Приоритетные направления развития современного российского общества закреплены в майском указе Президента Российской Федерации № 204, в том числе повышение рождаемости и улучшение условий жизни семей. На достижение этой национальной цели направлены национальный проект «Демография», федеральный проект «Содействие занятости женщин — доступность дошкольного образования для детей» и региональный проект «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет на территории Свердловской области». В статье рассматривается практический опыт осуществления регионального проекта в Свердловской области как одно из направлений реализации семейной политики.
Ключевые слова: семейная политика, демографическая политика, повышение рождаемости, национальные проекты, региональные проекты, строительство дошкольных образовательных организаций для детей в возрасте до трех лет.
Государственная поддержка семьи, материнства (отцовства) и детства –одно из важнейших направлений внутренней социальной политики государства, обладающее правовыми механизмами, которые обеспечивают институту семьи эффективную защиту, и соответствуют общей концепции развития российского общества.
Демографическая и семейная политика — это тесно связанные друг с другом направления внутренней социальной политики государства. Укрепление роли и престижа семьи в обществе, рост материального семейного благосостояния приводят к уверенности в будущем и, соответственно, способствуют повышению рождаемости.
Правительством Российской Федерации проводится активная политика по поддержке социально не защищенных слоев населения, в том числе семей с детьми (к ним относятся молодые семьи и семьи, имеющие трех и более детей).
В соответствии с Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р [1], государственная семейная политика — это комплекс мер, система задач, принципов и мер, основная цель которой состоит в:
– сохранении и поддержании института семьи как основы российского общества, упор на традиционных семейных ценностях;
– повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе;
– профилактику и преодоление семейного неблагополучия;
– улучшение условий и повышение качества жизни семей.
По данным Росстата на территории России из 16 млн. женщин в возрасте от 20 до 49 лет, имеющих детей, 12 млн. работают [9].
Соответственно одной из составляющих государственной поддержки в отношении семей, имеющих детей, являются мероприятия по созданию стопроцентного (в соответствии с потребностью) количества мест в дошкольных образовательных организациях. На территории Российской Федерации в 2012–2016 годах в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [2] в рамках мероприятий о стопроцентном обеспечении мест в ДОО для детей в возрасте от трех лет ежегодно вводилось дополнительно 400 тыс. мест. В Свердловской области, по информации Министерства образования и молодежной политики, за годы реализации данного Указа Президента Российской Федерации в 360 детских дошкольных образовательных организациях введено более 87,1 тыс. дополнительных мест для детей от 3 до 7 лет [6]. И на сегодняшний момент можно говорить, что количество существующих дошкольных образовательных организаций покрывает потребность для детей в возрасте от трех до 7 лет.
Однако в соответствии с текущем законодательством ежемесячное пособие по уходу за ребенком родитель, находящийся в декретном отпуске, получает до полутора лет. С полутора до трех лет размер ежемесячной компенсации по уходу за ребенком составляет 50 рублей. Соответственно, испытывая материальные трудности, родитель, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, старается выйти на работу по достижению ребенком 1,5 лет. Однако отсутствие ясельных групп в государственных (муниципальных) дошкольных организациях эту задачу затрудняет. Соответственно, организация ясельных групп для детей от полутора до трех лет в детских дошкольных образовательных организациях позволит матери (отцу) выйти на работу.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [4] в государственной образовательной политике Российской Федерации приоритетами в дошкольном образовании определены: создание условий для обеспечения равенства возможностей для всех детей в получении качественного дошкольного образования и условий обучения согласно утвержденным и применяемым на территории Российской Федерации государственным образовательным стандартам дошкольного образования, а также создание возможностей для покрытия потребности каждой семьи в получении дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев и до начала обучения в школах.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ) [3] регламентированы основные направления развития российского общества, цели и задачи. Согласно Указу, обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации является одной из приоритетных национальных целей развития Российской Федерации.
Для достижения данной национальной цели в рамках национального проекта «Демография» разработан и реализуется федеральный проект «Содействие занятости женщин — доступность дошкольного образования для детей». Цель — обеспечение возможности женщинам, имеющим детей, совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями, в том числе за счет организации дополнительных ясельных групп для детей до трех лет в детских садах.
Для реализации федерального проекта в субъектах Российской Федерации разработаны региональные проекты. Так в Свердловской области реализуется региональный проект «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет на территории Свердловской области», в соответствии с которым органы исполнительной власти Свердловской области обязуются обеспечить возможность женщинам, имеющим детей, совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями к 2024 году, в том числе за счет обеспечения стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до трех лет на территории Свердловской области.
Для достижения данной цели предусмотрен ряд направлений реализации мероприятий:
– организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для не менее 8239 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет до 2024 года;
– создание дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
– актуализация механизмов поддержки негосударственного сектора в сфере дошкольного образования [10].
В данной статье рассмотрим комплекс мер, направленный на создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях Свердловской области для детей в возрасте до трех лет (ясельных групп).
Предыдущее поручение Президента Российской Федерации об обеспечении местами в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 3 до 7 лет способствовало тому, что в существующих садиках ясельные группы перепрофилировались, а в проектную документацию вновь создаваемых объектов вносились корректировки, заменяя ясельные группы на группы для детей в возрасте от трех лет. Соответственно, на текущий момент велика потребность в ясельных группах в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области. Сегодня, в соответствии с данными автоматизированной системы управления «Е-услуги. Образование», доступность дошкольного образования для детей до трех лет в 2017 году составила 73,9 процента.
В 19 муниципальных образованиях, начиная с 2018 года, реализуются мероприятия по созданию дополнительных мест (ясельные группы) в детских образовательных организациях. В 2019–2020 годах планируется полностью удовлетворить потребность населения в ясельных группах.
В 17 муниципальных образованиях Свердловской области выполнить поручение Президента Российской Федерации и обеспечить доступность дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста планируется путем проведения мероприятий в действующей муниципальной системе дошкольного образования (перепрофилирование дошкольных групп в ясельные, организация кратковременного пребывания, прием детей по желанию родителей в группы для детей старшего возраста).
Однако в некоторых муниципальных образованиях потребность в ясельных группах намного выше, чем существующее количество мест в дошкольных образовательных организациях. Так, например, наименьшие показатели доступности дошкольного образования зафиксированы в 10 крупнейших муниципальных образованиях Свердловской области, таких как МО «город Екатеринбург», г. Каменск-Уральский, г. Нижний Тагил, Первоуральский ГО, Сысертский ГО, Белоярский ГО, Березовский ГО, Невьянский ГО, ГО Ревда, Серовский ГО.
Таким образом, анализируя существующую ситуацию в части созданной инфраструктуры дошкольного образования, а также принимая во внимание демографическую ситуацию и прогноз на ближайшие годы, вопрос доступности дошкольного образования для детей ясельного возраста может быть решен только благодаря строительству и вводу новых детских садов, перепрофилированию групп, реконструкции и капитальному ремонту дошкольных образовательных организаций в 35 муниципальных образованиях Свердловской области.
В соответствии с утвержденными паспортом национального проекта, а также государственными программами Свердловской области муниципальными образованиями запланировано к 2020 году введение около 16983 дополнительных мест [6] (за счет реконструкции, строительства, выкупа и капитального ремонта зданий детских садов, а также развития иных форм дошкольного образования, стимулирования организации и развития частных детских садов):
– строительства 35 новых зданий дошкольных образовательных организаций и 6 пристроев к зданиям дошкольных образовательных организаций;
– реконструкции 9 зданий дошкольных образовательных организаций;
– возврата 14 зданий дошкольных образовательных организаций в муниципальные системы дошкольного образования;
– выкупа 4 зданий дошкольных образовательных организаций [7].
Так, в рамках реализации национального проекта «Демография», федерального проекта «Содействие занятости женщин — доступность дошкольного образования для детей» Правительством Свердловской области заключено два соглашения на предоставление Свердловской области межбюджетного трансферта на:
– создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях Свердловской области от 1,5 до 3 лет;
– создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях Свердловской области от 2 месяцев до 3 лет.
В соответствии с данными соглашениями в бюджет Свердловской области в 2019 году на строительство 13 дошкольных образовательных организации привлечено 958,04 млн. рублей, в 2020 году –783,76 млн рублей [7].
В результате строительства дошкольных образовательных организаций, в муниципальных образованиях будет создано 2570 дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет.
Несмотря на все положительные аспекты данного проекта при реализации его региональные органы власти могут столкнуться с рядом проблем.
Наиболее остро стоит вопрос использования экономически эффективной проектной документации повторного использования. С 1 сентября 2016 года с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 3 июля 2016 года № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», в случае использования бюджетных средств при строительстве объектов капитального строительства, использование экономически эффективной проектной документации повторного использования является обязательным условием.
Экономически эффективной документацией повторного использования признаются проектные решения, отвечающие техническим требованиям (стандартам) [12], а также решения, в которых сметная стоимость строительства объекта капстроительства не превышает предполагаемую (предельную) стоимость строительства, определенную с применением утвержденных Минстроем России укрупненных норматив цены строительства или объектов-аналогов, в случае невозможности рассчитать по НЦС.
Из 13 дошкольных образовательных организаций, строительство которых в 2019–2020 годах запланировано за счет средств областного бюджета, по состоянию на 1.05.2019 в Реестр экономически эффективной проектной документации Минстроя России включено 4 садика [11].
Согласно протоколу от 30.04.2019 № 238-ПРМ-ОД четыре садика были отклонены комиссией Минстроя России и не включены в Реестр экономически эффективной проектной документации по причине отсутствия лифтового оборудования для маломобильных граждан в проектной документации. Изменение технических требований, а также проектная документация 2017 и ранее годов, приводит к ситуации, при которой при наличии бюджетных ассигнований их использование невозможно. Проведение работ по перепроектированию, получению повторных госэкспертиз, повторная подача документов в Минстрой России для их рассмотрения и включения в Реестр экономически эффективной проектной документации оттягивает сроки финансирования и, соответственно, строительства на более неблагоприятный для строительных работ промежуток времени осень — зима 2019 года.
Кроме того, накладывается риск срыва сроков строительно-монтажных работ по объектам из-за недобросовестных подрядчиков (данный риск основывается на практике строительства объектов социальной сферы на территории области).
Так, например, в рамках мероприятия по стимулированию программ жилищного строительства на условиях софинансирования из федерального бюджета осуществляется строительство школы на 1200 мест по ул. Чемпионов в жилом районе «Солнечный» (сроки строительства 2018–2020 годы). Управлением капитального строительства г. Екатеринбурга с ООО «Трест Магнитострой» был заключен муниципальный контракт, в ходе реализации которого генеральным подрядчиком неоднократно осуществлялся срыв сроков, установленных графиком строительных работ, что привело к необходимости смены генерального подрядчика и заключение нового муниципального контракта.
В текущей ситуации для освоения средств федерального бюджета Правительству Свердловской области необходимо рассмотреть возможность замены детских садов на аналогичные объекты с проектной документацией, включенной в Реестр экономически эффективной проектной документации. В дальнейшем для минимизации существующих рисков органам исполнительной власти Свердловской области и, в первую очередь, администрациям муниципальных образований, на территориях которых планируется осуществлять строительство объектов дошкольного образования, необходимо проводить планомерную работу с проектными организациями по существующим экономически эффективным проектам, включенным в реестр Минстроя России, и о возможности использования данных проектных решений, с привязкой на местности, на территориях муниципальных образований.
Кроме того, необходимо налаживать дополнительный контроль за ходом строительства муниципальных объектов с использованием федеральных средств, в том числе с привлечением специалистов ГКУ СО «Управление капитального строительства Свердловской области».
Таким образом, для Свердловской области участие в реализации национального проекта «Демография», федерального проекта «Содействие занятости женщин — доступность дошкольного образования для детей» обусловлено потребностью в ликвидации неудовлетворенного спроса на услуги дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, необходимостью обеспечения раннего развития детей и расширения форм дошкольного образования в соответствии с потребностью каждой семьи, а также необходимостью создания условий для увеличения занятости экономически активного населения.
Литература:
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р. // Электронный ресурс «Консультант Плюс»
- «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599. // Электронный ресурс «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi. (дата обращения 11.03.2019)
- «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. // Электронный ресурс «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi. (дата обращения 11.03.2019)
- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155. // Электронный ресурс «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi. (дата обращения 11.03.2019)
- О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999. // Электронный ресурс «Консультант Плюс»
- «Об утверждении комплекса мероприятий, направленных на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в Свердловской области на 2018 — 2020 годы» Постановление Правительства Свердловской области от 31.05.2018 ,№ 351-ПП —http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi. (дата обращения 11.03.2019)
- «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП. // Электронный ресурс «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi. (дата обращения 11.03.2019)
- Доступность дошкольного образования // официальный сайт автоматизированной системы управления «Е-услуги. Образование». — Режим доступа: https://edu.egov66.ru/ (дата обращения 11 марта 2019 года)
- Рабочая сила, занятость и безработица в России // официальный сайт Федеральной службы государственной статистики //. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139918584312 (дата обращения 11 марта 2019 года)
- Официальный сайт Департамента по труду и занятости населения Свердловской области //. — Режим доступа: https://www.szn-ural.ru/content/ %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %8F %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82 %D1 %8C (дата обращения 11 марта 2019 года)
- Официальный сайт Минстроя России //. — Режим доступа: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=http://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/37a/reestr_EEPD-11.04.2019.xlsx (дата обращения 30.04.2019)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № «О критериях экономической эффективности проектной документации»