Переход на Международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО) осуществляется общей политикой государства и стратегией реформ, ориентированных на построение рыночной экономики в Казахстане.
Быстрые изменения в мировой экономической ситуации, произошедшие за последние десятилетия, в большей степени изменили подходы, применяемые странами при создании правил для бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Рынки капитала расширяются за пределами национальных границ, процессы интеграции укрепляются в связи с развитием национальных экономик. Расцвет рынков капитала требует высокой степени понимания инвесторами их тенденций развития, уверенности в их укреплении, стабильности и ликвидности. Принятие единого пакета международных стандартов финансовой отчетности способствует сокращению расходов организаций по привлечению инвестиций благодаря сокращению стоимости кредитов и административных расходов по подготовке отчетности по стандартам, которые не важны для инвесторов.
Начиная с 2005 года все компании стран Европейского союза, чьи акции котируются на биржах, должны были составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Исключение сделано лишь для предприятий, использующих Общепринятые принципы бухгалтерского учета (далее — ГААП) США, а также для фирм, у которых на биржах котируются только долговые обязательства (облигации). По мнению Евросоюза, введение МСФО позволил устранить барьеры при международной торговле ценными бумагами, обеспечив единообразие, достоверность, прозрачность и сравнимость финансовой отчетности в странах ЕС. Считается, что международные стандарты финансовой отчетности являются наиболее разработанными и продвинутыми бухгалтерскими стандартами в мире. Именно поэтому во многих странах, например в Австралии, Германии и Великобритании, иностранные эмитенты могут представлять свою отчетность на биржи в соответствии не с национальными стандартами этих стран, а с международными стандартами. В других государствах, например в Канаде, Японии и США, это также допускается, однако компании, готовящие отчетность по МСФО, дополнительно должны представлять список ее отличий от отчетности, которая была бы подготовлена в соответствии с национальными стандартами этих стран. В некоторых странах (например, Чехии, странах Балтии) отчетность по МСФО должны составлять все крупные предприятия. В Казахстане с 2003 года все финансовые организации, с 2005 года — акционерные общества, а с 2008 года — иные организации (кроме государственных учреждений) оставляют отчетность по МСФО [1]. С 2013 года все государственные учреждения перешли на международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (далее МСФООС).
Вполне возможно, что в ближайшем будущем проблема освоения МСФО коснется не только европейских компаний. Не так давно Совет по стандартам финансовой отчетности США (Financial Accounting Standards Board — FASB) и Фонд Комитета Международных стандартов финансовой отчетности (далее — ФКМСФО) заявили о намерении провести гармонизацию ГААП США и МСФО.
Согласно программе гармонизации, в ГААП США и МСФО будут внесены изменения, устраняющие определенные расхождения между двумя системами стандартов. Со временем планируется полная ликвидация существующих различий между ними [2].
Учитывая, что на долю США приходятся около 52 % мировой рыночной капитализации, МСФО имеют реальный шанс стать действительно всемирными стандартами учета.
Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой организации подготавливают финансовую отчетность. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, при необходимости на основе данной информации составляются также и другие виды отчетности. Система бухгалтерского учета это определенная целостность или множество элементов учета, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Такая система включает себя логический комплекс, в котором обобщается информация, направленная на правильное измерение конечных результатов деятельности в целях обеспечения экономических интересов организации, государства, а также любых других как внешних, так и внутренних пользователей.
У всех пользователей отчетности есть определенные ожидания в части содержания информации в финансовой отчетности. Эти ожидания развивались с течением времени и происходили из того формата и содержания финансовой отчетности, с которой пользователи встречались в прошлом. На данные ожидания влияли законы о бухгалтерском учете, регламенты и стандарты бухгалтерского учета. В Казахстане ожидания развивались исходя из формата и финансовой отчетности, разработанной при советской системе. Ожидания иностранных пользователей формировались исходя из принципов и практики Международных стандартов финансовой отчетности.
Под любым достоверным мнением может разумно подразумеваться мнение, основанное на определенных важных или фундаментальных принципах или концепциях бухгалтерского учета. В международном контексте могут быть отнесены к фундаментальным и могут быть отражены в законодательстве и стандартах финансовой отчетности, по крайней мере, двух принципов:
- принцип начисления;
- непрерывность деятельности.
Естественная практика состоит в воплощении данных принципов в законодательстве о бухгалтерском учете какой-либо страны. Все больше и больше, применение данных принципов при конкретных обстоятельствах осуществляется посредством стандартов финансовой отчетности.
В настоящее время экономика представляющая собой высокоразвитую информационную систему, отстроенную и функционирующую в соответствии с международными требованиями, является единой системой учета, которая включает разные ее аспекты (статистический учет, бухгалтерский учет, налоговый учет и т.д.).
Бухгалтерский учет является важнейшим фактором, обеспечивающим единство и функциональность глобальной системы учета, как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения в соответствии с поставленными задачами.
Информационная функция финансовой отчетности в экономике исходит из финансовых результатов деятельности организаций, которые необходимы широкому кругу заинтересованных пользователей информации как внутри, так и за пределами организации. Высококачественная отчетность необходима и для развития рынка капитала, поскольку на ее основе принимаются решения о распределении ограниченных ресурсов, часто определяющие развитие экономики на десятилетия вперед.
Первым приоритетом продвижения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира является интеграция в мировую экономику. В этой связи в процессе развития государства особую актуальность приобретает адекватное совершенствование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, поскольку целью бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита является обеспечение заинтересованных пользователей экономической информацией для принятия управленческих решений.
Для эффективного выполнения бухгалтерским учетом свойственных ему задач финансовая отчетность должна удовлетворять таким требованиям как профессионализм, прозрачность, независимость, актуальность, стандартность, а также соответствовать принципам и основным качественным характеристикам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Мировой опыт показывает, что такие качественные характеристики как понятность, уместность, надежность и сопоставимость, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием международных стандартов или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Экономическая перспектива применения МСФО и МСФООС заключается в более эффективном распределении капитала, более широком выборе капиталовложений и росте их рентабельности, упрощается выход на мировой рынок, появляется возможность снижения затрат на привлечение капитала. Что в следствие приведет к развитию новых бизнес структур, появлению новых рабочих мест, снижению безработицы, повышению конкурентоспособности казахстанских организаций на международных рынках, к экономическому росту страны в целом.
Литература:
1. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», от 28.02.2007 года.
2. План мероприятий по ускоренному внедрению Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденным распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 9 августа 2006 года № 223-р.