Вопросительные конструкции как имплицитный способ выражения оценки в жанре англоязычного интернет-комментария | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 25.05.2019

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Абраменко В. В. Вопросительные конструкции как имплицитный способ выражения оценки в жанре англоязычного интернет-комментария // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 550-552. — URL https://moluch.ru/archive/259/59485/ (дата обращения: 19.07.2019).



В статье рассматривается один из имплицитных способов выражения оценки в интернет комментарии — вопросительные конструкции. С опорой на классификацию вопросительных конструкций по своему коммуникативному намерению, автор выявляет наиболее частотные способы выражения оценки: вопрос-обсуждение, вопрос-объективация, вопрос-размышление и риторический вопрос.

Ключевые слова: оценка, интернет-комментарий, имплицитность, вопросительные конструкции.

Глобальное информационное пространство Интернета является на сегодняшний день одним из основных способов получения и распространения информации и большой площадкой для проведения дискуссий и выражения собственного мнения и оценок по различным вещам, событиям, проблемам и явлениям.

Интернет-комментарий является одним из основных способов общения в глобальной сети Интернета, и ему, как и другим жанрам устной и письменной речи, свойственна оценочность.

Согласно Н. Д. Арутюновой, «оценка» является «умственным актом, в результате которого устанавливается отношение субъекта к оцениваемому объекту с целью определения его значения для жизни и деятельности субъекта» [1, с. 6].

Одним из имплицитных способов выражения оценки в интернет-комментарии являются вопросительные конструкции. Целью подобных конструкций не является выяснение новой информации, но выражение различных коммуникативных целей, которые могут также включать в себя оценку того или иного явления.

По своему коммуникативному намерению выделяются восемь типов вопросительных конструкций: вопрос-дубитация, вопрос-обсуждение, вопрос-объективизация, вопрос-предположение, вопрос-размышление, риторический вопрос, собственно вопрос и вопрос — чужая речь [2, с. 21–24]. Первые шесть из представленных типов вопросов не являются собственно вопросами, а включают в себя конкретную коммуникативную функцию — выражение собственного мнения.

Анализу подверглись комментарии на английском языке, отобранные методом сплошной выборки из социальных сетей Twitter, Facebook и видеохостингового сайта YouTube. Для удобства анализа тематика материала была ограничена. Корпус включает в себя пять публикаций из социальной сети Twitter, две публикации из социальной сети Facebook и четыре видео с сайта YouTube. Каждая публикация содержит в среднем 600 комментариев пользователей. Большинство публикаций сделаны на аккаунтах средств массовой информации (BBC, Deutsche Welle, CNN, Associated Press и др.). Данный выбор обусловлен тем, что средства массовой информации собирают на своих страницах пользователей с разными интересами и разным происхождением, что дает больше шансов на выражение разнообразных оценок, как положительных, так и отрицательных.

Результаты исследования показывают, что наиболее часто для выражения оценки в жанре интернет-комментария преобладают вопросы-обсуждения, вопросы-объективации, вопросы-размышления и риторические вопросы. Большинство из них представляют из себя специальные вопросы, которые требуют развернутого ответа. Оценочные прилагательные, несмотря на свою универсальность выражения оценки, присутствуют не в каждой вопросительной конструкции. Это можно объяснить желанием авторов наиболее четко и ясно донести свое мнение и свою оценку.

Вопрос-обсуждение представляет из себя вопросительную конструкцию, коммуникативная цель которой заключается, во-первых, в сообщении о дефиците информации, во-вторых, в провоцировании собеседника, чтобы тот дал ответ на этот вопрос. Структурно данная конструкция состоит из утверждения, которое стоит в начале высказывания, и из вопроса, который стоит в конце.

People in Brunei are okay with the law, why's the rest of the world are panicking?

В данном примере дается утверждение (people in Brunei are okay with the law) и затем идёт вопрос, провоцирующий собеседника на обсуждение проблемы (why's the rest of the world are panicking?). Задавая последний вопрос, автор дает понять, что он не одобряет реакцию представителей западноевропейских культур, которые осуждают введение закона в другой стране с культурой и религией, которая отличается от его.

Вопросительные конструкции могут быть разбиты на два отдельных предложения, одно из которых является утверждением, а другое — провоцирующим вопросом. Подобный прием используется в следующем в примере:

We've cosied up to Saudi Arabia for decades, sold them arms, danced their macabre dance. Why this sudden hypocritical self-righteousness???

В данном случае автор имплицирует отрицательную оценку, которая заключается в негативном отношении к критике закона на Западе. Для понимания предложения требуется знание о ситуации с Саудовской Аравией, в которой подобный закон уже введен и западные политики на него никак не реагируют.

Употребление эпитетов (macabre, sudden, hypocritical) и фразовых глаголов (cosy up) с отрицательной семантикой, а также тройное повторение вопросительного знака усиливает негативную оценку автора.

Вопрос-объективация включает в себя не только вопрос, но и ответ на него автором. Таким образом, создается иллюзия диалога, в процессе которого адресант и адресат пришли к совместному выводу. Иными словами, данная вопросительная конструкция является утверждением автора.

Y’all think boycotting is gonna stop someone who is already living in luxury?? Yeah right.

В данной конструкции автор имплицитно выражает свою негативную оценку о решении знаменитостей о бойкоте сети отелей, которая принадлежит Султану Брунея. В первой части автор напрямую спрашивает, поможет ли данное решение как-то повлиять на жизнь уже богатого человека, а во второй он даёт свой ответ на этот вопрос. Несмотря на то, что наречие Yeah является утверждением, в нем имплицитно заложен отрицательный ответ. Использование сокращений (Y’all, gonna) из разговорной речи и двойного вопросительного знака также указывает на эмоции автора.

By your logic, if certain country started genociding an ethnic minority, should we let them do it? The West has to stop such evil, wrong and backwards things.

Вопрос, заданный автором, относится к закрытому типу вопросов, на который можно ответить либо «да», либо «нет». Ответ на данный вопрос имплицитно включает в себя ответ «нет». В ответе автором используются лексемы с отрицательной коннотацией (evil, wrong), которые усиливают его негативную оценку события.

So it's not ok for Brunei but it's ok for Saudi? The level of hypocrisy...

Для понимания данного высказывания читатель должен быть в курсе о том, что подобный закон уже существует в Саудовской Аравии. Автор интересуется, почему никто не вспоминает об этом факте, а в следующем предложении уже отвечает на этот вопрос. Ответ включает в себя имплицитную негативную оценку, которая выражается в использовании существительного с отрицательной коннотацией (hypocrisy). Многоточие в конце ответа также может навести читателя на мысль о том, что ответ мог бы быть продолжен и в нем могло бы выражено еще больше негатива.

Вопрос-размышление представляет собой большую развернутую структуру, которая очень часто включает в себя ряд нескольких вопросов. Данные вопросы показывают развитие мысли автора и в совокупности образуют собой одно имплицитное утверждение.

also why is incest a crime? If people decide to have sex with their family members, how does that affect the country? Why should it be illegal? Have you asked those questions before?

В данной развернутой структуре автор задается рядом вопросов, в которых ключевая мысль плавно перетекает в другую и, таким образом, показывает движение мысли автора. Все вопросы представляют из себя специальный тип вопросов, которые требуют от читателя развернутого ответа.

Is being straight natural? Are you born straight? Or is it just a desire?

I'd say it's both. You are born with the biology to develop that desire.

Why would it be any different for gay people?

It's not like you read the Qur'an and then think «should I be gay or straight?"

You already have the desire. You didn't choose it so you shouldn't be persecuted for it.

Данная структура включает в себя несколько вопросов-объективаций, которые нельзя рассматривать по отдельности, так как один ссылается на другой и показывает развитие мысли.

Сначала автором даются первые вопросы и ответы на них: Is being straight natural? Are you born straight? Or is it just a desire? I'd say it's both. You are born with the biology to develop that desire.

Затем автором даётся следующий вопрос, который с помощью местоимения it ссылается на предыдущий: Why would it be any different for gay people? Без учета контекста предыдущих предложений невозможно понять, что подразумевается под it. Предложения также связаны между собой с помощью повторений (лексемы straight и desire).

Риторический вопрос является частным случаем выражения оценки в интернет-комментариях. Данная конструкция представляет из себя вопрос, ответ на который уже заложен в него и основная коммуникативная цель данного вопроса — поддержка эмоциональной связи с собеседником.

Большинство риторических вопросов выражает негативную оценку событий, произошедших в Брунее и как-либо связанных с введением закона о смертной казни.

How can you be ok with innocent people being tortured and killed because of who they love?

Данное предложение структурно представляет из себя специальный вопрос, цель которого состоит в выражении негативного отношения к людям, которые спокойно относятся к введению смертной казни за гомосексуальные связи в Брунее. В данном контексте негативный эффект достигается за счет использования глаголов с негативной коннотацией (tortured, killed).

Why should they care about what's going on in someone's else's bedroom?

Приведенное предложение также является специальным вопросом, цель которого состоит уже в выражении негативной отношения к тем, кто ввел закон о смертной казни за гомосексуальные связи. С помощью местоимения they автор и обозначает этих людей, которые включают не только самого Султана, но и представителей правительства.

Why do we always have to poke our noses into another country's business?

Данный пример также представляет из себя специальный вопрос, интенция которого заключается в выражении негативного отношения к действиям представителей западной культуры. Последние в предложении выражаются с помощью местоимения we, которое включает себя как политиков, публичных людей и в принципе представителей западноевропейских культур, которые, в большинстве своём, осудили события в Брунее. Фразеологизм poke nose относится к разговорному стилю и встречается в большинстве своём в негативном контексте, из-за чего и было использовано в данном случае.

Таким образом, в большинстве случаев в интернет-комментарии для выражения оценки используются вопросы-обсуждения, вопросы-объективизации, вопросы-размышления и риторические вопросы. Большинство из них являются специальными вопросами, которые требуют развернутого ответа. В некоторых случаях авторы усиливают эффект от высказываний с помощью лексем с отрицательной коннотацией.

Литература:

  1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. // Н. Д. Арутюнова. — Москва: Наука, 1988. — 341 с.
  2. Хазбулатова Т. А. Вопросительные конструкции как разновидность диалогических форм в поэзии Бориса Пастернака и Осипа Мандельштама: дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / Т. А. Хазбулатова. — Москва, 2012. — 268 с.


Задать вопрос