в 1993 году, принес инвесторам 7,1 доллара в 2010 году, то аналогичный показатель компаний, не практикующих КСО, составил всего 4 доллара. Валовая выручка в социально ответственных компаниях в долгосрочной перспективе оказалась на 4,8–10 % выше, чем у конкурентов, а уровень эффективности рабочей силы превысил на 37,9 % этот показатель у компаний, для которых не характерно социально ответственное ведение бизнеса [1]. Кроме того, компании, внедряющие КСО имеют ниже уровень затрат на такие процессы, как продвижение товаров и услуг на рынке и создание эффективного брендинга.

Таким образом, корпоративно-социальная ответственность выступает эффективным инструментом, как для организации бизнес-стратегии, так и для повышения ее уровня конкурентоспособности. Аналогичное принятие данного инструмента происходит не только среди международных, но и среди российских компаний, тем самым, создавая более благоприятные условия для их конкуренции на мировом рынке товаров и услуг.

Литература:

  1. Кухарчук Д. В. КСО как инструмент повышения конкурентоспособности российского бизнеса // Российский внешнеэкономический вестник. — 2015. — № 7. — С.72–80.
  2. Дуденков Д. А. Корпоративная социальная ответственность бизнеса и развитие теории стейкхолдеров // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15495 (дата обращения: 11.05.2019).
  3. Речан Ю. М., Шихвердиев А. П. Социальная ответственность бизнеса как фактор конкурентоспособности // Форум молодых ученных. — 2017. — № 7(11). URL: http://forum-nauka.ru/domains_data/files/11/Rechan %20Yu.M. %20–4.pdf (дата обращения: 11.05.2019).


Задать вопрос