Библиографическое описание:

Синицына А. С., Лихачева Н. М. Основные вопросы применения логистики [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 237-240. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/647/ (дата обращения: 17.12.2017).

Отталкиваясь от сути понятия, «ЛОГИСТИКА» означает «расчет, мышление, целесообразность»; родилось это понятие в Древней Греции. В дальнейшем, Римляне под этим понимали «распределение продуктов питания». Так же логистикой считали способ управления и снабжение армии в Византии. А. Жомини – французский ученый в начале XIX века трактовал логистику как науку об управлении перевозками, планировании и снабжении войск. Как военная наука логистика была определена в начале ХХ века.

Во второй половине ХХ века в рыночных отношениях появился ряд проблем, связанных с неурегулированным и не прогнозируемым обеспечением производства материалами, а потребителя продукцией. Толчком для выявления этих проблем стало постоянное увеличение затрат на хранение и доставку продукции. В связи с этим проводятся исследования в сферах деятельности по хранению, поставкам, движению продукции и уменьшению затрат, связанных с товарооборотом. И для решения этих задач формируется новое направление в экономике – ЛОГИСТИКА.

В наши дни логистику широко применяют практически во всем мире, исключением, наверное, являются малоразвитые племена и народы. И, как показывает практика, игнорирование данного направления в ведении бизнеса, как правило, приводит к разрушительным последствиям.

Процесс товарооборота затрагивает многие виды деятельности различных компаний. Поэтому понятий логистики множество. Например, в США определение логистики, звучит так: «Логистика – это процесс планирования, организации и контроля за движением материальных потоков, их складированием и хранением; предоставление соответствующей информации обо всех этапах их продвижения от места отправления и до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры».

Логистика вплотную связана с управлением товарооборотом (грузовыми перевозками). Есть мнения считать логистику структурой планирования, а не функциональным звеном предпринимательства. Иначе говоря, управление логистикой означает не непосредственное участие в процессе обеспечения материального потока (автоперевозок), а организацию механизма решения задач и определение стратегий, направленных на усовершенствование и регулирование этого потока.

В компаниях, где управление логистическими функциями осуществляется разными отделениями, т.е. запасами управляет производство, а доставкой (грузовыми автоперевозками) управляет отделение реализации (продаж), то, соответственно, проблемы хранения запасов зачастую могут игнорироваться при решении вопросов, связанных с поставками потребителю. В логистической системе эти функции взаимосвязаны, поэтому упрощается система контроля над процессом товарооборота (доставки товара), а также и процесс управления транспортными потоками (грузовыми перевозками), и при принятии окончательных решений учитываются как положительные, так и отрицательные моменты различных областей. Таким образом, решение логистических задач и вопросов лучше отнести в отдельную систему контроля и управления как за внутренним, так и за внешнем распределением товарооборота, хранения и снабжения [1]. Схематично это выглядит так:


Рис.1 – Схема логистики доставки и поставки.


В части решения ряда вопросов, логистика взаимодействует с маркетингом, а маркетинг представляет собой систему управления, позволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров.

Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров исторически в более ранний период, чем логистика. В середине XX в. ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед. В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики.

Исторически выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами.

Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения, при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

В тоже время между этими взаимосвязанными понятиями существуют и определенные различия. Наиболее существенные отличия между маркетингом и логистикой представлены в таблице.

Таблица

Сравнение объекта и предмета исследований в области маркетинга и в области логистики

Сравниваемые характеристики маркетинга и логистики

Маркетинг

Логистика

Объект исследования

Рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг.

Материальные потоки, циркулирующие на этих рынках

Предмет исследования

Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров или услуг

Оптимизация процессов управления материальными потоками.

Методы исследования

Методы исследования конъюнктуры, спроса и предложения по конкретным товарам и услугам

Системный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы, которые применяются при планировании и управлении производственными и экономическими системами.

Итоговые результаты

Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании: что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды.

Проекты систем, отвечающие целям логистики: нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами.


Рассмотрим пример применения логистики в процессе доведения железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты. Известная пословица «дорога ложка к обеду» в логистике означает, что груз, доставленный вовремя, может цениться гораздо дороже, чем доставленный раньше или позже.

Рассмотрим принцип логистической организации потоков железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты.

В информационном центре сосредоточивается и обрабатывается информация о потребности строительных объектов в тех или иных железобетонных изделиях, информация о наличии действующего парка панелевозов, а также о производственных мощностях заводов. Информационный центр ежедневно разрабатывает графики доставки железобетонных конструкций с указанием поставщика и получателя каждой детали, а также номера автомобиля, осуществляющего перевозку. Графики разрабатываются с точностью до минут. Железобетонная панель доставляется с завода на строительную площадку к тому моменту, когда монтажникам нужно устанавливать именно ее, и подается на возводимый этаж здания прямо «с колес», т. е. непосредственно из автомобиля-панелевоза.

Логистическая организация доставки железобетона позволяет устранить необходимость выгрузки и хранения конструкций на строительной площадке, следовательно, уменьшается потребность в запасах, а также потребность в размерах самой площадки. Дом может возводиться среди деревьев, а не среди территории, заставленной не вовремя завезенными или бракованными строительными конструкциями. Сокращается потребность в людях, технике, финансах. Экономические и экологические преимущества очевидны.

Обязательные условия функционирования системы:

  • наличие транспорта, технических средств на заводах и строительных объектах, технологически сопряженных друг с другом, а также с параметрами железобетонных изделий (техника);

  • четко определено, кто и что должен делать, как делать, в какой последовательности (технология);

  • решена транспортная задача, т.е. задача оптимизации маршрутов движения автомобильного транспорта, составлены графики доставки (математика);

  • экономические интересы участников взаимоувязаны (экономика).

Результатом функционирования системы является наличие нужного изделия, в нужном количестве, нужного качества, в нужное время, в нужном месте, с минимальными затратами.

Логистика представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, поскольку она охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку материалов, сырья и оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания потребителей. Однако логистика выступает, как инструмент стратегии маркетинга и призвана способствовать маркетинговой деятельности фирмы для достижения максимального результата с минимальными затратами.


Литература:

1. Гаджинский А.М. Основы логистики Учеб. пособие М. ИВЦ «Маркетинг» 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): минимальными затратами, применения логистики, железобетонных конструкций, грузовыми перевозками, вопросы применения логистики, применения логистики финансов, понятий логистики множество, нужном месте, налаженной системе логистики, пример применения логистики, доставки железобетонных конструкций, маркетингом спрос должен, доведения железобетонных конструкций, определение логистики, потоков железобетонных конструкций, ХХ века, графики доставки, внешнем распределением товарооборота, целям логистики, военная наука логистика.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос