Взаимодействие служб логистики и маркетинга на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 30.05.2019

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Багавиев А. Т. Взаимодействие служб логистики и маркетинга на предприятии // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 487-488. — URL https://moluch.ru/archive/260/59799/ (дата обращения: 16.07.2019).



В данной статье рассмотрены основные аспекты взаимодействия и уровень тесноты связей служб логистики и маркетинга на одном предприятии.

Ключевые слова: синергия, маркетинговая логистика, интеграция.

This article discusses the main aspects of interaction and the level of closeness of relations of logistics and marketing services in one enterprise.

Keywords: synergy, marketing logistics, integration.

В структуре производственного предприятия существует большое количество функциональных отделов. Для эффективной работы предприятия мало иметь эффективную работу каждого отдела, необходимо, чтобы в производственном цикле работал эффект синергии, который появляется благодаря интеграции, координации и наличием совокупных взаимосвязей всех отделов внутри предприятия. Если руководство компании стремится организовать своё производство максимально эффективно, то обязательно стоит обратить внимание на связи между отделами. Поэтому так важно в наше время уметь организовывать эффективные взаимосвязи внутри самой организации. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия служб логистики и маркетинга внутри одной организации.

Само понятие логистика тесно связано с понятием маркетинга, так как маркетинг анализирует, формирует, выявляет и стимулирует показатели спроса, а логистика имеет возможности мгновенно удовлетворить его, при помощи широких возможностей быстрой и точной поставки продукции. Проще говоря, маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует.

Для того чтобы разобраться в вопросе, насколько важна правильно построенная система взаимодействия служб логистики и маркетинга внутри одного предприятия, необходимо выделить как общие черты данных служб, так и их различия. Связь логистики и маркетинга довольно тесно можно проанализировать, если разбирать примеры. Итак, если предприятие занимается продажей молока в упаковках, тогда отдел маркетинга будет заниматься разработкой дизайна упаковки, в то время как отделу логистики будет необходимо разработать габариты упаковки и свойства, такие как прочность и материал. На этом примере видно, что, действительно, взаимосвязь между двумя службами довольно тесная, и плохая и малоэффективная координация, интеграция и взаимодействие может значительно уменьшить общие результаты и создать конфликты между отделами. Также следует обратить внимание на существование такого понятия, как маркетинговая логистика.

Маркетинговая логистика — это определённый раздел управления, включающий в себя все способы оптимизации потоков разных видов, сопровождающих маркетинговую деятельность [1]. Основная суть данного понятия, заключается в том, что специалисты отдела маркетинга стараются адаптировать и применить логистический подход в общей системе маркетинга внутри организации. Благодаря такому подходу на сегодняшний день всё чаще и чаще внутри предприятия стали появляться отдельные маркетингово-логистические схемы. Подобные системы имеют три основных вида: логистический подход применяется в отдельных функциях маркетинга и на определённый товар, логистический подход представлен в виде совокупности логистических мероприятий при реализации основных задач маркетинга, логистическая схема маркетинга международного масштаба представлена в виде своеобразной интеграции двух первых схем [2].

Необходимо также остановиться и на отличиях между функциями логистики и маркетинга. Следует понимать, что маркетинг в первую очередь нацелен на анализ и исследования ситуации на рынке, всевозможные психологические воздействия на покупателя с целью повышения числа продаж и другие функции. В то время как логистика нацелена на создание эффективных логистических систем, в которых происходит движение материальных, финансовых и информационных потоков. Говоря о различиях между двумя функциональными отделами, можно сказать, что непосредственно функции их сильно различаются между собой, но это не говорит о том, что создание системы эффективной взаимосвязи невыгодна предприятию. Наоборот, подобные финансовые вложение в интеграцию и координацию отделов внутри предприятия положительно отразятся в финансовых результатах всего предприятия. Ведь зона пересечения концепции управления маркетинга и логистики очень велика.

Одна из важнейших функций логистики связана с организацией материально-технического обеспечения потребителей. Их требование заключается не только в производстве материалов, готовой продукции высокого качества, способность товара отвечать общепринятым нормам безопасности, но и в предоставлении этого изделия в кратчайшие сроки по выгодным ценам на логистические услуги. Для того чтобы обеспечить данные запросы потребителей, нужно взаимодействовать отдел маркетинга. Основными задачами маркетинговой деятельности являются:

1) разработка и планирование ассортимента продукции;

2) управление информационными потоками

3) организация товародвижения и системы продаж;

4) реклама и стимулирование сбыта продукции.

На сегодняшний день выделяют четыре основных зон взаимодействия отделов логистики и маркетинга: цена, продукт, продвижение и место. В области цены, пересечение функций проявляется в ценообразовании, ценовых решениях, сезонных колебаниях. Под продуктом следует понимать пересечение функций в характеристике готового продукта, его ассортимента и упаковки. В области продвижения, тут функции взаимодействуют при выборе «тянущей» или «толкающей» системы распределения, посредников и вида дистрибуции. В зону места входят такие зоны пересечения, как выбор между розничным или оптовым методом продаж и вопросы, касающиеся структуры каналов дистрибуции [3].

Таким образом, подводя итог данной работы, можно сказать, что на сегодняшний день эффективное функционирование отделов, без их взаимодействия само по себе уже не эффективно. И для того, чтобы максимизировать экономические показатели результатов работы предприятия, необходимо уделить внимание организации синергетического эффекта внутри предприятия и между его отделами. Логистика и маркетинг являются основными отделами, которые имеются почти на каждом производственном предприятии, поэтому эффективная организация взаимосвязей и координации позволит компании заработать определённое конкурентное преимущество, которое положительно скажется на предприятии целиком. Всё чаще крупные компании приходят к внедрению маркетинговой логистики на своих предприятиях, тем самым оптимизируют издержки, настраивают эффективную систему координации между отделами и увеличивают экономические показатели предприятия. В настоящее время очень важно не экономить на разработке подобных систем, ведь в условиях рынка, где существует высокий уровень конкуренции, недополученная прибыль может в разы превышать затраченные средства.

Литература:

  1. Пономарёва Т. Н., Старикова М. С. Маркетинговая логистика. Учебное пособие. Изд-во БГТУ, 2017г. — 151с.
  2. Фёдоров Л. С. Общий курс транспортной логистики. Учебное пособие. КноРус, 2016. — 310c.
  3. Мельников В. П. Логистика: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018. — 288с.


Задать вопрос