В статье рассматривается управление ценообразованием жилищного строительства в Калужской области. Проанализировав существующие подходы к усовершенствованию ценообразования в регионе, и получив выводы о необходимости детального формирования данного процесса, в статье также предлагается инновационный подход для реализации этих регулирующих мер.
Ключевые слова: ценообразование, товарная строительная продукция, цена, антикризисное управление, финансовое оздоровление.
-
The summary:
management of housing construction pricing in Kaluga region is
considered in the article. Having analysed existing approaches to
pricing improvement in the region, and having received conclusions
about necessity of detailed formation of the given process, an
innovative approach for realization of these regulating measures is
also offered in the article.
- Keywords: pricing, commodity building production, price, anti-crisis management, financial improvement.
Цена – универсальный эквивалент труда, учитывающий трудозатраты по созданию продукции. Но сколько бы индивидуального труда не затрачивал производитель на ее изготовление, рынок учтет лишь ее цену, т.е. ту сумму денег, которую он получит за свою продукцию. Эта сумма, как правило, не совпадает ни с затратами труда, ни с его реальной стоимостью. Под воздействием меняющегося спроса и предложения цена постоянно колеблется вокруг стоимости. Несмотря на все это контроль за ценами, а также управление процессом ценообразования является важнейшей функцией государства. Государственная дисциплина цен предполагает соблюдение хозяйствующими субъектами действующего законодательства в сфере ценообразования.
Описанное выше вполне приемлемо к сфере жилищного строительства. Ценообразование в этой отрасли характеризуется такими факторами, как:
– наличие регулируемых цен на такие важные компоненты как сырье, топливо, энергия, без использования, которых осуществление жилищного строительства не представляется быть возможным;
– наличие договорных цен на готовую строительную продукцию, устанавливаемых путем ее согласования сторонами в заключаемых договорах;
– предоставление равных прав участникам строительного процесса при формировании договорных цен;
– использование подрядных торгов при формировании договорных цен1.
Различные виды регулирования процесса ценообразования выглядят следующим образом (приведем пример, прямое регулирование цен представляет собой вмешательство государства в их установление). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»2 утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены на которые на внутреннем рынке России устанавливаются уполномоченными им органами исполнительной власти общефедерального значения. Также утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены на которые на внутреннем рынке России устанавливаются органами исполнительной власти федерального и регионального уровней. В перечни включены важнейшие материальные ценности (природный газ, тепло- и электроэнергия), без которых невозможно функционирование реального сектора экономики, в т.ч. создание строительной продукции. Управление процессом ценообразования на данные виды материальных ценностей дифференцируются в зависимости от уровня органов власти, оказывающих на них госвоздействие. На общефедеральном уровне устанавливаются цены на природный газ, помимо реализуемого жилищно-строительным кооперативам и населению, на тепло- и электроэнергию регулирование происходит на уровне региональных энергетических комиссий.
Кроме «регулируемых», существуют свободные цены, которые складываются только из спроса и предложения. Рынок не может развиваться без свободных цен, но и свободные цены, в свою очередь, должны опираться на рыночные структуры3. Прерогатива в установлении такой цены принадлежит производителю товаров. Но такие цены согласуются с потребителями, т.е. свободные цены по сути являются договорными. Говоря другими словами, цена выступает значительным условием любого гражданско-правового договора.
Цены на строительные материалы складываются из большого числа составляющих (сырье – песок, гравий, щебень, поваренная соль, древесина и различного рода общедоступные полезные ископаемые; строительные материалы – арматура, панели, перекрытия, цемент, песок, керамзит, товарный бетон, кирпич; оборудование; оплата работы механизмов и транспортных средств, услуг управленческого персонала), иные необходимые накладные расходы, которые фиксируются в смете4. Рынок строительного подряда означает, что продается объект завершенного строительства, а непосредственно строительная деятельность. При выполнении строительно-монтажных работ строительная организация создает добавленную стоимость, поскольку осуществляет работы самостоятельно5. Таким образом, ценой создаваемого строительного объекта является сметная стоимость его строительства, в которой содержится стоимость строительно-монтажных работ и стоимость производства комплексного оборудования6.
Цена на строительную продукцию характеризуется крайней разнородностью. Они существенно различаются в зависимости от видов строительства. Так, в жилищном строительстве стоимость товаров зависит от градостроительной значимости строящихся объектов. Такая значимость определяется в генеральном плане застройки территории населенного пункта. В указанном документе учитываются социальные, экологические, экономические и другие многообразные факторы, обеспечивающие устойчивое развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Цена на товары жилищного строительства также зависит от плотности застройки, от этажности, от характеристики материалов, из которых строится объект (блочные, панельные, монолитные, кирпичные жилые дома). Кроме того, цены на строящиеся строительные объекты зависят от местонахождения этого самого объекта (в мегаполисах, региональных центрах, городских округах, муниципальных образованиях, городских и сельских поселениях); от его географического и природно-ландшафтного расположения (центральный федеральный округ РФ, ее южные, северные, восточные регионы); от отдаленности строящихся объектов от транспортных коммуникаций, от баз строительной индустрии.
Цена товарной строительной продукции определяется в процессе разработки и согласования проектно-сметной документации. Кроме того, выход на проектную мощность в установленные сроки и при соблюдении первоначальной стоимости строительства, скорее исключение, чем правило. В процессе создания строительных товаров возможны колебания цен, регулируемых государством (топливо, энергия). Кроме того, достаточно часто возникает необходимость выполнения работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, что требует ее корректировки. Еще одним распространенным фактором является распределение денежных средств по отдельным видам работ, а также их несбалансированность с реальными мощностями подрядчиков.
От подрядных организаций всегда требовалось умение уложиться в смету, заблаговременно предусмотреть все вероятные изменения и рассчитать возможные последствия. Составление проектно-сметной документации является прерогативой заказчика. Но в снижении непроизводственных затрат заинтересован в первую очередь подрядчик, потому что это улучшает его экономические показатели и устойчивость. Но их снижение – это не единственный акт, а кропотливый труд, который требует широкого комплекса мер организационного, технического и экономического характера.
Не менее важно держать ситуацию под контролем в процессе строительства объекта. Для этого нужно в первую очередь, систематически сопоставлять показатели о сметной стоимости по проекту с фактическими затратами на строительство; во вторую – регулярно вести учет фактической стоимости строительных материалов, а также панелей, конструкций, перекрытий, перегородок, плит, лестничных пролетов и иных элементов из которых строится объект; в третью очередь – учитывать вероятность колебаний цен на важнейшие базовые компоненты (природные ресурсы, сырье, топливо, энергия), без которых невозможна производственная строительная деятельность.
Для формирования цены на строительные материалы хозяйствующие субъекты используют разные методы, на основе которых разрабатывают стратегию ценообразования, а также пути ее практической реализации. Цены на строительные товары являются договорными, поэтому приоритетным методом выступает договорное ценообразование, суть которого можно выразить так: «средние издержки плюс прибыль». Но увеличение прибыли должно обеспечиваться главным образом не за счет увеличения цены товаров, а преимущественно за счет уменьшения излишних издержек при ее производстве. Поэтому, еще одним приоритетным методом ценообразования в строительстве необходимо считать метод экономической обоснованности затрат.
Его суть сводится к анализу себестоимости товаров, к учету необходимых для ее создания расходов, а также выявлению резервов их уменьшения. Применительно к деятельности подрядных организаций этот метод дает возможность определить, насколько экономически выгодна и прибыльна их деятельность. Кроме того, дает возможность сопоставить конечный результат их деятельности (прибыль), с затратами, которые были понесены для достижения рентабельности. Трудозатраты на единицу рабочего времени определяются на основании «актуарных» расчетов, в основу которых заложены необходимые статистические данные. Однако ряд хозяйствующих субъектов не в полной мере располагает достоверной информацией по данному вопросу, или имеет информацию от независимых источников, но не может ее перепроверить. Следовательно, прогноз цен на производимую ими продукцию может подвергаться влиянию непредсказуемых затрат и, как следствие, отличаться от фактических результатов. Посильную помощь в этом вопросе могут оказать методические указания по вопросам ценообразования в строительстве. Прерогатива в их разработке и систематическом обновлении принадлежит Министерству регионального развития РФ. Оно располагает развернутой информацией в данной сфере, включая объемы производства, прогноз его профиля и планы капитальных вложений.
Регулирование ценообразования непосредственным образом способствует активизации предпринимаемых усилий по сдерживанию инфляции. Смысл регулирующих мер воздействия сводится к профилактике и минимизации действия инфляционных факторов. Но добиться этого не так просто. Основная цель введения свободного ценообразования заключалась в создании у хозяйствующих субъектов заинтересованности в результатах труда. Однако это не принесло ожидаемых результатов. Введение в России с 02.01.1992 свободных цен последствий, привело к неоправданному росту цен, обесценило деньги.
В условиях либерализации сформировавшиеся ранее инфляционные тенденции трансформировались в более тяжелую кризисную форму7. Эта форма приобрела специфический характер, сущностью которого является сочетание экономического спада с высоким уровнем инфляции. В начале 90-х гг. XX столетия темп инфляции в России превышал 100% в год. В 1991 инфляция составила 92,6%, 1992-2508,8%, 1993-844,2%, 1994-215,0%, 1995-131,8%8. Тогда считалось, что если в России удастся удержать инфляцию на уровне 15-20% в год, нормальный процесс накопления и движения инвестиций начнет восстанавливаться9. В те годы подобные утверждения имели резон. Далее динамика инфляции выглядела так: 1996-21%, 1997-11%, 1998-81,4%, 1999-31,5%, 2000-20,2%, 2001-18,6%, 2002-15,1%, 2003-12,1%, 2004-10,0%, 2005-10,9%. Казалось, что главные трудности уже позади, а оставшиеся не стоят того, чтобы о них серьезно говорить.
Но, как вскоре выяснилось, этого оказалось недостаточно. Даже такая умеренная инфляция наносит существенный вред экономике, препятствует ее долгосрочному росту, приводит к значительным потерям и «блокирует» действие ключевых факторов экономического роста10. Чтобы уменьшить инфляцию до уровня, при котором экономический рост становится стабильным и необратимым, необходимо было осуществить еще немало усилий11. Соответственно, изменились приоритеты в ее оценках, а усилия по ее дальнейшему снижению стали направляться на уменьшение непроизводительных издержек.
Рыночные механизмы исключают безинфляционное развитие экономики. Строго говоря, в этом нет ничего плохого. Но оптимальным параметром, при котором экономический рост становится стабильным, считается годовой уровень инфляции в размере 3%. При таком уровне идет устойчивый экономический рост, происходит увеличение спроса и расширение производства. Современная экономическая политика направлена на поддержание именно такого темпа инфляции. Но «пороговым» значением признается темп 5% в год12. При его повышении экономический рост замедляется, любые случайные факторы могут вывести экономику из шаткого равновесия.
Достижение вышеназванного показателя предусматривала Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008), утвержденная Распоряжением Правительства России от 19.01.2006 № 3813. Согласно вышеуказанного нормативного правового документа главной задачей единой государственной кредитно-денежной политики является последовательное снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне, что должно создать базовые макроэкономические условия для высоких темпов экономического роста. Соответственно была поставлена задача снижения инфляции: в 2006 до уровня 7-8,5%, в 2007-6-7,5%, в 2008-5-6%. Эти же показатели были заложены в бюджет России на предстоящие три года, утвержденный Федеральным законом от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый 2009 и 2010»14.
Но как известно, эти планы не были выполнены, в 2006 уровень инфляции составил 10,5%, в 2007-11,7%, в 2008-13,2%. Произошло это в силу ряда весомых причин, но согласно официальной версии таковой является мировой финансовый кризис и его негативные последствия для российской экономики.
Это не совсем так, для того чтобы глубже понять, насколько нынешний всплеск инфляции связан с международным финансовым кризисом, следует исходить из того, что экономические кризисы нельзя рассматривать как случайные явления. На протяжении нескольких сотен лет они происходят периодически с определенной цикличностью. При этом, ведут к банкротствам, к увеличению безработицы, к поглощению менее сильных более сильными. Не исключение и нынешний финансовый кризис, но он не является простым повторением прежних кризисов, которые в период существования прежнего социально-экономического строя обходили страну стороной.
Нынешний кризис непосредственным образом затронул российскую экономику, причем оказался неожиданным не только для многих хозяйствующих субъектов, но и для органов власти всех уровней. Более того, он наглядно показал, что она не является самодостаточной. Для удовлетворения своих насущных потребностей, а тем более развития, ей требуются солидные оборотные средства. Их объемы должны быть значительно больше, чем те, которыми располагают хозяйствующие субъекты, чья деятельность составляет основу промышленного потенциала российской экономики. При их нехватке они изыскиваются в самых разнообразных источниках и у различных инвесторов. Одним из таковых выступают фондовые биржи. В прямом смысле они не являются инвесторами. Они всего лишь организуют торги на рынке ценных бумаг, где участники покупают и продают свои акции, иногда с выгодой для себя, иногда не очень.
В 2008 году цены на акции ведущих российских банков, выставленные на международных фондовых рынках, резко упали. Эти банки недополучили ожидаемую прибыль, соответственно, оказались не в состоянии полноценно кредитовать товаропроизводителей. Далее последовало снижение индекса РТС (основного индикатора российского фондового рынка), начался отток из страны иностранных капиталов и сокращение рублевой ликвидности. Банковский кризис перерос в кризис реального сектора экономики. Снизилась платежеспособность предприятий, начались задержки выплаты заработной платы, уплаты налогов, иных обязательных платежей, а также оплаты договорным партнерам, в т.ч. ресурсо-снабжающим организациям за оказанные услуги (тепло-, электроснабжение и т.д.). Одной из первых это ощутила сфера строительства, реализующая строительные программы, требующие значительных финансовых средств и их стабильного и ритмичного поступления (жилищное строительство). Потенциальные заказчики этой продукции, к числу которых относятся граждане со средними доходами, изыскивают для этих целей средства за счет банковских кредитов. Но, в связи с увеличением процентных ставок, такие кредиты стали для многих неподъемными. В такой же ситуации оказались многие потенциальные заказчики иных видов строительной продукции, а именно объектов промышленного, транспортного.
Уменьшение заказов отрицательно отразилось на экономическом положении подрядных организаций, предприятий-производителей строительных материалов. Многие оказались не готовыми к этому, не имели и до сих пор не имеют конкретных программ по выходу из сложившейся ситуации. Некоторые стали предпринимать чрезвычайные и совершенно бесперспективные попытки выживания, вплоть до «заморозки» строительства объектов, сворачивания основной деятельности, сокращения численности работников, перехода на сокращенную рабочую неделю и т.д.
Нынешний всплеск инфляции незначительный, но смысл вопроса сложнее, поскольку инфляция затронула реальный сектор экономики. Ее последствия невозможно преодолеть за короткий период времени, поскольку предстоит заново пройти путь по ее снижению до порогового уровня, которым является 5% в год. При наметившихся в последнее время темпах ее снижения (примерно около 1%), на это уйдет не менее семи лет. За этот небольшой отрезок времени нужно суметь перевести экономику (ли хотя бы основную часть ее реального сектора) на инновационный путь развития. Это является принципиальным условием достижения нужного результата. В стратегическом плане такой переход неизбежен.
Следует отметить, что по мере продвижения по инновационному пути развития участие бизнеса в поддержке инновационного процесса будет увеличиваться. Вместе с тем, роль государства будет постепенно сводиться к выработке концепции и приоритетов национального развития15. Такой приоритет на среднесрочную перспективу обозначен российским руководством понятием «модернизация», что означает ее осовременивание. Это не самоцель, а средство, позволяющее достичь требуемого результата, который всецело зависит от того, насколько хозяйствующие субъекты сумеют «найти себя» в нынешней непростой ситуации, т.е. смогут осуществлять целевую деятельность не числом, а умением, рассчитывая только на собственные силы, реализуя при этом свои экономические интересы, одновременно обеспечивая поступательное развитие российской экономики.
Среди регулирующих мер, влияющих на процесс ценообразования, следует выделить поддержку добросовестной конкуренции, а также антимонопольное регулирование, которые неразрывно взаимосвязаны и предназначены, во-первых, для создания благоприятных условий для конкуренции, во-вторых, защиты конкуренции, в-третьих, профилактики возможных нарушений в этой сфере. Сутью первой группы мер выступает поддержка конкуренции: таковой является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором действием каждого из них исключается либо ограничивается возможность остальных в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкурентная политика хозяйствующего субъекта предполагает использование им своих специфических особенностей, своих реальных и потенциальных возможностей, характеризующих его производственную, финансовую, маркетинговую и иную деятельность, позволяющих ему реализовывать свои интересы с большей степенью эффективности, чем его конкуренты16. Этим обеспечивается конкурентоспособность, т.е. способность опережать других, используя свои преимущества за счет умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Чтобы быть конкурентоспособным, хозяйствующему субъекту надо иметь неоспоримые преимущества по сравнению с партнерами, осуществляющими аналогичную хозяйственную деятельность.
Выделяют два приемлемых варианта осуществления хозяйственной деятельности, позволяющих «держаться на плаву» в условиях конкуренции. Первый – это повышение загрузки производственных мощностей до оптимального уровня путем увеличения конечного спроса на производимую продукцию. Второй – технологическая модернизация производственного процесса на основе увеличения инвестиционной активности и притока инвестиций в развитие производства17. Следование этим требованиям – не самоцель, а средство, позволяющее создавать конкурентоспособную продукцию, т.е. такую, которая по совокупности качественных и стоимостных характеристик обеспечивает удовлетворение запросов ее потребностей и выгодно отличается от аналогичной продукции.
Сутью следующей группы мер является пресечение монополизма и его профилактика – это предполагает последовательное использование регулирующих мер воздействия, позволяющих защитить интересы, как товаропроизводителей, так и потребителей. В соответствии со статьей 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монопольную и недобросовестную конкуренцию. В свою очередь монополистической деятельностью признается злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим положением. Систематической монополистической деятельностью признается ее осуществление, выявленное в установленном законом порядке более двух раз в течение трех лет. Монопольное предприятие всегда можно вести экономично18. Тем не менее, в целях предупреждения монополизма предусмотрен комплекс профилактических мер, именуемый контролем за «экономической концентрацией». Он осуществляется в отношении как конкретных хозяйствующих субъектов, так и «групп лиц», состоящих из нескольких субъектов, каждый из которых является юридически самостоятельным, но при этом они связаны отношениями экономической зависимости.
Примером являются отношения, построенные по схеме: «основное – дочерние общества», а также «основное – зависимые общества». Суть профилактических мер воздействия сводится к обязательному получению такими хозяйствующими субъектами, в т.ч. входящими в состав вышеназванных «групп лиц», предварительного согласия антимонопольных органов на совершение ряда действий, которые создают для них потенциальные возможности стать монополистами. Таковыми законодательство считает совершение действий организационного характера, в частности, реорганизацию статуса хозяйствующего субъекта (слияние, присоединение и т.д.). Совершение таких действий без предварительного согласия антимонопольного органа влечет принудительную ликвидацию такого хозяйствующего субъекта или его принудительную реорганизацию в форме выделения или разделения по иску антимонопольного органа.
Другой профилактической мерой является получение обязательного согласия антимонопольных органов на совершение ими действий имущественного характера, в частности, на заключение отдельных видов сделок с акциями, с долями коммерческих организаций, с активами финансовых организаций. При совершении таких сделок в обход антимонопольных органов, они могут быть признаны недействительными по иску антимонопольного органа.
Доминирование само по себе это еще не нарушение, оно становится таковым в случае злоупотребления доминирующим положением, которое непосредственно является нарушением антимонопольного законодательства19. Таковыми в частности признаются установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия является повышение цены на товар; создание препятствий к доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам и т.д. За нарушение государственной дисциплины цен к ним могут быть применены экономические санкции. К их числу относятся меры воздействия на монополистов, в частности, их принудительное реформирование. Но для этого необходимо выяснить, является ли такой хозяйствующий субъект монополистом, или нет. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 20, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %. Случаи, когда это допускается даже при не достижении такого параметра, могут быть установлены отдельными федеральными законами. Для признания его положения доминирующим доля его товара должна повышать% общего объема товаров в регионе. При этом допускается ситуация, когда, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Это дает возможность дифференцированного подхода при решении данного вопроса, исключающего «перегибы» и поспешные решения. Иными словами, реформирование монополий не должно сводиться к их примитивному дроблению, а, по сути, к разрушению и деградации21.
Отдельную группу составляют хозяйствующие субъекты, именуемые естественными монополистами, которые являются таковыми, поскольку обладают высоким уровнем концентрации капитала, значительными финансовыми и человеческими ресурсами 22, изначально находятся вне конкуренции с партнерами. Для этого им не надо прикладывать особых усилий, поскольку производимые ими товары имеют устойчивый спрос даже при значительном изменении их цены по причине невозможности замены его другими товарами.
Перечень товаров (работ, услуг), производимых естественными монополистами, утверждается Правительством РФ. Спрос на такие товары (работы, услуги) существует всегда, независимо от колебания цены на них. Это ставит естественных монополистов в привилегированное положение по сравнению с остальными. Государство осуществляет контроль за тарифами субъектов естественных монополий, а также за ростом их издержек. Органы регулирования естественных монополий могут применять следующие способы воздействия на данных субъектов. Это, во-первых, ценовое регулирование, осуществляемое путем установления тарифов на их продукцию, в т.ч. их предельного уровня; во-вторых, определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию естественными монополистами.
Макроэкономическая стабилизация во многом зависит от поддержания платежеспособности хозяйствующих субъектов от предотвращения их банкротства или же минимизации его последствий. Уменьшение притока капитала в строительную отрасль повлекло ряд банкротств, особенно на региональном уровне. Ситуация осложняется тем, что определить реальное финансовое состояние хозяйствующего субъекта бывает довольно затруднительно. Внешние признаки его вроде бы стабильного положения зачастую не соответствуют действительности. Фактически же многие хозяйствующие субъекты не имеют необходимых финансовых средств для оплаты денежных обязательств. Задачей финансового анализа является оценка экономического состояния такого субъекта и его финансовой устойчивости. Она предполагает способность расплачиваться по текущим обязательствам как наличными средствами, так и привлекаемыми источниками. По итогам такого анализа моделируются адекватные варианты последующих действий. Соответственно, смысл антикризисного управления заключается в смещении акцентов с «реанимирования» несостоятельности предприятий в сторону ранней диагностики кризиса и его преодоления на ранних стадиях.
Антикризисное управление – это система соответствующих мер, включающая распознание кризиса, подготовку к нему, ослабление его деструктивных последствий23. Российский опыт показывает, что на уровень платежеспособности выводится не более 5% предприятий, прошедших процедуру банкротства. Остальные прекращают свое существование. Такие результаты приемлемы24. Смысл антикризисного менеджмента заключается в том, чтобы в крайне неблагоприятных ситуациях искать выход из фактически безнадежных ситуаций, постоянно изыскивать финансовые средства для оплаты денежных обязательств.
Причиной неоплаты хозяйствующим субъектом своих денежных обязательств является его финансовая несостоятельность. В ее зоне лежит его неплатежеспособность. Критерий неплатежеспособности, с одной стороны, является достаточным основанием для признания несостоятельности, с другой – признаком неоплатности. Неоплатность – это внешнее выражение неплатежеспособности. Она характеризуется тем, что субъект, хотя и не исполняет свои денежные обязательства, но реальная возможность его финансового оздоровления не утрачена.
В отличие от неоплатности при неплатежеспособности имеются неоспоримые доказательства наличия задолженности в размере, превышающем законодательно установленные предельные размеры денежных сумм, неоплачиваемые в течение длительного периода времени. Его продолжительность устанавливается законодательством. Неплатежеспособность – это такое финансовое состояние субъекта, при котором по совокупности факторов можно сделать вывод, что он ни в настоящее время, ни в перспективе не способен погасить задолженность, а тем более ритмично оплачивать денежные обязательства. Основные причины возникновения и накопления просроченной задолженности предприятий строительного комплекса – это дефицит денежных оборотных средств и недостаточное внимание к санации «безнадежно утраченных предприятий»25. Другими словами, неплатежеспособными становятся те хозяйствующие субъекты, у которых пассив превышает актив.
Прямым результатом несостоятельности является признание хозяйствующего субъекта банкротом. Однако понятие «несостоятельность» и «банкротство» хотя и близки, но не тождественны. Банкрот – это несостоятельный должник, в отношении которого принято решение о ликвидации26. Соответственно, приводятся ликвидационные процедуры в рамках конкурсного производства. Конкурсный управляющий проводит торги по продаже имущества ликвидируемой организации. Делается это с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов. С экономической точки зрения – это способ перераспределения материальных ценностей от неэффективно хозяйствующих субъектов к эффективным. Следовательно, вопрос о банкротстве в значительной мере является инвестиционно-имущественным.
В отличие от банкротства, несостоятельность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. К несостоятельному должнику применяются не ликвидационные, а восстановительные процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление. В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»27 восстановительные меры направлены на профилактику неплатежеспособности и на оздоровление финансового состояния неплатежеспособного субъекта,, включая реструктуризацию его долгов, а также на минимизацию отрицательных последствий как для него самого так и для его партнеров. Все вышеназванные меры являются, по сути, альтернативой банкротства хозяйствующего субъекта, означающего его ликвидацию.
В процессе осуществления процедур несостоятельности (банкротства) сталкиваются интересы различных лиц. В ряде случаев эти интересы диаметрально противоположны. Поэтому, применение регулирующих мер должно, по возможности, консолидировать их. То есть способствовать сохранению бизнеса неплатежеспособных субъектов и при этом обеспечивать разумный баланс интересов всех остальных участников процедуры банкротства. В восстановлении платежеспособности заинтересован не только должник, но его кредиторы. Тенденции действующего законодательства о банкротстве в большей степени приближены к необходимости учета как интересов кредиторов, так и интересов должника28. Поэтому, действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) выделяет и детально регламентирует процедуру финансового оздоровления, которая вводится после завершения процедуры наблюдения, а в некоторых случаях заменяет собой внешнее управление.
В определенной степени «финансовое оздоровление» понятие, имеющее двойной смысл. В широком смысле, это система мер, которые применяет любой субъект, осуществляющий хозяйствующую деятельность, даже и не являющийся участником правоотношений несостоятельности (банкротства). Но в буквальном смысле, суть финансового оздоровления состоит в том, что в рамках означенной процедуры руководство должника с ограничениями, обусловленными полномочиями административного управляющего, осуществляет расчеты с кредиторами путем исполнения графика погашения задолженности.
- Литература:
Управление инвестициями. Справочное пособие для специалистов и предпринимателей /Под общей ред. В.В. Шеремета. Том 1. – М.: Высшая школа, 1998. С. 190.
Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 11. Ст. 997.
Розенова Л.М. Политика цен и стимулирование повышения качества продукции в период становления рыночной экономики: Автореферат дисс…д.э.н. – М., 1992. С.5.
Панибратов Ю.П., Чмуль Н.П. Ценообразование в строительстве // Экономика строительства. 1997. № 1. С. 44.
Плетнева О.А. О включении в налоговую базу по строительно-монтажным работам для собственного потребления стоимости работ, выполненных привлеченными подрядными организациями // Налоговый вестник. 2006. № 6. С. 149.
Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике. – М.: Дело и сервис, 2002. С. 85.
1 Управление инвестициями. Справочное пособие для специалистов и предпринимателей / Под общей ред. В.В.Шеремета. Том 1. – М.: Высшая школа, 1998. С. 190.
- 2
Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах
по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»
// Собрание законодательства РФ. 1995. № 11. Ст. 997.
3 Розенова Л.М. Политика цен и стимулирование повышения качества продукции в период становления рыночной экономики: Автореферат дисс…д.э.н. – М., 1992. С.5.
4 Панибратов Ю.П., Чмуль Н.П. Ценообразование в строительстве // Экономика строительства. 1997. № 1. С. 44.
5 Плетнева О.А. О включении в налоговую базу по строительно-монтажным работам для собственного потребления стоимости работ, выполненных привлеченными подрядными организациями // Налоговый вестник. 2006. № 6. С. 149.
- 6
Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике. – М.:
Дело и сервис, 2002. С. 85.
7 Иванов А.А. Методология статистического изучения инфляционных процессов в капитальном строительстве: Автореферат дисс.к.э.н. – М., 1993. С. 16.
8 Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования//Общество и экономика. 2006. №4. С. 146.
9 Шмелев Н. Экономические перспективы России//Вопросы экономики. 1995. № 1. С.22.
10 Экономическая экспертная группа. Инфляция и валютная политика//Вопросы экономики. 2003. № 12. С.39.
11 Шмелев Н. Монетарная политика и структурные реформы в экономике постсоветской России//Вопросы экономики.2002. № 5. С. 31.
12 Варнавский В. Стабилизационный фонд, как инструмент экономической политики//Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 5. С. 41.
13 Распоряжение Правительства России от 19.01.2006 № 38-р (утверждена Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008гг.)// Собрание законодательства РФ.2006. № 5. С. 589.
14 Федеральный закон от 24.07.2007 г. ,№ 198-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 3995, с приложениями: Приложение № 30 от 30.07.2007 г. (часть I) и Приложение № 30 от 30.07.2007 г. (часть II).
15 Кондратьев В.Б., Куренков Ю.В. Проблемы повышения эффективности российской экономики//Мировая экономика и международные отношения, 2008. № 12. С.43.
16 Бармина Е.Ю. Теоретические и методические основы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур: Автореферат дисс.к.э.н. – Астрахань, 2004. С.10.
17 Фетисов Г. Инфляция и рост цен: макроэкономический и региональный аспекты//Общество и экономика. 2006. № 5. С. 183.
18 Маршал А. Экономическая мысль Запада. Принципы экономической науки. Том 2. – М.: Издательская группа «Прогресс – Универс», 1993. С. 182.
19 Авдашева С., Шастико А. Модернизация антимонопольной политики России (экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства//Вопросы экономики.2005. № 5. С. 109.)
20 Федеральный закон от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»//Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3434.
21 Городецкий А., Павленко Ю., Реформирование естественных монополий//Вопросы экономики. 2000. №1. С. 145.
22 Астапов А. О государственном регулировании естественных монополий//Общество и экономика. 2003. № 4-5. С. 276.
23 Коротаева Ю.В. Разработка механизма выхода строительных организаций из скрытого кризиса: Автореферат дисс.к.э.н. – СПб, 2004. С. 7-8
24 Ириков В. Активное антикризисное управление: успешный опыт и рекомендации по его использованию в условиях глобального кризиса//Журнал для акционеров. 2010. № 1-2. С.3.
25 Комиссарчик В.В. Совершенствование механизма реструктурирования задолженности предприятий строительного комплекса: Автореферат дисс.к.э.н. – М., 2003. С. 8.
26 Ткачев В.Н. Термины «банкротство» и «несостоятельность»: сущность и содержание//Адвокат. 2003. №3. С.27.
27 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «несостоятельности (банкротстве)»//Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст.4190.
28 Бессонова З.Г. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) в контексте глобализации экономических отношений//Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 2. С. 41.