Отсутствие единых стандартов всегда будет преследовать человечество…
За последнее десятилетие всё больше стран вовлекаются в компьютеризацию правительственных операций. В частности, такая тенденция наблюдается в отношении управления общественными финансовыми ресурсами. При этом перед правительствами многих стран наиболее остро стоит вопрос правильного выбора интегрированной информационной системы по управлению финансами, которая станет решающим фактором при компьютеризации и автоматизации бюджетных учётных операций в правительственных структурах.
Подобные ИС должны делать возможным оперативный своевременный доступ к важной финансовой информации, и помогать усиливать правительственный контроль над различного рода финансовыми операциями. Они предназначены для повышения уровня качества работы государственных служб, придания бюджетным процессам прозрачности и простоты исчислений. Гипотетически, таким образом, все правительственные операции должны целесообразно ускоряться без потери качества и функциональности.
Финансирующие и инвестиционные организации, в частности международные учреждения, такие как Международный валютный фонд (ООН), Всемирный Банк, и Агентство международного развития, сыграли решающую роль в освоении систем управления финансами в развивающихся странах, и будут продолжать оказывать огромное влияние на процессы внедрения, с помощью проектов, комбинирующих техническую поддержку, обучение, финансовые ресурсы и содействие с партнерскими правительствами.
Недавняя исследовательская литература, затрагивающая тему интегрированных ИС для нужд финансового управления на государственном уровне, выделяла множество аспектов о дизайне, разработке, применению и устойчивости систем. Тем не менее, нигде не рассматривалась более важная тема удачного синтеза этих вещей с учётом текущего положения дел в стране и специфики ее экономики для того, чтобы определить наиболее приемлемую стратегию и уделить наибольшее внимание критериям управления, мониторинга и систем расчета в ИИСФМ. Далее мы предметно рассмотрим наиболее удачный пример ИИСФМ, который недавно имел опыт их внедрения, адаптации и применения.
Для начала рассмотрим, какие составляющие подобной системы являются обязательными по международным стандартам.
В ядре любой подобной системы располагается «главный каталог» этой системы. Он в свою очередь состоит из центральных таблиц в истории которых сохраняется информация обо всех проведенных актах, начиная от распределения бюджетных фондов и заканчивая обязательными платежами в государственный бюджет. Все акты должны одновременно записываться и попадать из основного каталога во все подходящие подтаблицы. Эти записи остаются стабильными частями истории финансовых операций и могут в любое время предоставить полную информацию о транзакции от момента её произведения и до результатов.
В дополнение к основному каталогу также включаются остальные корневые компоненты с более узкоспециализированными функциями. В них входят:
− управление денежными средствами — мониторинг и предсказания финансовых потоков и финансовых требований. Представление согласованности между банковскими счетами и записями в международной финансовой ИС.
− контроль выполняемости обязательных сделок — заверяет, что перед тем как транзакция проведена, в бюджете есть запись о распределении бюджета на эту сделку, и в наличии достаточно средств на её выполнения.
− кредиторские задолженности — генерирует и обрабатывает платежи, со встроенной проверкой приложенной документации и поиском совпадения индексов сделки в различных источниках.
− дебиторские задолженности — производит счета и обрабатывает записи по получению оплат, в том числе все типы поступления финансовых потоков в государственные учреждения, включая неналоговые доходы и вознаграждения.
Помимо этих трех основных компонентов, есть множество других типов информации, которые могут локально применяться и поддерживаться финансовой ИС, такие как: приготовление и планирование бюджета, управление сделками и поставками, платежные ведомости и человеческие ресурсы, административные доходы (налоги и таможня), управление долгами, управление активами, каталог проектов, управление вознаграждениями. Также подобные системы рассчитаны на присоединение более специализированных надстроек, если в них возникает необходимость. Их список может быть очень длинным, но чаще всего он ограничивается местными нуждами правительственного органа, но стоит отметить, что от его класса зависит уровень защищенности ИС. В основном встречаются три типовых уровня:
− внутренняя система безопасности,
− распределение информации по принадлежности пользователю,
− внешняя безопасность, которая незаменима при контакте системы с остальным миром через Интернет, системы банкинга, гражданские консоли доступа для налогов, лицензий и т. п.
Тем не менее, несмотря на общую простоту и доступность подобных ИС, правительства многих стран сталкиваются с определенными трудностями при их локальной адаптации.
Если объективно рассматривать в качестве примера Казахстан, внедрение информационной системы по управлению финансами наткнулось на препятствие при выборе подходящего программного обеспечения. Приложением для корневого каталога всей системы был выбран Oracle Financials. Исключительный пакет, удовлетворяющий общим нуждам, но его система требует полно-коммуникационную основу и постоянную централизованную обработку информации, что в местных условиях недостижимо. Этот вопрос не поднимался и в процессе фазы применения совершенно игнорировался. Как следствие этого упущения, системный интегратор и правительственная команда применения были вынуждены обратиться в Мировой Банк в Вашингтоне с визитом, чтобы провести переговоры о выделении займа в размере более чем 25 млн. долларов для организации коммуникационной базы, основанной на спутнике.
Но даже это было не последним препятствием в процессе установки ИИСФМ в Казахстане. Разработка такого специализированного приложения в США заняла намного больше времени, чем планировалось с постоянным переносом сроков окончания различных стадий разработки. К тому же правительство приняло решение не применять различные ключевые модули программного обеспечения, такие как платежные ведомости по налогам, вследствие нехватки финансовых ресурсов. Это, как выяснилось позже, оказалось роковой ошибкой. Если брать во внимание размеры общественного сектора рабочей силы и объем распределенного на него государственного бюджета, становится очевидным, что ресурсы не могут быть адекватно оценены, а соответственно равномерно распределены.
И в заключение, правительство не позаботилось об устойчивой поддержке системы при её расширении от исходных размеров. Множество стран, внедряющих ИИСФМ, продолжают сталкиваться с этой проблемой. При идеальных условиях система должна проявлять эластичность при естественном расширении в процессе её использования, а также безопасно и безболезненно включать в себя все изменения и модификации в фискальной политике и финансовом управлении.
Сегодняшние ИИСФМ основаны на проверенных и испытанных платформах специализированного аппаратного обеспечения, которые тысячи раз сработали успешно, но при приближении стадии адаптации системы к правительственному уровню, проблема перестает носить инженерный характер, а становится проблемой, скорее, инертности. Представление современной системы управления финансами требует своего рода обязательной готовности старой системы к кардинальным изменениям и радикальной модификации в технологиях, в процессах и процедурах, в навыках, в ответственности и поведении.
Литература:
- Практическое руководство. Журнал. — Фонд международного развития. Агентство США USA ID
- Пособие по интегрированным информационным системам финансового менеджмента. Группа Льюиса Бергера. Январь 2008.